Восстановление системы народного образования в 1943-1945 гг. (по материалам Воронежской области).

Е.В.Бойкова,(г.Воронеж)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1943-1945 гг.
Всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. В 2015-ом году мы отмечаем 70-ую годовщину победы Советского Союза над фашистской Германией. Эта дата знаменательна как для участников событий военных лет, так и для нашей молодёжи, обязанность которой -помнить свою историю, без должного знания которой немыслимо не только понимание природы и сущности современного общества, но и научное предвидение перспектив его дальнейшего развития.
Одним из важнейших событий Великой Отечественной войны историки считают сражение советских войск на воронежском направлении. В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, очистила от противника значительную территорию фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, разгромили немецкие войска и полностью овладели городом. "Воронеж стал на пути гитлеровцев как утёс, о который разбились все планы фашистского командования, все попытки врага к дальнейшему продвижению на восток"[I].
Шестимесячное пребывание гитлеровцев а оккупированных районах Воронежской области нанесло огромный ущерб народному хозяйству этих районов. Были разрушены целые города и посёлки, уничтожены культурные ценности. Массовые расстрелы и насилие над мирным населением были повседневным явлением на всей захваченной немцами территории. Вот почему первейшей задачей жителей края стала повседневная кропотливая работа по восстановлению нарушенной жизни в освобождённых районах региона.
В данной статье на основе архивных документов раскрывается наиболее сложный период в истории просвещения Воронежской области, когда в условиях военного времени возрождалась к жизни почти полностью разрушенная фашистскими оккупантами система народного образования , восстанавливался культурный потенциал области.
19 ноября 1942 года советские войска перешли в наступление под Сталинградом. Зимой 1942-1942 гг. Воронежский фронт во взаимодействие с соседними фронтами провёл операцию "Малый Сатурн", ставшую составной частью Сталинградской битвы. Эта операция положила начало изгнанию вражеских войск с воронежской земли. Противник был выбит более чем из двухсот населённых пунктов области, в том числе из районных центров Новая Калитва , Кантемировка, Богучар , Талы. Одновременно войска Воронежского фронта готовились к Острогожско-Россошанской наступательной операции. В ходе упорных боёв советские войска разгромили группировку противника, прорвав оборону на 250-километровом фронте и освободив до трёх тысяч населённых пунктов. 25 января наши войска освободили Воронеж. Началось изгнание фашистских захватчиков из западных пределов области. 26 января 1943 года Совинформбюро сообщало: "25 января войска Воронежского Фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западней и юго-западней города также очищен от немецко-фашистских войск"[2]. Развивая наступление, войска Воронежского и Брянского фронтов освободили полностью Воронежскую область и повели наступление на Курск, Белгород и дальше на Харьков.
