Конспект урока по теме «Символы государственности и власти Шемышейского района»
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка
«Символы
государственности и власти
Шемышейского района».
Урок,
посвящённый Дню народного единства
(мероприятие сопровождается показом презентации «Символы государственности и власти Шемышейского района»)
(8 класс)
Цели урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися фактов и условий возникновения символов государственности и власти Шемышейского района.
2. На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию истории возникновения праздника День народного единства.
3. Способствовать формированию у учащихся чувства гордости за свою Малую Родину, уважения к людям, показав значение элементов на гербе и флаге.
4. Использовать систему познавательных заданий, с целью развития знаний о символах.
Урок сопровождается презентацией
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе
Продолжая эту песню, каждый привнесет в нее что-то свое сокровенное. Но любой обязательно вспомнит то, что объединяет людей, живущих на одной территории. Это государственные символы. Они показывают обычаи и традиции, единство людей, все то, что входит в понятие «народ». Несомненно, это герб, гимн и флаг.
Каждый день мы встречаемся с этими символами. Живя повседневной жизнью, мы перестаем акцентировать свое внимание на важности этих элементов. Но, когда в новогоднюю ночь звучит гимн, мы знаем, что одновременно с нами его слышат миллионы людей. Когда одерживают победу наши спортсмены, хочется вместе с ними размахивать флагом. И в эти минуты символы объединяют нас. В такие минуты появляются мысли о мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, ведь история любой маленькой деревушки входит в большую историю нашего государства. И очень хочется, чтобы сегодня мы все почувствовали себя частицей нашего великого народа.
Очень часто бывает так, что человек подробно изучает историю какой-либо страны, но не знает истории своего рода, населенного пункта. Вот так часто бывает с символами Малой Родины.
1. Герб Шемышейского района.
Группа № 1.
Ученик 1: герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, рода. Есть специальная наука о правилах составления гербов и истории их возникновения и развития. Это геральдика. Гербы в России появились давно, но это были рисунки, которые не подчинялись правилам составления герба. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены и первый герб на Руси появился в 15 веке при Иване Третьем. Постепенно наше государство превращалось из слабого в мощное. На протяжении времени герб России менялся. Существующий герб утвержден 8 декабря 2000 года. На современном этапе развития России большинство населенных пунктов имеют свои гербы. Не является исключением и наш район.
Ученик 2: Шемышейский район, рп.Шемышейка(Пензенская область)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Герб Шемышейского района утвержден решением Собрания представителей Шемышейского района от 21 сентября 2006 года №402-43/1 и внесен в Государственный геральдический регистр под №2773. Описание герба:
"В золотом поле вверху черная ласточка, видимая со спины в перевязь; внизу - выходящая червленая (красная) трава осока". Герб Шемышейского района, в соответствии с Законом Пензенской области от 14 апреля 1999 года № 133-ЗПО "О гербе Пензенской области" (Статья 3, пункт 2, абзац 4), может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: - без вольной части; - с вольной частью - четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему и левому краю герба Шемышейского района с воспроизведёнными в нем фигурами из гербового щита Пензенской области. Герб Шемышейского района может воспроизводиться без короны и со статусной территориальной короной. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после принятия Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации соответствующего порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон. Обоснование символики герба Шемышейского района. Герб языком символов и аллегорий отражает природные и культурные особенности района. В мордовском языке выражение "шемень шей" означает - ржавая трава, осока, камыш. Обилие произрастающих здесь трав дали название местности и отражены в гербе, делая его гласным. Золотое поле герба символизирует природное богатство края, справедливость и великодушие народа. Золото - символ урожая, достатка, стабильности, уважения и интеллекта. Плодородие земель юго-западной части района славится издавна. Здесь традиционно собирают богатый урожай зерновых. Северо-восток края занят лесами, что позволило населению заниматься заготовкой древесины, ремеслом по дереву, производить дёготь. Ласточки (стрижи) постоянные обитатели крутых склонов вдоль берега р. Уза и Сурского водохранилища. Эти птицы трудолюбивы, самоотверженно заботятся о своем потомстве, умелые строители. Ласточка в геральдике символизирует свободу, трудолюбие, благополучие в семье и заботу о детях. Черный цвет - символ скромности, мудрости, вечности бытия. Красный цвет - символ труда, силы, мужества, красоты и праздника. Авторская группа: идея герба: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка) геральдическая доработка: В. Фасгеев (р.п. Шемышейка), А. Юдкин (р.п. Шемышейка), Константин Мочёнов (Химки), Игорь Шишкин (Пенза), художник: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка) обоснование символики: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка), В. Фасгеев (р.п. Шемышейка), Кирилл Переходенко (Конаково), компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Герб рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района утвержден решением Комитета местного самоуправления рп Шемышейка от 13 октября 2006 года №188-28/4 и внесен в Государственный геральдический регистр под №2767. Описание герба:
