Парциальная образовательная программа раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе традиционной культуры РОСТОК (для детей 3-4 лет)
«Росток»
Парциальная развивающая образовательная программа
раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры (для детей в возрасте 3-5 лет)
Автор: воспитатель НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Глушкова Ольга Валерьевна
Пояснительная записка.
Актуальность темы и причины введения программы «Росток» раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры
Актуальность программы «Росток» раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры определяется в первую очередь растущим интересом к традиционной культуре вообще и интересом к детскому фольклору, этнографии со стороны воспитателей детского сада нашего поселения.
М.Ю. Новицкая писала о том, что «за прелестью колыбельных, детских пестушек, потешек и прибауток, за чаровством и поэзией заговоров, простотой, рациональностью и особой эстетикой детских игрушек, одежды и утвари стоят не более или менее интересные частности ушедшего быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье и затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете – человечества.» (Г.М. Науменко. Этнография детства. – М. 1998).
К большому сожалению эти «слагаемые народной души» находятся, сегодня на грани исчезновения. Не так давно в связи с изменением общего культурного фона, с интересом к западной культуре русские традиции во многом забылись.
В связи с пониманием этой проблемы во многих российских учреждениях общего школьного и дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования рекомендовано вводить программы, которые предусматривают включение в процесс воспитания и образования детей элементы устного и декоративно-прикладного творчества, знакомство с народной культурой. И здесь просто необходимо говорить с ребенком на языке его предков, демонстрировать культуру их малой Родины, местного фольклорного и этнографического материала.
Таким образом, разработка программы «Росток» раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры является одним из способов решения проблемы знакомства маленьких северян с историей и культурой русского народа.
Особенности программного материала.
Особенности программного материала курса определяются:
1. необходимостью включения в образовательный процесс материалов, полученных в ходе этнографических экспедиций, проводимых сотрудниками ЦРТК «Родники сибирские», преподавателями и студентами Ом ГПУ и Ом ГУ им. Достоевского, сотрудниками БУК ООО «Государственный центр народного творчества»;
2. следованием образовательно - воспитательному процессу в НРМОБУ «Сингапайская СОШ» в основу которого положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» под редакцией Г.Г. Кравцова;
3. необходимостью организации учебного материала в тесной связи с жизнью человека в системе народно – земледельческого календаря.
Основа для составления программы
Основой для составления данного курса является программа «Введение в народоведение», созданная и утвержденная Федеральным Советом России по общему образованию, программа С.А.Лыхенко, Д.М.Федяева «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья», программа М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение», а так же авторская программа кандидата педагогических наук, руководителя детской студии раннего развития детей Н.А. Минулиной.
Знания и умения, формируемые при изучении курса
В результате прохождения занятий ребенок приобретает следующие знания, умения и навыки:
имеет представление о народной культуре, об особенностях ее бытования, о различных жанрах устного народного творчества;
знает о традициях проведения календарных праздников, о их значении, о различных и их особенностях;
умеет применять полученные знания на практике, участия в праздниках народного календаря.
Цели и задачи программы.
Цель работы: сформировать у детей интерес к традиционной русской культуре как к важным страницам прошлого и залогу будущего своего народа.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Формировать позицию ребенка по отношению к окружающему миру, своей Родине, семье, друзьям.
Расширять диапазон чувств, воображения, фантазии, воспитывать отзывчивость на явления художественной культуры.
Развивать зрительное восприятие, чувство ритма, пространственное мышление, умение воплощать в художественных образах творческие задачи.
Формы организации учебного процесса
Программа «Росток» предусматривает проведение традиционных занятий, а так же опытов, практических занятий по бытовой и праздничной культуре, связанными с изучением той или иной темы.
Оценка знаний и умений
Оценка знаний и умений детей проводится в ходе проведения итоговых занятий в виде праздников народного календаря, позволяющих определить не только практические умения и навыки детей, но и их эмоциональное чувственное состояние, и то влияние, которое оказывает традиционная культура на общее состояние ребенка.
Объем и сроки изучения курса.