Более полугода наша область являлась ареной упорных боёв с немецкими захватчиками, стремившимися прорваться на восток. Из 83 районов области 34 были оккупированы фашистскими войсками (4 района частично) [3]. Они принесли смерть и разрушения в наши города и сёла, превратили в развалины заводы, фабрики, очаги культуры, памятники искусства. "Разрушение наших городов и сел в подавляющем большинстве не вызваны военными действиями. Они производились немцами обдуманно и планомерно, с целью уничтожить исторически сложившиеся культурные и экономические центры нашей области"[4]. В Воронеже немецкие варвары полностью разрушили лучшие здания общественных организаций. Уничтожили заводы и фабрики и почти весь жилищно-коммунальный фонд. Общий объём ущерба, нанесённого оккупантами Воронежской области, определён в сумме 15 283 846,1 тыс. рублей, в том числе системе народного образования на 179 274,9 тыс. рублей [5].
Особое место в планах агрессоров, как показали годы войны, отводилось советской школе. Её полное уничтожение фашистами рассматривалось как важное средство и непременное условие ликвидации идейно-политического влияния государства на свою молодёжь. Немцы приравнивали школы, детские сады, дворцы пионеров к военным объектам. Всего за 1942-1943 гг. на территории Воронежской области было разрушено и сожжено 1382 школьных здания, 580 клубов, музеев, театров, 24 библиотеки[6]. В Воронеже не осталось ни одной школы, детского сада, библиотеки, не подвергшихся разрушению немецко-фашистских захватчиков. А имущество этих учреждений полностью уничтожено или разграблено.
В 1940-ом году в городе Воронеже функционировало 64 школы, в которых работала 1675 учителей и обучалось свыше 40 тыс. учащихся. С началом войны число действующих школ в связи с занятием части школьных зданий на нужды эвакуированных промышленных предприятий сократилось до 41-ой, а число учащихся- до 20 тыс. человек[7]. В результате оккупации города немецкими войсками, школьное хозяйство почти полностью было приведено в негодность. Из существующих школьных зданий 31-разрушено до основания, 8 школ сохранились, но нуждались в капитальном ремонте. По приблизительным подсчётам комиссии ГорОНО сумма ущерба составила 21 400 тыс. рублей. Уничтожено и разграблено 6 районных библиотек(153,8 тыс. книг) на сумму 497,4 тыс. рублей. Полностью разрушен Музей Революции, Историко-Краеведческий музей и Дом-музей И.С. Никитина, старое здание ВГУ [8]. Ликвидируя на захваченной ими территории советскую систему народного образования, оккупанты не стеснялись использовать школы и другие культурно-просветительские учреждения для своих нужд. В областной публичной библиотеке фашисты устроили застенок, где мучили и убивали людей, в стенах Краеведческого музея была размещена конюшня, здание детских яслей "Венок Ильичу" гитлеровцы превратили в офицерский притон.
На территории районов, подвергшихся немецкой оккупации, враг уничтожил около 1000 школьных зданий. В Россошанском районе было разрушено 16 школ из 60, в Подгоренском районе-15 из 45 школ. Особенно сильно пострадал Коротоякский район, где были уничтожены практически все школьные здания[9].
Школьная сеть в освобождённых районах Воронежской области на февраль 1943 года.