"В серебряном поле пурпурная выделанная кожа, обремененная золотой пряжкой, вверху разомкнутой, с восьмилучевой звездой на обращенном влево острие". Герб рабочего поселка Шемышейка городского поселения, в соответствии с Законом Пензенской области от 14 апреля 1999 года № 133-ЗПО "О гербе Пензенской области" (Статья 3, пункт 2, абзац 4), может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: - без вольной части; - с вольной частью - четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба рабочего поселка Шемышейка с воспроизведёнными в нем фигурами из гербового щита Пензенской области. Герб рабочего поселка Шемышейка может воспроизводиться без короны и со статусной территориальной короной. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после принятия Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации соответствующего порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.
Обоснование символики герба рабочего поселка Шемышейка.
Серебряное (белое) поле щита означает чистоту, миролюбие многонационального населения края, основной цвет народных одеяний мордвы, русских. Пурпурная шкура олицетворяет кожевенное ремесло исторического поселения Шемышейка, символ искусности и мастерства местных ремесленников. Золотая пряжка - сюльгама - деталь мордовского народного костюма. Изображение сюльгамы олицетворяет скрепительно-связующий смысл совместного, многовекового, мирного и дружного проживания мордвы и русских. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Золото - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Пурпур - символ достоиниства, величия, благородства. Авторская группа: идея герба: А. Туркичев (Шемышейкский район); геральдическая доработка: Константин Мочёнов (Химки); художник: А. Туркичев (Шемышейкский район); обоснование символики: Ш. Кадеркаев (Шемышейкский район), А.И. Юдкин (Шемышейкский район), Кирилл Переходенко (Конаково); компьютерный дизайн: Галина Русанова (Москва), Оксана Афанасьева (Москва)".
Задание классу:
1. Чтобы вы изобразили на гербе своей семьи?
2. В переводе с немецкого слово «герб» - наследство. О каком наследстве идет речь?
Задание классу:
1. Выполните тестовые задания.
2. Флаг Шемышейского района.
Группа № 2.
Ученик 1:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Флаг Шемышейского района утвержден решением Собрания представителей Шемышейского района от 21 сентября 2006 года №403-43/1 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №2774. Описание флага:
"Флаг представляет собой прямоугольное жёлтое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры герба: вдоль нижнего края красную траву - осоку и в середине жёлтой части видимую со спины летящую ласточку". Обоснование символики флага Шемышейского района. Флаг разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает природные и культурные особенности района. В мордовском языке выражение "шемень шей" означает - ржавая трава, осока, камыш. Обилие произрастающих здесь трав дали название местности и отражены на флаге, делая его композицию гласной. Жёлтое полотнище символизирует природное богатство края, справедливость и великодушие народа. Жёлтый цвет (золото) - символ урожая, достатка, стабильности, уважения и интеллекта. Плодородие земель юго-западной части района славится издавна. Здесь традиционно собирают богатый урожай зерновых. Северо-восток края занят лесами, что позволило населению заниматься заготовкой древесины, ремеслом по дереву, производить дёготь. Ласточки (стрижи) постоянные обитатели крутых склонов вдоль берега р. Уза и Сурского водохранилища. Эти птицы трудолюбивы, самоотверженно заботятся о своем потомстве, умелые строители. Ласточка в геральдике символизирует свободу, трудолюбие, благополучие в семье и заботу о детях. Черный цвет - символ скромности, мудрости, вечности бытия. Красный цвет - символ труда, силы, мужества, красоты и праздника. Авторская группа: идея флага: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка) геральдическая доработка: В. Фасгеев (р.п. Шемышейка), А. Юдкин (р.п. Шемышейка), Константин Мочёнов (Химки), Игорь Шишкин (Пенза), художник: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка) обоснование символики: Александр Туркичёв (р.п. Шемышейка), В. Фасгеев (р.п. Шемышейка), Кирилл Переходенко (Конаково), компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва)".
