Реферат по теме: Современные образовательные и информационные технологии в преподавании английского языка 
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»
По теме:
Современные образовательные и информационные технологии в  преподавании английского языка
 Исполнитель:
Лемесева В.М.	
Москва 2016  год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Аналитическое обоснование выбора современных образовательных технологий.______________________________________________________2
ИКТ-технология __________________________________________________2
Групповая технология ______________________________________________2
Технология проектного обучения ____________________________________3
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ___3
Игровая технология ________________________________________________4
Тестовая технология _______________________________________________4
Использование ИКТ на уроках английского языка_______________________4
Что же такое ИКТ и средства Интернет. _______________________________5
Термин “мультимедиа” означает: много сред (текст, звук, видео). _________6
Алгоритм работы с ИКТ ___________________________________________11
Опыт работы в программе Power Point  ______________________________12
Заключение. Выводы. ____________________________________________13
Список литературы_______________________________________________14
Аналитическое обоснование выбора современных образовательных технологий.
Современная образовательная Технология
 Аналитическое обоснование выбора современных образовательных технологий
ИКТ-технология 
 Посредством использования электронных и цифровых образовательных ресурсов повышается мотивация и интерес учащихся к предмету, качество наглядности и всего процесса обучения.
Формируются ИКТ-компетенции обучающихся.
Работа в режиме онлайн позволяет учащимся чувствовать себя неотъемлемой частью информационного пространства и хорошо ориентироваться в нем.
Происходит постепенное формирование профессиональных навыков и умений работы с компьютерным оборудованием.
Учащиеся получают отличную возможность регулярного пополнения словарного запаса путем использования электронных переводчиков. 
Активно формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности и получения ее продукта.
Значительный объем учебного материала изучается в короткие промежутки времени.
Происходит мобильное расширение кругозора школьников.
Производится точное независимое оценивание выполненных заданий (например, электронного тестирования).
Значительно облегчается подготовка к любого рода экзаменам.  
Групповая технология 
 Вырабатывается умение работы в группе.
Происходит активное диалоговое общение и обмен информацией.
Формируется чувство ответственности, взаимовыручки и поддержки. 
Значительно развивается коммуникативная компетенция.
Происходит повышение успеваемости, например, при работе в парах «сильный – слабый ученик».
Повышается мотивацию и интерес учащихся к предмету.
Технология проектного обучения 
 Формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности и получения ее продукта.
Происходит четкое выполнение последовательности учебных действий (алгоритма) наряду со свободным творческим поиском и выбором пути познания, что позволяет повысить интерес учащихся к предмету.
Приобретение новых знаний осуществляется путем самообразования. 
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» 
В большей степени развиваются навыки именно критического мышления. 
Прослеживается неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Активно используются исследовательские методы и совершенно новые стадии: 
стадия вызова,
стадия осмысления (с составлением кластеров),
стадия рефлексии.
Вырабатываются умения:
работать в группе, 
графически оформлять текстовый материал,
творчески интерпретировать имеющуюся информацию,
распределять информацию по степени новизны и значимости,
обобщать полученные знания.
Создаются условия для  вариативности и дифференциации обучения.
Повышается мотивация и интерес учащихся к предмету.
Игровая технология 
 Раскрывается творческий потенциал учащихся.
Развивается умение работать в коллективе.
Вырабатывается умение взаимодействия и сотрудничества.
Происходит интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых видов деятельности.
Исполняя роль, учащиеся осознают собственную значимость, самоутверждаются как личность.
Укрепляется позитивное отношение к другим людям.
Повышается мотивация и интерес учащихся к предмету.
Тестовая технология 
 Развиваются умения:
выполнять алгоритм учебных действий,
анализировать и синтезировать полученную информацию,
производить множественный выбор,
самостоятельно принимать единственное правильное решение,
производить самокоррекцию,
отличать главное от второстепенного.
Осуществляется  самостоятельная учебная деятельность.
Использование ИКТ на уроках английского языка
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В Пояснительной записке «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится:  «Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний». Практика показывает, что использование ИКТ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося,  интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. 
Более того, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком. 
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“. 
Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. 
Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.
Что же такое ИКТ и средства Интернет.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Термин “мультимедиа” означает: много сред (текст, звук, видео).
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
 восполнить дефицит источников учебного материала;
 развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
 объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
интерактивные карты и атласы,
интерактивные конференции и конкурсы,
материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты.
дистанционное обучение.
Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:
http://www.spotlightonrussia.ru
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вопросом использования ИКТ на уроках английского языка я занимаюсь не первый год. Мне бы хотелось продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, которые я применяю на практике.
1)            Использование аудиоматериалов к  учебнику Спотлайт, размещенных на сайте http://www.prosv.ru/, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования текстов.
2)            Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.
3)            Применение в практике POWER POINT презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.
4)            Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию  навыков самооценки и самоконтроля.
Широкие возможности в изучении английского языка открывает использование Интернет технологий:
1)                           Видеоконференции
2)                           Работа с англоязычными сайтами
3)                           On-line тесты
4)                           Международные телекоммуникационные проекты
5)                           Переписка со сверстниками из других стран
6)                           Работа с аудиокнигами
Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения.