Программа «Росток» для раннего эстетического развития детей на основе русской традиционной культуры общим объемом 36 часов изучается в течение 2 лет.
Курс рассчитан на 1 час лекционно – практических занятий в неделю по 15 минут и 18 учебных часов в течение каждого учебного года.
Календарно - тематическое планирование занятий
первого года обучения.
№
Тема фольклорного занятия
сроки
1 полугодие
1
«У Маланьи у старушки». Знакомство с детьми.
1 неделя сентября
2
Золотая осень
2 неделя сентября
3
Лесные тропинки
3 неделя сентября
4
«Во саду ли в огороде»
4 неделя сентября
5
Осенины - капустницы
1 неделя октября
6
«Хлеб всему голова»
2 неделя октября
7
Бабушкин двор. Петушок – золотой гребешок
3 неделя октября
8
«Уж как я ль мою коровушку люблю»
4 неделя октября
9
«Конь ретивый с длинной гривой»
1 неделя ноября
10
В гостях у мастеров. Экскурсия в сказку «В некотором царстве»
2 неделя ноября
11
«Как во нашем во дому».
3 неделя ноября
12
По одежке встречают. Традиции народного костюма
4 неделя ноября
13
Зимушка – зима. Катерина -санница. Детские зимние забавы.
1 неделя декабря
14
Зимний солнцеворот. Сказки и страшилки. Колядки.
2 неделя декабря
15
«Маленький хлопчик сел на вздубчик» Рождество.
3 неделя декабря
16
Маленькая елочка. Рождественское дерево
4 неделя декабря
2 полугодие
1
Рождество Христово. Проведение праздника с представлением вертепного театра для воспитанников детского сада и их родителей.
7 января
2
«Козушка белоногушка». Образ козы в фольклоре и святочных обрядах.
2 неделя января
3
«Пришла коляда, отворяй ворота». Обобщающее игровое занятие с элементами святочного ряжения и гаданий.
3 неделя января
4
Январь - просинец. Бело-голубая сказка о зиме, морозе и Гжели.
4 неделя января
5
Февраль – бокогрей. Хозяин леса - медведь. Богородская деревянная игрушка.
1 неделя февраля
6
Печка – матушка. Место печи в русском доме и народной сказке.
2 неделя февраля
7
«Что хозяюшка в дому – ясно солнышко».
3 неделя февраля
8
Народные праздники. Масленица.
4 неделя февраля
9
Среда - лакомка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Традиции русского гостеприимства.
1 неделя марта
10
Великий пост.
2 неделя марта
11
«Солнышко да матушка» Мать и дитя в быту, песнях и забавах.
3 неделя марта
12
«Жаворонушки – перепелушки». Сороки.
4 неделя марта
13
Образ птицы в народном фольклоре и ДПИ.
1 неделя апреля
14
Цветущая весна в сказках, песенках, потешках.
2 неделя апреля
15
Травушка-муравушка.
3 неделя апреля
16
Праздник Пасхи.
4 неделя апреля
17
«Христос воскресе!» Проведение занятия – праздника с элементами народных пасхальных игр.
1 неделя мая
18
«Туру, туру пастушок» Егорий вешний.
2 неделя мая
19
Песни и игры весенней поры
3 неделя мая
20
Итоговое занятие
4 неделя мая
Календарно - тематическое планирование занятий
второго года обучения.
№
Тема фольклорного занятия
сроки
1 полугодие
1
Вводное занятие.
1 неделя сентября
2
Осень, осень...
2 неделя сентября
3
Семен – летопроводец
3 неделя сентября
4
Осенний день год кормит
4 неделя сентября
5
Голова среди овощей
1 неделя октября
6
Праздник «У нас нынче Осенины»
2 неделя октября
7
В гостях у мастеров. Что нам стоит дом построить.
3 неделя октября
8
Красота своими руками. Старинная русская вышивка.
4 неделя октября
9
Ознакомление с работами детей и взрослых по декоративно-прикладным видам творчества .
1 неделя ноября
10
Осенние Кузьминки.
2 неделя ноября
11
Сошьем Дуне сарафан. Традиционный русский костюм.
3 неделя ноября
12
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
4 неделя ноября
13
Зима красна снегами.
