Многообразие растительности Кемеровской области


Многообразие растительного мира Кемеровской области
Вводное занятие. Знакомство с древесными растениями Кемеровской области.
Цель: Знакомство учащихся с многообразием растений, их значением и строением
Задачи:
Развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывать чувство красоты, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Познакомить учащихся с основными видами деревьев ,произрастающих на территории области
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Рассказ - беседа, игры,
Оформление: Иллюстрации и картинки с деревьями, презентация.
Обеспечение: компьютер.
Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами,
Горы есть со снеговыми шапками,
И поселки с трубами и шахтами».
В.Баянов.
Педагог: здравствуйте! ребята, сегодня мы с вами познакомимся с растительным миром Кемеровской области. Так как растительный мир многообразен сегодня на занятии, путешествуя мы познакомимся с древесным миром растений. А для того, чтобы лучше узнать растения мы отправимся в путешествие по Кузбассу. Если совершить путешествие с севера на юг Кемеровской области, то мы побываем во всех растительных зонах.
Ребята, а в какой части Кемеровской области проживаем мы с вами?
Дети: в северной части
Педагог: Правильно. Ну что ж начнем наше путешествие. Древесная флора Кемеровской области насчитывает 102 вида. Сюда относятся деревья, кустарники, кустарнички и полукустарнички. Ребята отгадав загадку мы узнаем о чем мы будем знакомиться далее:
Весной веселит, осенью питает,Летом холодит, зимой согревает.
Дети: деревья педагог: Правильно. Деревья - крупные растения с сильно развитым многолетний стеблем, называемым стволом, несущим на себе крону. В области произрастает 15 видов деревьев, причём 5 из них относятся к голосеменным, остальные к покрытосеменным. Это следующие виды: пихта сибирская, ель обыкновенная, лиственница сибирская, сосна сибирская (кедровая сосна), сосна обыкновенная, берёза повислая (бородавчатая), береза пушистая (белая), берёза извилистая, ива козья (бредина), ива белая (ветла), тополь белый, тополь дрожащий (осина), тополь чёрный (осокорь), тополь лавролистный, сибирская. Кустарники характеризуются развитием от уровня почвы нескольких стволиков, более или менее одинаково развитых. В области насчитывается 49 видов кустарников. Наиболее многочисленном в видовом отношении и широко распространённым является род "ива", включающий свыше 20 видов. К кустарникам же относятся хорошо знакомые рябина сибирская, малина обыкновенная, смородина чёрная и красная, ядовитое волчье лыко и др..(слайд №14)Кустарнички отличаются от кустарников мелкими размерами, их высота не превышает 50 см. Среди них можно назвать клюкву, голубику, бруснику, чернику.(слайд №15)Полукустарники и полукустарнички характеризуются тем, что нижние части их побегов одревесневшие, а верхние - травянистые. Это группа довольно широко представлена в области, насчитывает 19 видов (тимьян ползучий, некоторые полыни и др.). (слайд №16)
Ну а теперь я узнаю у вас как вы знаете деревья:
Что же это за девица -Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьёт,А в иголках круглый год?
Есть у родственницы ёлкиНеколючие иголки,Но, в отличие от ёлки,Опадают те иголки.
Стоит девица,Ой, нарядная:Вся-то стройная,Вся-то ладная.Белый чёрным шитСарафан на ней.
Весной зелена,Летом загорела,Осенью наделаКрасные кораллы.
Будто снежный шар бела,По весне она цвела,Нежный запах источала.А когда пора настала,Разом сделалась онаВся от ягоды черна.
Педагог: Ребята, в природе еще существуют растения, которые являются редкими или находятся на грани исчезновения. Такие растения занесены в красную книгу Кемеровской области. (слайд №17-18)
Педагог: Ну а теперь мы с вами поиграем
Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза. Так же могут быть предложены другие названия
Ребята для того, чтобы лучше запомнить деревья давайте мы с вами зарисуем по одному дереву, кустарнику, кустарничку который вам понравился.
Подведение итогов дети рассказывают о нарисованных деревянистых растениях, делают краткий рассказ
Педагог: Ребята, спасибо за внимание!
Список литературы.
Дыхание земли родимой [текст]: стихи/под ред. В. Баянова, Т. Махаловой.- Кемерово: Кемеровское кн. Изд-во,1979.-288с.
Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа [текст]: учебное пособие/Л.И.Соловьев. - Кемерово: ОАО "ИПП «Кузбасс"; ООО "СКИФ", -2006.-384 с.
Красная книга Кемеровской области: Т1.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. [текст].- Кемерово : « Азия принт»,2012.- 192с.
Интернет ресурсы
krai.myschool44.edu.ru[интернет -ресурс]. Край, в котором мы живем