В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась со следующими проблемами:
1)                           Организационные вопросы
2)                           Не смотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал, подходящий по изучаемой тематике
3)                           Сложно заранее спланировать на каких уроках будут применяться ИКТ
4)                           Ограниченность в использовании видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся.
5)                           Недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся.
6)                           Необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
         обеспечить положительную мотивацию обучения; 
         проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 
         обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти ндивидуализацию); 
         усовершенствовать контроль знаний; 
         рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; 
         обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Система использования ИКТ в преподавании английского языка.
   Система использования ИКТ в преподавании английского языка в МОУ СОШ №17 г. Подольска представляет собой поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по английскому языку. 
              1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной  поддержки. 
1.	Учебный материал, по которому отсутствуют наглядные пособия. 
Учебный материал больших объёмов для изложения. 
2.	Подбор тем, требующих создания контролирующих модулей. 
                  2	этап. Подбор и создание информационных продуктов.   
     1.      Создание презентаций. Подбор готовых мультимедийных  продуктов. 
      2.      Набор и распечатка текстов. Создание электронной базы данных рефератов.  
              3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов 
       1.      Внеклассная работа по предмету. Подготовка и проведение недели 
                 английского языка, олимпиад. Организация работы кружка. 
               4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ. 
       1.       Изучение динамики успеваемости и качества знаний. 
        2.      Отслеживание предметного рейтинга учащихся.
      Организовать работу по использованию ИКТ в преподавании английского языка по такой схеме мне удалось благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах: 
1.	Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  (ФЦИОР, http://eor.edu.ru); 
2.	 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов                                                       (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);
3.	 Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно",http://window.edu.ru), 
4.	 Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).
Алгоритм работы с ИКТ
     Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и ИКТ на уроках, но  ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке занятий на основе ИКТ я следую рекомендациям Е.А. Головко и определяю:
1.	для изучения, каких тем целесообразно использовать ИКТ.
2.	какие дидактические задачи  решаются с использованием  ИКТ; 
3.	какие программные средства необходимо использовать для  создания и выполнения компьютерных заданий; 
4.	какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников;
5.	структуры и этапы занятия с ИКТ. Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь необходимо: 
                        -  определить цели и задачи такого занятия; 
                        - тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые предполагается    
использовать; 
                        - составить план занятия и пошагово расписать ход работы; 
                        - обратить внимание на организационные моменты; 
                        - продумать и составить глоссарий выражений и терминов                
                           компьютерной тематики на иностранном языке . 
     В моей работе предусмотрено применение ИКТ. В  УМК отечественных и английских авторов имеется разнообразие творческих, занимательных заданий, что способствует  развитию учебно-организационных, интеллектуальных, информативных умений и навыков. С учениками 5-11 классов мы выполняем проекты, предложенные авторами УМК, используя программы Microsoft Power Point. Содержание раздела постоянно пополняется за счёт новых презентаций, созданных как мною, так и  моими учениками в программах Microsoft Power Point.
При подготовке занятий на основе ИКТ можно использовать традиционный план урока. 
Опыт работы в программе Power Point
      В своей практической работе я использую различные формы использования ИКТ, но в первую очередь хотелось бы поделиться опытом работы в программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.
       Начиная работу по созданию презентаций, я обязательно знакомлю учеников с бланком оценки устного выступления с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint , так как данном случае очень трудно сделать оценку в обычной 5-бальной системе. Меня он устраивает тем, что учитывает все виды деятельности ученика при создании и защите презентации: содержание, технические аспекты, оформление, представление материала. Хотелось бы отметить, что неоценимую помощь мне оказали статьи по использованию программы Power Point в образовательном процессе, напечатанные в журнале «Вопросы Интернет Образования» http://vio.fio.ru/ 
      Ведущая педагогическая идея  моего опыта:
 - повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества знаний учащихся;
 - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
 - систематическая работа над общим развитием учащихся;
 - осознанный подход учащихся к процессу учения.
Выводы.
   Цель обучения английскому языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания английского языка доступно каждому учителю, стоит только задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что английский язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. Применение  современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
    Использование ИКТ при изучении  английского языка способствует:
1)	развитию  творческих возможностей и способностей учащихся;
2)	созданию условий для  самообразования учеников в интересующих их областях  знаний; 
3)	повышению уровня использования наглядности на уроке;
4)	повышению производительности урока;
5)	установлению межпредметных связей;
6)	приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
7)	обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
8)	развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.  
Список литературы:
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М.,2003,-152с.
2. 11. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.
4. Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
5. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
6. Новые педагогические и информационные технологии. /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 333с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
8. Полат Е.С. "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997. С.7-10.
9. 	Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  (ФЦИОР, http://eor.edu.ru); 
10.	 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов                                                       (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);
     11. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно",http://window.edu.ru), 
12.  Федеральный портал "Российское образование" ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Интернет ресурсы:
http://www.spotlightonrussia.ru
http://www.centercom.ru
http://www.homeenglish.ru
http://www.ourkids.ru
http://www.englishforkids.ru
http://www.glc.me.uk
http://english4u.com.ua/index.php
http://www.learningplanet.com
http://www.netrover.com
http://www.penfriends.com.
http://www.golivewire.com
http://www.learn-english.ru
http://www.alleng.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.detskiy-mir.net
13PAGE   \* MERGEFORMAT14115