Районы
Города
Количество школ до
оккупации
Количество школ
после оккупации




НШ
НСШ
СШ
Всего
НШ
НСШ
СШ
Всего

1.
Город
29
9
24
62
7
4
9
30

2.
Село
856
318
74
1248
761
261
38
1060

3.
Итого
885
327
98
1310
778
265
47
1090

Ф.2669. ОП.1.Д.1Л.1.
В течение всей Великой Отечественной войны обеспечение школ и дошкольных учреждений учительскими кадрами и воспитателями составляло сложный комплекс проблем государственного значения. Призыв в армию, уход значительной части учителей в партизанские отряды, эвакуация привели к массовому сокращению педагогических кадров как в целом по стране так и в отдельных её районах. Свыше 5 000 учителей Воронежской области ушли на фронт или эвакуировались в глубь страны. К началу 1942-1943 учебного года учителей осталось 18 тысяч человек[10]. Из 11 педагогических училищ сохранилось 4: Липецкое, Борисоглебское, Новохопёрское, Усманское[II]. Высшие учебные заведения были эвакуированы
: педагогический институт в город Уржум Кировской области, ВГУ- в Елабугу Татарской АССР.
Прекращение занятий в школах прифронтовых и оккупированных районов области, использование школьных зданий для военных целей значительно снизило количество детей, посещавших школу. Фактически из учтённых 405 тыс. человек[12]. По сведениям ГорОНО в Воронеже на 1 марта 1943 года действовало 3 школы, числом учащихся 100 человек[13].
Восстановление народного хозяйства Воронежской области стало главным направлением в деятельности всех партийных и государственных органов края в 1942-45 гг. Эта работа разворачивалась сразу же после освобождения оккупированных районов.
Перед работниками народного образования в этот период стали следующие основные задачи: восстановление школ и других учреждений народного просвещения; обеспечения их кадрами; привлечение детей к занятиям в школах; оказание материальной помощи нуждающимся учащимся. в первую очередь детям фронтовиков и сиротам.
Восстановительные мероприятия, намеченные органами народного образования. проводились в тяжёлых условиях и имели свои особенности:
1. Они начались при минимальном числе жителей (например, в Воронеже на 23 февраля 1943 года проживало около 10 тыс. человек, из них 100 детей школьного возраста[14]). Их надо было выявить, учесть и создать все необходимые условия для жизни.
2. Мобилизовать все силы на очистку территории, восстановить дороги, разобрать и разминировать разрушенные здания и улицы.
3. В кратчайшие сроки возобновить деятельность школ и детских садов, приспособив для этого сохранившиеся общественные здания и жилые дома. Всё это необходимо было решить одновременно в сжатые сроки, в условиях продолжавшейся войны.
XIII пленум Воронежского обкома партии принял решение: не позднее 15 марта 1943 года возобновить работу школ области. Эта была задача невероятной трудности, так как в освобождённых районах восстановлению подлежало буквально всё."В мировой истории не было государства, которое могло бы сочетать ведение войны с осуществлением грандиозного плана строительства, быстрейшего восстановления разорённых врагом районов. Только Советское государство с волевым, неутомимым закалённым народом смогло приступить к ликвидации последствий войны в военное время"[15].
Для оказания практической помощи в быстрейшем налаживании школьного дела над всеми 30 бывшими оккупированными районами было организовано шефство районов, не подвергавшихся оккупации. Так, например, Терновский район взял шефство на Коротоякским, Новохопёрский- над Россошанским, Усманский- над Голосновским, Хреновской- над Шаталовским, город Борисоглебск- над Репьёвским районом и т.д.[16].
В школы подшефных районов было послано 200 тыс. тетрадей, 129 тыс. учебников, учебно-наглядных пособий на сумму 121 тыс. рублей[17]. Подшефным районам оказывалась помощь продовольствием, одеждой, техникой, но тем не менее, они оставались в тяжёлом положении.
К началу весны 1943 года были подведены итоги восстановления школьной сети и осуществления всеобуча Воронежской области. В неоккупированных районах края все начальные школы начали работу 1 сентября 1942 года, учащиеся 5-10 классов в связи с сельскохозяйственными работами начали учиться 1 октября, учебные занятия на освобождённых территориях начались в феврале-марте 1943 года. В Богучарском районе, освобождённом 19 декабря 1942 года. школы начали функционировать 1 января 1943 года, в Россошанском районе 53 школы открылись 21 января, в Алексеевском районе, освобождённом 17 января, все 84 школы приступили к работе в период с 1 по 20 февраля. Всего на конец 1942-1943 учебного года в школах области обучалось 324,4 тыс. человек(включая освобождённые и отселённые районы)[18].
Однако, по разным причинам школу не посещало очень много детей. На 10 августа 1943 года в 17 неподвергшихся оккупации районах, из 22 355 учеников выбыли 13 578 (60,7%). Из них школы не посещали из-за отсутствия одежды и обуви 31% уч-ся, в связи с переездом на новое место жительства-29,2% уч-ся, перешли в другие учебные заведения или поступили на работу-12%. Значительная часть детей (8,1%) выбыла из школ по болезни. Особенно сократилось число учеников в прифронтовых районах.[19].
В целях вовлечения детей в школы и предупреждения неуспеваемости проводилась агитационно-разъяснительная работа среди населения, для чего использовались родительские собрания, собрания в колхозах, на предприятиях, посещение учителями родителей учеников на дому, вызовы родителей для бесед в школу, на заседания исполкомов местных советов трудящихся, штрафование отдельных родителей. В ряде районов и городов нуждающимся ученикам, в первую очередь детям военнослужащих, была оказана значительная материальная помощь, главным образом обувью и одеждой. Так, в городе Липецк помощь была оказана 2 300 школьникам, в Борисоглебске выдано одежды на сумму 20 тыс. рублей, в Воронеже -500 пар[20]. Дети-сироты обеспечивались продуктами питания. Ма