1 неделя декабря
14
Сею, вею я снежок на шелковый положлк
2 неделя декабря
15
Пришла Коляда.
3 неделя декабря
16
Свет рождественской звезды.
4 неделя декабря
2 полугодие
1
Светлый праздник Рождества.
7 января
2
Подготовка к празднику Зимние Святки.
2 неделя января
3
На пороге – колядки.
3 неделя января
4
Образы животных в романовской глиняной игрушке.
4 неделя января
5
Заведем мы хоровод от ворот и до ворот. Русская матрешка.
1 неделя февраля
6
На Сретенье зима с весной встретились.
2 неделя февраля
7
Русский богатырь – развлеченья с папами.
3 неделя февраля
8
Всю неделю мы непряли.
4 неделя февраля
9
Веселый Заигрыш.
1 неделя марта
10
Подошел Великий пост – нам оставил редьки хвост.
2 неделя марта
11
Птицы, летите – весну несите.
3 неделя марта
12
Евдокия Плющиха, Свистунья.
4 неделя марта
13
Верба, вербочка.
1 неделя апреля
14
Страстная седьмица.
2 неделя апреля
15
Христос Воскресе!
3 неделя апреля
16
Весну привечаем – игры затеваем.
4 неделя апреля
17
Березка кудрявая.
1 неделя мая
18
Моя любимая игра.
2 неделя мая
19
Подготовка к итоговому занятию
3 неделя мая
20
Проведение праздника «Круглый год как хоровод».
4 неделя мая
Содержание программы «Росток»
раннего эстетического развития детей на основе русской традиционной культуры.
Содержание занятий первого года обучения.
1 полугодие.
1. У Маланьи у старушки Вводное занятие-знакомство. Знакомство с детьми при помощи перчаточной куклы. Большая семья в русской традиции. Игра «У Маланьи у старушки». Где много детей - там много внучат. Игра «По кочкам по кочкам» - внуки едут к бабушке в гости. Бабушка их ждет, месит тесто (игра «Месим тесто»), печет оладушки (игра «Ладушки» - пальчиковая ) Посчитаем сколько оладушков съели воробушки и сколько осталось (прямой и обратный счет в пределах 10).
Приехали внучата-то-то бабушка рада! Накормила деток, напоила, пляске веселой научила (свободная пляска под гармонь), а потом спать уложила и сказку рассказала (сказка «Курочка Ряба»).
2. Золотая осень. Беседа с детьми об осени. Осенняя погода. Осенняя одежда и обувь. Игра «Одень малыша на прогулку» - выбрать из предоставленных иллюстраций, какую одежду и обувь носят осенью (одежда современная, знакомая детям и элементы народного костюма). Осень – красивое время года. Игра «Кружатся листья» (плавные движения под музыку). Представления об осени в народной традиции. Закличка осени («Осень, осень, в гости просим»). Осень приходит через Золотые ворота Матушки природы. Игра «Золотые ворота». Осень приходит в большие семьи к взрослым и детям (игра «У Маланьи у старушки») и к зверятам лесным, на лесные тропинки.
3. Лесные тропинки. Беседа с детьми о том, что происходит в лесу. Какие в лесу растут деревья, кустарники, травы, знакомые им. Лиственные и хвойные деревья. Работа с иллюстрациями – игра «Узнай осеннее дерево». Почему осенью деревья сбрасывают листву? Игра «Кружатся листья». В лесу осенью появляются грибы. Тит – грибник в народном календаре. Особенности праздника. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. Грибные пироги. Игра «Месим тесто» - «печем» пироги с грибочками – мальчиками и девочками. Грибы – вояки (сказка «Как грибы с горохом воевали»).
4. Во саду ли в огороде Осень приходит в каждую большую семью (игра «Как у дядюшки Федота»), приносит много забот в саду и огороде. Овощи и фрукты – работа с иллюстрациями. Загадки об овощах. Как вырастить овощи? Игра «Мак маковистый». Уборка урожая (игра «Огородник» (под музыку). Сказка «Репка»
5. Осенины-капустницы. Проведение обобщающего занятия по изученным темам. Народные традиции встречи Осени. Заклички. Осенние грибы и ягоды. Огород. Матушка-капуста. Капустные вечерки. Взаимопомощь в семье, в деревне. Пироги с капустой.