Задание классу:
1. Откройте конверты, соберите пазлы (изображение гербов России, Пензенской области, Шемышейского района, п.г.т. Шемышейка), разложите их по мере уменьшения территории.
Задание классу:
1. Имеется три версии значения слова «флаг»:
1. от греческого слова «флего» - «озарять», «гореть»;
2. слово голландского происхождения со значением «корабельное знамя»;
3. русские использовали слово «стяг» - «стягивать», роль стяга – управлять войском в битве.
Какую точку зрения вы считаете более близкой по значению слову «флаг»? Почему?
Задание классу:
1. Выполните тестовые задания.
3. Гимн Шемышейки
Группа № 3.
Ученик 1: Гимн – музыка и слова для воспевания и прославления Родины, торжественная песнь. Официально такая песнь появилась в России по указанию Николая Второго. На различных этапах исторического развития гимн России менялся. Современный гимн РФ принят 25 декабря 2000 года, а исполнен впервые в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года. Его авторы: Михалков и Александров.
Учитель: на сегодняшний урок мы пригласили одного из авторов гимна, учителя нашей школы Чудакову Ларису Васильевну.
Учащиеся задают вопросы:
1. Когда Вами был написан текст гимна?
2. Что Вы хотели выразить этими словами?
3. Что Вы чувствовали, когда впервые услышали гимн?
4. С кем из российских или мировых исполнителей вы хотели бы исполнить гимн Шемышейки?
Звучит гимн Шемышейки.
Задание классу:
1. Какие слова вы употребили вы при написании гимна школы?
4. История праздника «День народного единства».
Учитель: хочется надеяться, что сегодняшний урок добавит вам гордости за нашу Родину. В истории России было много разных событий, было много поводов для гордости.
Скоро наша страна будет праздновать очень важный праздник. 16 декабря 2004 года Государственная Дума РФ приняла поправки в Федеральный Закон «О днях воинской славы». Одной из поправок было введение нового государственного праздника – День Народного Единства. Но, как оказалось, этот праздник не новый, а его история уходит вглубь веков.
Ученик: едва успела объединиться и окрепнуть после татарского ига Русская земля, как ее постигло новое бедствие – наступило время смут.
В это тяжелое время особенно потрудились в защиту православной веры и родной земли патриарх Гермоген, Троице-Сергиевская лавра, гражданин нижегородский Козьма Минин и князь Пожарский. В октябре 1611 года грамота Троице-Сергиевской лавры была получена в Нижнем Новгороде. Решили прочесть ее в соборе. Народ был сильно тронут: многие плакали. «Горе нам, - говорили в толпе, - гибнет Московское государство».
Когда народ вышел из церкви, к нему обратился Козьма Минин, гражданин нижегородский, со следующей речью: «Православные христиане! Коль хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего,.. дворы свои продадим, жен и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за православную веру и стал бы у нас начальником!.. дело великое совершим, если Бог поможет Мы поднимемся – другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов».
Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Стали думать, кого бы выбрать вождем ополчения. Выбор пал на князя Пожарского. 22 октября по старому стилю 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и купца Козьмы Минина штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 25 октября 1612 года гарнизон Речи Посполитой сдался.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день был объявлен государственным праздником в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского и Казанской иконы Божьей Матери.
Учитель: этот праздник праздновали в течение столетий до 1917 года. Этот праздник не выдуманный, реальный. Забытый, но возрожденный. В современных условиях он вобрал в себя новые смыслы.
Задание:
Закончите предложение:
« Единство народа для меня – это»
Подведение итогов урока.
E:\символы урок\Презентация1.pptњ