Методические рекомендации для классных руководителей начальных классов по ведению Портфолио ученика как метода оценивания личностного роста.


Методические рекомендации для классных руководителей начальных классов по ведению Портфолио ученика как метода оценивания личностного роста.

На сегодняшний день портфолио является частью итоговой оценки, закрепленной нормативными документами, в первую очередь ФГОС начального общего образования.
Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Предметом оценивания портфолио являются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценивания учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
Цель портфолио – фиксация и систематизация индивидуальных результатов развития ученика, его усилий, прогресса и достижений, демонстрация его способностей и интересов.
Задачи:
- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
- развитие навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («Я реальный», «Я идеальный»);
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие учебной мотивации;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию, формирование адекватной самооценки обучающихся;
- содействие успешной социализации учащихся.
Структура портфолио:
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
а) автобиография;
б) рассказ о себе; 
в) список долгосрочных и краткосрочных планов.
 
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Ребенок может описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
В этом разделе можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка. Он может поместить свои фотографии  и подписать их, написать небольшие сочинения на различные темы («Моё имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Мой город»), поместить образовательные планы на год.
2) Достижения:
2.1. РАЗДЕЛ «Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности»
Сведения об участии  в предметных олимпиадах,   научно-практических конференциях;
Сведения об участии в исследовательских проектах, в проектной деятельности;
Сведения об участии в интеллектуально-познавательных конкурсах.
2.2. РАЗДЕЛ «Мои достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности»
Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии  в  делах класса и школы (конкурсы, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
Сведения об участии  в школьных,  городских, областных и всероссийских конкурсах различного  направления (творческое, спортивное и т.д.) и  проектной  деятельности, в том числе участие в интернет-проектах2.3. РАЗДЕЛ «Мои грамоты»
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
Похвальные листы и грамоты
Грамоты, дипломы, сертификаты
Благодарственные письма
Свидетельства 
2.4.  РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
В этом  разделе   помещаются творческие работы учащихся: рисунки,  стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее  фотография или диск с соответствующим материалом.   В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
 Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается  информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия.  Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
2.5.  РАЗДЕЛ «Отзывы о моей учебной  и внеурочной деятельности».
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации,  педагогов дополнительного образования, родителей)
Рецензии на работы учащихся
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его  творческих работах
2.6. РАЗДЕЛ «Мир моих увлечений»
Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби,  занятость в системе дополнительного образования, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.
В целом материалы портфолио позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Критерии оценки портфолио достижений.
Данные критерии могут использоваться как для самооценки результатов, так и для внешней оценки.
РАЗДЕЛ «Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности»
Показатель участия Уровень Балл
Предметные олимпиады, научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы, проектная деятельность Школа Город Область Всеросс. Междунар. 5б. 6б. 7б. 8б. 9б. Сертификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др. 6б. РАЗДЕЛ «Мои достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности»
Показатель Уровень активности и качество выполнения поручения Балл
Общественная деятельность (участие в самоуправлении класса) Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений Средняя активность учащегося с учетом качества выполнения поручений Низкая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений 5б. 3б. 1б. Участие в делах класса и школы (конкурсы, акции, праздники, социальные акции, соревнования) Уровень активности участия Балл
Высокий Средний Низкий 10б. 6б. 2б. РАЗДЕЛ «Мои грамоты»
Уровень Балл
Всеросс. Областной Городской Школьный Предметные олимпиады
Победитель 25б. 20б. 15б. 10б. Призер 20б. 15б. 10б. 5б. Творческое, спортивное, интеллектуальное направление
1 место 10б. 9б. 8б. 7б. 2 место 9б. 8б. 7б. 6б. 3 место 8б. 7б. 6б. 5б. Интернет проект (личное участие или в составе команды)
1 место 10б. 9б. 8б. 2 место 9б. 8б. 7б. 3 место 8б. 7б. 6б. Победители и призеры «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др.
Регион. Город Школа 1 место +7б. +6б. +5б. 2 место +6б. +5б. +4б. 3 место +5б. +4б. +3б. Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи
За активное участие в жизни класса
10б. За активное участие в жизни школы
15б. Благодарственное письмо администрации школы за особые успехи в какой-либо деятельности 10б. Благодарственное письмо администрации города за особые успехи в какой-либо деятельности 15б. РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
Показатели Индикаторы Балл
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащихся Уровень мастерства, качество выполненных работ Представление работы (или фотографии с изображением работы) 0 – 10б. 5 – 10б. РАЗДЕЛ «Отзывы о моей учебной  и внеурочной деятельности».
Показатели Наличие отзывов о деятельности обучающегосяУровень оценки Балл
Высокая оценка Средняя оценка Отзывы о деятельности 2б. 5б. 3б. Рецензии на работы 2б. 5б. 3б. Вырезки из СМИ о деятельности 2б. 5б. 3б. РАЗДЕЛ «Мир моих увлечений»
Показатели
Отраженность в портфолио Результативность Балл
Занятость в свободное время (увлечение, хобби, интересы) 2б. 4б. Занятость в системе дополнительного образования 2б. 4б.