6. Хлеб – всему голова. Почему говорят: хлеб всему голова. Каким бывает хлеб (работа с иллюстрациями). Слава тем, кто хлеб растил - беседа с детьми о том, как выращивают хлеб сегодня ( повторение материала основных занятий) и как выращивали хлеб в традиционной культуре. Плуг, борона, серп, цеп и жернов (знакомство с орудиями сельскохозяйственного труда по иллюстрациям и этнографическим материалам) Как к нам приходит каравай. Игра «Месим тесто», «Как во нашем во дому». Сказка «Колосок».
7. Бабушкин двор. Петушок – золотой гребешок. Большое хозяйство - богатство крестьянской семьи. Игровая песня «Купим мы бабушка». Домашние животные и птицы. Мамы и малыши. Игра найди пару (по иллюстрациям). Парная игра «Ручеек». Петушок – хозяин двора. Описание петушка, как кричит, что кушает, как вместе с курочкой охраняет деток-цыпляток (игра «Коршень») будит ребятишек («Петя, петушок»). Сказка «Заюшкина избушка».
8. «Уж как я ль мою коровушку люблю». Крестьянское подворье. Игра «Купим мы бабушка». Коровушка – кормилица. Беседа о корове: описание, что ест, как кричит, где живет во дворе (хлев),молоко и молочные продукты, блюда с использованием молока и молочных продуктов. Игра «Месим тесто», «Ладушки». Ласковые названия для коровки. Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
9. «Конь ретивый с длинной гривой». Домашние животные (повторение) Игра «Купим мы бабушка». Конь в крестьянском хозяйстве: описание, что ест, как кричит, где живет во дворе (конюшня). Игра «Ребенок –жеребенок» (свободная пляска под музыку, прыжки через «копны» сена). Почему говорят: коровушка – кормилица, а лошадка - помощница. Лошадь в череде сельскохозяйственных работ: пахота, боронование, перевозка грузов и др. (работа с иллюстрациями, репродукциями картин). Лошадка – почтальон. Письмо – грамота. Пишем письмо для мамы (обводим по контуру). Сказка «Сивка-бурка».
10. В гостях у мастеров. Рассказ о празднике мастеров – осенних Кузьминках. Экскурсия в сказку «В некотором царстве» с элементами изученных народных игр.
11. «Как во нашем во дому». Знакомство с обустройством русского дома и некоторыми предметами крестьянского быта.
12. По одежке встречают. Традиции народного костюма. Беседа об одежде, ее значении. Одежда зимняя, осенняя, весенняя, летняя. Игра «Зима – лето» (называются предметы одежды, дети движениями показывают, в какое время года ее носят). Из чего делают одежду. Знакомство с чесалом, прялкой, веретеном, спицами, иглами, ткацким станом (иллюстрации и этнографические предметы). Традиционный русский костюм мужчин и женщин. Элементы костюмов. Удобство и красота. Игры «Мак маковистый», «Месим тесто», «Золотые ворота».
13. Зимушка – зима. Катерина -санница. Детские зимние забавы. Занятие проводится на улице, во время прогулки. Загадки о зиме, снеге, морозе. Сани большие и саленькие. Значение санок и саней в крестьянском хозяйстве. Праздник Катерины – санницы. Катание на санках. Игра «Лошадки». Детские подвижные игры «Золотые ворота», «Растяпа», «Мороз красный нос».
14. Зимний солнцеворот. Беседа о зимних явлениях природы. Продолжительность дня. Почему зимний день короткий. Демонстрация материала при помощи лампы и мячика. Игра «День и ночь» под музыку. Солнцеворот – поворот на лето. Зимний солнцеворот в народной традиции. Сказка – страшилка «Карачун» с элементами народных игр («Золотые ворота», «Ручеек»).
