Статья Трудности адаптации первоклассников к школе
Трудности адаптации первоклассников к школе
К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает юс еще больше «стараться».Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», — многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально ке то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Причины школьной дезадаптации.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Остановимся на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению.
Это может быть несформированность «внутренней позиции» школьника. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток, они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. Нужно чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Необходимые предпосылки для успешного обучения:
Умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
Умение ориентироваться на заданную систему требований;
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
Ребенок, став учеником, вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни, что в свою очередь, приводит к повышению психологического напряжения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «правильно», «неправильно», «положено» лавиной обрушиваются на первоклассников. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Общение с учителем может представлять трудность для ребенка. Необходимо уметь «принимать учебную задачу». Если ребенок не может решать задачу не в силу отсутствии я у них умения и навыков или интеллектуальной недостаточности, а по причине недоразвитости их общения со взрослыми. В этом случае учащийся действует хаотично.
Трудности к обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми. Обычно эти трудности возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье.
Отношение к себе: дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка, Это приводит к большому торможению в развитии.
Состояние здоровья и уровень физического развития. Организм должен быть функционально готов.
Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдерживая нагрузку.
Трудности с адаптацией возникают у детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек.
Леворукие дети (10% от общего числа) плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку, зеркальность письма, перестановка букв.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы – это агрессивные , эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети.
В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие – общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.
Рекомендации родителям
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение.
2. Не скупитесь на похвалу, При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе. Не запугивайте ребенка.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Покупайте и дарите книги, кассеты, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания.
6. Будьте доброжелательными к одноклассникам.
7. Активно слушайте своего ребенка.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни