РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.П. Морозова
музыкальный руководитель
МБДОУ № 21 г. Амурска
Скуднело б сердце, не сумев принять в себя речушку детства.
Её ликующий напев –моё бессмертное наследство!
Здесь – мой родник, меня здесь ждут, и я застыл, как на пороге:
К истокам пройденным ведут нас всех далёкие дороги!
Касым НурдбадовВ жизни любого человека есть период, когда формируется его сознание, ответственность перед родителями, чувство сопричастности к своему народу, ценностное отношение к миру, гордости за свою Родину, любви к ней – это его детство. И семья, и дошкольное учреждение, несут обоюдную ответственность за формирование личности ребёнка, воспитывают в нём сознательность, патриотизм, способность строить свои отношения с другими людьми.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
На современном этапе развития общества воспитание гражданственности и патриотизма обязывают ДОУ развивать у детей – дошкольников познавательный интерес, любовь к Родине, её историческому и культурному наследию.
Если человек, живущий в современном обществе, не знает свои исторические корни, традиций своего народа, он не может вырасти полноценным человеком, любящим свой отчий дом, своих родителей, свою родную страну. Недаром старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Воспитание у дошкольников чувств гражданственности и патриотизма включает в себя очень широкий круг задач. Они общеизвестны: воспитание любви к родному дому, своей семье, городу, в котором живёшь, культурному прошлому своего народа, к родной природе. Чтобы реализовать эти задачи патриотического воспитания дошкольников, необходим комплексный подход, который осуществляется в ДОУ в непосредственно – образовательной деятельности, досугах, праздниках и развлечениях, играх и самостоятельной деятельности. Дети - дошкольники отличаются непосредственностью и большой эмоциональностью, поэтому их чувства выражают их отношение к окружающему миру, преобладают над всеми сторонами их жизни, определяют их поступки.
Для формирования в дошкольном возрасте чувств патриотизма, на мой взгляд, эффективным средством является музыка. Она, воздействуя на настроение ребёнка, его чувства, преобразует его духовный и нравственный мир. Осваивая различные виды музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки, музицирование), ребёнок выплескивает свои эмоции, тем самым выражая свою любовь и своё отношение к семье, природе, к своей Родине.
Для ребёнка-дошкольника понятие «Родина» – это мама, его близкие родные люди, дом, в котором он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его друзьями и воспитателями. Поэтому, начиная с младших групп, в музыкальном репертуаре всегда присутствуют песни на такую тематику, а особенно, песни о маме, ведь всем известно, что нравственно-патриотическое воспитание детей начинается именно с воспитания любви и уважения к маме. Для детей младшего возраста эти песни просты в понимании и непосредственны («Кто нас крепко любит», Арсеева, «Мамочка любимая», М. Михайленко и др.), а для детей старшего возраста в них уже выражается гордость за маму, проявление заботы о ней, чувство дружелюбия. Потому что мама – это самый лучший в мире друг («Мамочка моя милая» Л. Мельниковой, «Песня о самом лучшем человеке», А. Евтодьевой). Какое же огромное удовольствие на праздниках доставляют детям совместные танцы и игры с мамами, прочтение и инсценировка стихов, музицирование в едином большом оркестре! Эта совместная деятельность делает атмосферу любого праздника более трогательной, задушевной и тёплой.
В воспитании чувства патриотизма у детей очень ценным материалом являются песни о Родине. Ведь они воздействуют на чувства детей подчас сильнее, чем беседы и рассуждения. Такие песни как «Наш край» Д. Кабалевкого, «Моя Россия» Г. Струве заставляют детей не просто вслушиваться в музыку, понимать содержание, а сопереживать, любить свой край. Также уделяю большое внимание воспитанию гордости и уважения к Государственному Гимну России.
Знакомство с малой Родиной – это ещё один важный аспект. Дети знакомятся с историей своего родного края, города, улицы... Знакомятся с творчеством дальневосточных композиторов и поэтов Максима и Константина Выборовых, композитора А. Петренко, Э. Казачкова, А. Лычкова и др. Песни о детском саде, о дружбе воспитывают в детях дружеские чувства, уважение к сверстникам, доброжелательность.
Есть ещё одно важное составляющее звено в развитии патриотического чувства дошкольников – это воспитание чувства любви к родной природе. Через восприятие разнообразных музыкальных образов у детей - дошкольников воспитываются добрые чувства к реальным образам окружающей их природы. В репертуаре программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой есть много интересных музыкальных произведений, которые передают образы хорошо знакомых детям животных и птиц, образы природы: зоологическая сюита «Карнавал животных» Сен-Санса, цикл «Времена года» П. Чайковского, цикл «Детская музыка» С. Прокофьева, «Времена года» А. Вивальди, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и множество других произведений, как инструментальных, так и вокальных.В НОД, интегрированных и тематических занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию своей родной страны, знакомятся с творчеством таких русских композиторов, как С. Прокофьева, П. Чайковского, М. Глинки, Г. Свиридова, М. Мусоргского и др.