15. «Маленький хлопчик сел на вздубчик» Колядки. Солнце на лето – зима на мороз. Животные и птицы зимой. Кормушки для птиц. Игра «Воробьи – вороны». Древний бог плодородия и богатства – Коляда. Образ Коляды. Песенка «Коляда, коляда, соломенна борода». Колядка «Пришла Коляда, отворяй ворота» Основы фольклорного пения. Игра «Золотые ворота».
16. Маленькая елочка. Значение солнца и света. Игры «Как у дядюшки Федота», «Воробья воны», «Мороз красный нос». Свет человеческой души. Рождение Младенца (прочтение детской Библии с иллюстрациями). Ель – рождественское дерево. Украшение ели сегодня и в старину. Песенка «Маленькой елочке»
2 полугодие.
1. Рождество Христово. Проведение праздника с представлением вертепного театра для воспитанников детского сада и их родителей.
2. «Козушка белоногушка». Потешка «Идет коза рогатая». Беседа о козочке: описание, что ест, как кричит. Чем полезна коза: дает молоко, шерсть. Что можно приготовить из молока, куда можно использовать шерсть. Плясовая песенка «Пошла коза по лесу». Сказка «Волк и семеро козлят».
3. «Пришла коляда, отворяй ворота». Обобщающее игровое занятие с элементами святочного ряжения и гаданий.
4. Январь - просинец. Бело-голубая сказка о зиме, морозе и Гжели. Домашние дела в крестьянской семье. Игры «Горячая картошка», «Дударь дударище», «Месим тесто», «Блины», закличка «Солнышко-колоколнышко». Как жгли глину. Гжельская посуда. Особенности росписи. Почему гжель бело-голубая. Сказка «У страха глаза велики».
5. Февраль – бокогрей. Хозяин леса - медведь. Богородская деревянная игрушка.
Природа в феврале: морозы, метели, солнышко. Закличка «Солнышко – колоколнышко». Зимний лес: хвойные и лиственные деревья, кустарники. Игра «Узнай дерево зимой». Животные и птицы. Медведь – хозяин леса : описание, рык, движения, пища, медвежья берлога. Игра «У медведя во бору». Богородский медведь. Знакомство с богородской игрушкой. Сказка « Три медведя».
6. Печка – матушка. Место печи в русском доме и народной сказке. Почему февраль называют бокогрей? Печка – важное место в русском доме. Кто и из чего делает печи. Чем полезна печка: греет, в печи готовят (игра «Кашка малашка», «Месим тесто», «Блины»), на печи спят, лечатся теплом. Загадки о печи, огне, дыме. Чем опасен огонь. Что нужно делать, если случился пожар. Сказка «Гуси лебеди».
7. «Что хозяюшка в дому – ясно солнышко». Главное на небе – солнышко, главная в доме – хорошая хозяюшка. Хозяюшка мама или бабушка. Домашние дела женщины: приготовление пищи (игры «Кашка малашка», «Месим тесто», «Блины»), уборка, стирка, уход за домашними животными («Купим мы бабушка»). Хорошая и плохая хозяйка. Сказка «Рукодельница и ленивица».
8. Народные праздники. Масленица. Беседа об изменениях в природе. Ожидание весны, тепла и солнышка. Закличка «Солнышко-колоколнышко», игра «Гори ясно». Государыня Масленица. Масленичное чучело. Повторение игр «Блины», «Ладушки», «Месим тесто», «Золотые ворота». Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
9. Среда - лакомка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Почему среда – лакомка? Беседа с детьми о пище, загадки о еде. Любимые блюда. Песенка «К нам гости пришли, дорогие пришли». Масленичные блюда. Игра «Месим тесто», «Блины», «Ладушки». Правила поведения за столом. Чаепитие (совмещение по времени со вторым завтраком в детском саду).
10. Великий пост. Беседа о том, как был установлен Великий 40-дневный пост с использованием иллюстраций и текста детской Библии. Чистый понедельник – чистота вокруг. Игра «Прибираем комнату» (задание «подмести» дорожку, обводя мячиком поставленные кубики - работа над координацией движений).Постовая кухня – что можно кушать в пост. Разучиваем песенки «Жаворонушки - перепелушки», «По дубочку постучишь», «Ручеек».