Несомненно, огромную роль патриотического воздействия на детей играет знакомство с народной музыкой, фольклором. Она вызывает большой интерес у них, создаёт хорошее настроение, приносит им радость. Произведения русского народного фольклора, которые используются в работе с детьми, просты, и вместе с тем мелодичны, образны. Поэтому дети их легко и быстро усваивают. Хороводы, пляски, музыкальные игры, шумовые и музыкальные оркестры объединяют детей в совместной музыкальной деятельности, создают у них радостное, светлое настроение. Более того, дети ненавязчиво, и чаще в весёлой игровой форме знакомятся с бытом и обычаями русского народа. А исполнение русских народных песен воспитывает у детей художественный музыкальный вкус, приобщая их к песенному прошлому народа.
С народной фольклорной музыкой знакомить детей начинаю уже в 1 младшей группе. Малыши с интересом слушают и пытаются подпевать такие песни как «Ладушки - ладошки», «Дождик», «Петушок», «Сорока - белобока», «Солнышко» и т. д. А в музыкально – ритмической деятельности, осваивая с малышами основные и танцевальные движения, вновь и вновь обращаемся к народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Пойду ль я», «Ах ты, берёза», «Светит месяц», и т. д. Русские народные мелодии естественны и мелодичны, потому легко воспринимаются детьми.На рост самосознания и развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста оказывают народные праздники (Рождество, Пасха, Троица), так как в процессе подготовки к ним дети узнают много интересного и познавательного о традициях и обычаях своего народа.
Участие детей в театрализованной деятельности в ДОУ также помогает им выразить своё отношение к тому уголку Родины, где он живёт, выплеснуть свои эмоции. Участвуя в театрализованных постановках «Лесные соседи», «Осенний переполох», «День Победы» и др. дети со свойственной им непосредственностью и открытой эмоциональностью выражают своё доброжелательное отношение к окружающему миру, природе, событиям, которые происходят вокруг, так как театрализованная деятельность тесно связана с игрой.
Тема «Защитников Отечества» имеет также особое значение в рамках гражданско - патриотического воспитания. Она очень любима детьми, потому как в любой семье есть свой защитник – папа, брат, дедушка, тот, кто сильный и смелый. Дети с удовольствием поют песни, «Мы - мальчишки», М. Протасова, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова и др. Характер музыки и содержание этих песен созвучны с желанием мальчишек стать настоящими защитниками своей Родины. Празднование Дня Победы стало традиционным в нашем детском саду для детей старших групп. И музыка здесь играет, конечно же, важную роль. Дети с волнением слушают и исполняют песни о войне, защитниках отчизны. Такие песни как «Священная война» А. Александрова, «Офицеры», О. Газманова, «День Победы» Д. Тухманова, никого не оставляют равнодушными.
Атмосфера праздников и развлечений, проводимых в ДОУ, (Мамин день 8 Марта, День Защитников Отечества, календарные и тематические народные праздники, День Победы, День Матери и День Российского Флага) надолго остаётся в памяти детей и способствует формированию у них гражданских и патриотических чувств.Воспитанники нашего сада с большим желанием и ответственностью принимали участие в РМО «Читаем детям о войне», в сценарии конкурса чтецов «Славься, День Победы!». В канун празднования Дня Победы дети приняли участие в конкурсе «Победный май!». Эти мероприятия являются важнейшим фактором в формировании гражданственности и патриотизма и надолго останутся в памяти детей.
В своей работе я активно применяю информационно-компьютерные технологии - синтезатор, музыкальный центр, моноблок, мультимедийное оборудование, DVD-проигрыватель. Это позволяет детям с интересом включаться в образовательный процесс, развивает интеллект, воспитывает у них ответственность и самостоятельность при получении новых знаний. Познавательные слайд-шоу, презентации, видеофильмы («Времена года», «Музыкальные шедевры России», «Москва – столица моей Родины», «Наш Хабаровский край», «70 лет Победы», «Животный мир нашей земли» и другие) в сочетании с музыкальным сопровождением, вызывают у детей эмоционально-положительный отклик в их душах, доставляют огромную радость и восторг.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ.
Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.
Литература:
Аглиуллина И. И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003
Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям. // Детский сад от А до Я. 2005, - № 6
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов – М. : Просвещение, 1983г.
Виноградова Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
Дошкольникам о защитниках : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – Москва : Сфера, 2006. –
Михеева Л.Н. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания.
Новицкая, М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – Москва : Линка-Пресс, 2003.
Радынова П. С. «Музыкальное воспитание дошкольников», М.:- Просвещение, Владивосток, 1994 г.