11. «Солнышко да матушка» Мать и дитя в быту, песнях и забавах. Беседа о маме. Игра «Моя мама самая» (упражнение на развитие речи и образного мышления детей). Мамины руки, голос, занятия. Колыбельные песни. Детская люлечка. Учимся укладывать малышей спать (дети приносят свои любимые игрушки). Разучиваем колыбельную песенку «Уж ты котенька коток». Пестушки. «Два пожарничка бежали». Потешки «Поехали , поехали», «Идет коза рогатая». Инсценируем потешки при помощи игрушек. Игра «Пошла коза по лесу».
12. «Жаворонушки – перепелушки». Сороки. Ожидание весны. Заклички «Солнышко-колоколнышко», «Солнце-колесо». Птицы, зимующие в наших краях. Игра «Летал, летал воробей». Перелетные птицы. Первые вестники весны – жаворонки. Закличка «Жавората, жавората». Обычай изготовления жаворонков из теста. Игра «Летает не летает» (с жаворонками), «Ручеек» (под музыку).
13. Образ птицы в народном фольклоре и ДПИ. Птицы домашние и дикие. Игра «Что это за птица?» (по иллюстрации узнать птичку). Птичьи голоса. Загадки о птицах. Игра «Летает не летает», «Летал летал воробей», «По дубочку постучишь» (под музыку с выбором и завершением свободной пляской). Сказка «Петушок и курочка» или «Петушок и бобовое зернышко».
14. Цветущая весна в сказках, песенках, потешках. Беседа об изменениях в природе: таяние снегов, теплое солнышко, ручьи, прилет птиц. Загадки о весне. Игры «Летал летал воробей», «Ручеек». Подготовка к сельскохозяйственным работам. Игра «Мак маковистый», «Коршень». Сказка «Снегурочка».
15. Травушка-муравушка. Растения дикие и культурные. Какие травы вы знаете. Как растет трава (солнышко, вода). Культурные растения: пшеница, овес, лен, мак. Игра «Мак маковистый». Лечебные травы. Куколка травница. Посев травы для Пасхального праздника.
16. Праздник Пасхи. Знакомство с историей христианского праздника Пасхи с использованием иллюстраций и текста детской Библии. Как праздник отмечают в храме (иллюстрации) и дома. Христосование. Разучивание песенки «Далалынь по яиченьку».
17. Христос Воскресе! Проведение занятия – праздника с элементами народных пасхальных игр.
18. «Туру, туру пастушок» Егорий вешний. Животные в крестьянском хозяйстве. Игра «Купим мы бабушка». Кто такой пастушок. Потешка «Я младешенька Буренушку пасу». Знакомство с небесным помощником пастухов Егорием (икона). Прослушивание песни «Пройдем братцы вдоль улицы» в записи или исполнении преподавателя. Игра «У медведя во бору». Сказка «Бычок смоляной бочок».
19. Песни и игры весенней поры. Беседа о природе, погоде весны и лета. Уличные игры «Прятки», «Растяпа», Игры «Мак маковистый», «Селязень утку загонял», хоровод «Александровская береза»., У медведя во бору» Сказка «Маша и медведь».
20. Итоговое занятие.
Содержание занятий второго года обучения.
1 полугодие.
1. Вводное занятие. Знакомство с прибывшими детьми. Повторение игр, песенок по желанию детей. Включение в работу новых детей.
2. Осень, осень. Беседа об осени. Золотые ворота Матушки Природы. Игра «Золотые ворота». Песенка «Осень, осень, гости недель восемь». Заботы осени – уборка урожая. Разучивание песенки «Серпы золотые». Знакомство с старинными орудиями труда. Новые слова: серп, сноп, молотьба, жернов. Игра «Мельница» (крути,крути мельница, жерновочки вертятся) – упражнения на координацию движений.
3. Семен - летопроводец. Знакомство с праздником Семенова дня (14 сентября). Наблюдения за природой: день становится короче. Игра «День и ночь». Обычай добывания нового огня. Игра «Гори ясно», «Растяпа». Легенда о Горыныче. Как правильно обращаться с огнем.
4. Осенний день год кормит. Наш осенний огород. Загадки об овощах. Игра «Что в мешочке» (разные овощи). Игры «Мак маковистый», «Огородник». Игровые песенки «Репка, репонька», «Посадил дед репку». Разучивание танца «Во саду ли в огороде»
5. Голова среди овощей. Почему капусту называют головой среди овощей. Капуста и картофель на столе русского крестьянина. Царь Петр и картошка. Игра «Горячая картошка» (под музыку). Праздник капусты – Сергий капустник. Как заготовить капусту впрок. Соление капусты (под народные наигрыши). Повторение игр «Месим тесто», «Как во нашем во дому», «С капустой пирог»
6. Праздник «У нас нынче Осенины» для детей и родителей.
7.В гостях у мастеров. Что нам стоит дом построить. Беседа о мастерах плотниках. Кто и из чего строит современные дома. Старинный русский дом – изба. Материал и инструменты. Рассматриваем иллюстрации: отмечаем окна, двери, высокое крыльцо, украшение резьбой. Загадки о доме. Дом строится для большой семьи. Повторение игр «У Маланьи у старушки», «Как у дядюшки Федота», пляска «Во саду ли в огороде». Инсценирование сказки «Теремок» с использованием пальчиковых кукол.
8. Красота своими руками. Старинная русская вышивка. Инструменты для вышивания: ткань, нитки, иголка, пяльцы (иллюстрации или предметы). Загадки о вышивке, инструментах и материалах. Что вышивает мастерица. Рассматриваем вышивки на полотенцах, панно, салфетках. О чем поется в песенке, играется в игре: «Гори ясно» - знаки огня, «Ручеек» - воды, «Сеяли девушки яровой хмель» - земли, растений, «Петушок, петушок» - птицы. Песенка «Мы платочки постираем» (свободная пляска под русский наигрыш). «Баба шла, шла, шла, пирожок нашла».
9.Ознакомление с работами детей и взрослых по декоративно-прикладным видам искусства.
10. Осенние Кузьминки – праздник мастеров. Знакомство с обычаями праздника.
11. Сошьем Дуне сарафан. Традиционный русский костюм. Игра «Как у дядюшки Федота». Одежда и ее значение для человека. Изготовление одежды: материалы и инструменты. Знакомство со льном, шерстью. Знакомство с чесалом, прялкой, веретеном, спицами, иглами, ткацким станом (иллюстрации и этнографические предметы). Элементы женского костюма: юбка, рубаха, передник, пояс, платок. Песня «Наша то хозяюшка сметлива была». Пляска «Баба шла». Мужской костюм: рубаха, порты. Обязательный элемент костюма – пояс. Игра «Ремешок» (кто быстрее).
12. Нет лучшего дружка, чем родная матушка (занятие, посвященное Дню Матери)
Знакомство с пословицами и поговорками о маме. Веселая ромашка – Наша мама...У мамы большая семья «У Маланьи у старушки». Мы поможем нашей маме: постираем (игра «Мы платочки постираем»), приготовим кашу («Кашка малашка»), поводимся с братиком («Из за леса, из за гор ехал дедушка Егор»), порадуем маму танцем «Во саду ли в огороде».
13. Зима красна снегами. Зимние явления природы: снег, мороз, метель, вьюга. Значение зимы и снегов в цикле сельскохозяйственных работ: много снега – много хлеба. Разучивание песенки «Как на тоненький ледок», игры «Два мороза», и по предложению детей. Сказка «Морозко».
14. Сею вею я снежок на шелковый положок. Обычай посевания – залог хорошего урожая. Разучивание посевальных песенок «Сею вею посеваю», «Овсень, овсень завтра новый день». Повторение игр «Сеяли девушки яровой хмель», «Мак маковистый», «Золотые ворота».
15. Пришла Коляда. Кто такая коляда? Разучивание колядок «Пошла коляда из конца в конец», «Пришла коляда, отворяй ворота», «Кто не даст пирога мы корову за рога». Игры «Пошла коза по лесу», «Ой, некуда заиньке выскочить», «Как во нашем во дому», «Колечко»
16. Свет рождественской звезды. Беседа об истории праздника Рождества. Вифлеемская звезда. Изготовление звезды в русских деревнях. Обычай славить Христа. Христославия «Славите, славите», «Маленький юльчик». Прослушивание песенки «Рождество Христово» в исполнении преподавателя или в записи. Подвижные игры по желанию детей.
2 полугодие.
1. Светлый праздник Рождества. Проведение праздника с представлением вертепного театра.
2.Подготовка к празднику Зимние Святки. Повторение игр, песенок, танцев.
3. На пороге – коляда. Проведение обобщающего занятия – праздника совместно с родителями.
4. Образы животных в романовской глиняной игрушке. Крестьянское хозяйство – богатство семьи. Песенка «Купим мы бабушка». Голоса животных. Глиняные игрушки – свистульки. Игрушки и оберег от нечистой силы. Игры «Бабка Ежка», «Мороз», «Дударь».. Песенка «Как у бабушки козел». «Пошла коза по лесу». Сказка «Зимовье зверей».
5. Заведем мы хоровод от ворот и до ворот – Русская матрешка. Как появилась матрешка. Разные виды матрешек. Большая семья. Игры «У Маланьи у старушки», «Уж мы сеяли, сеяли лен», «Во саду ли в огороде».
6. На Сретенье зима с весной встретились. Знакомство с обычаями праздника. Силовые игры: «Масло давим». «Гори ясно», «Маша и Яша», «Селязень утку загонял». Игры по выбору детей.
7. Русский богатырь – развлечения с папами (к празднику 23 февраля)
Игровая программа с элементами инсценировки сказки «Никита Кожемяка»
8. Всю неделю мы не пряли Подготовка к празднику Масленицы. Разучивание песенок «Всю неделю мы не пряли», «Ты боярыня – хозяюшка. Повторение игр «Месим тесто, «Блины», «Пошла коза по лесу», «Баба шла».
9. Веселый Заигрыш. Проведение масленичных гуляний.
10. Подошел Великий Пост – нам оставил редьки хвост. Постовая кухня Игра «Съедобное не съедобное».Постовые песни – духовные стихи. Прослушивание духовных стихов в записи или в исполнении преподавателя «Не унывай душа моя».
11. Птицы , летите - весну несите Беседа о весенней природе: теплое солнце, снеготаяние (игра «Разлился ручеек – золотой рожок»), птицы, зимующие в наших краях, завивают гнезда. Разучиваем песенку – игру «В гнезде воробушки живут», «Воробьи – вороны». Повторение песенок «Жаворонушки, перепелушки», «Жавората, жавората», «По дубочку постучишь», «Чувиль, виль, виль, жаворонушки».
12. Евдокия Плющиха, Свистунья. Праздник встречи весны (проводится на улице во время прогулки)
13. Верба, вербочка Вербоносица. Вербное воскресенье. Обычаи праздника. Разучивание песни «Верба, вербочка». Игра «Вербохлест», Ходит вербочка по кругу», «Ручеек». Любимые игры по выбору детей.
14. Страстная седьмица. Беседа о событиях страстной недели с использованием иллюстраций и текстов детской Библии. Подготовка к празднику в народной традиции. Разучивание песенок «Волочебные люди добрые», «Далалынь, по яиченьку». Крашение яиц.
15. Христос Воскресе! Проведение занятия – праздника с элементами народных пасхальных игр.
16. Весну привечаем – игры затеваем. Весеннее – летние игры, хороводы. «Александровская береза», «Шла утка лугом», «Как ты утя», «Кострома». «Горелки», «Сеяли девушки яровой хмель».
17. Березка кудрявая. Беседа о празднике Святой Троицы. Завивание березки. Троицкие песни, игры, хороводы «Александровская береза», «Шла утка лугом», «Кострома». Игры «Пошла коза по лесу», «Баба шла».
18. Моя любимая игра. Проверка усвоения учебного материала.
19. Подготовка к итоговому занятию. Повторение песен, игр, хороводов разных времен года.
20. Проведение итогового занятия - праздника «Круглый год как хоровод»
Работа с использованием учебного материала, иллюстрирующего череду повседневной и праздничной жизни русского человека. Занятие проводится совместно с родителями.
15