Проект Сенсорика — средство познания окружающего мира
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА»
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ
«Сенсорика - средство познания окружающего мира»
Реализация образовательной области «познавательное развитие» через сенсорное воспитание посредством дидактической игры.
АВТОР
ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК
НОР ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Воспитатель, музыкальный руководитель, психолог, педагоги дополнительного образования, родители, дети.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Проект будет осуществляться в течение двух лет (с 1.08.2013г. по 31.05.2015г.).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА.
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Он значим как для воспитателей, так и для родителей. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку предполагает функционирование родительского клуба «Растём вместе», занятия которого будут способствовать повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –
перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.
Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей младших дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Воспитывать интерес к познавательным задачам в дидактических играх, способствующим обогащению и накоплению сенсорного опыта.
Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.
Реализация проекта «Сенсорика - средство познания окружающего мира», предусматривает работу воспитателя, психолога, музыкального руководителя детского сада, руководителей дошкольного образования с детьми и родителями и рассчитан на 2 года.
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Кроме того планируется осуществить диагностику детей и анкетирование родителей. В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе.
При создании предметно-развивающей среды соблюдала санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Работа по организации развивающей среды:
В группе оформлена «Сенсорная стена»: фланелеграф (дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и формы); ленточки различного цвета и длины; доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине); доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей); доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности).
На полу разместила «дорожки» и круги разного цвета и размера, где дошкольники могут в двигательной деятельности закреплять полученные знания.
Оформляя центр «Здоровья и спорта», пополнила его нетрадиционным оборудованием: дуги и обручи из киндерсюрпризов, дорожки из губок, а также мячами, кеглями, кольцебросом. Все эти предметы разного цвета и размера, что позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.
Создала условия для функционирования центра «Песок - вода» способствующие снятию мышечного и психоэмоционального напряжения.
Центр «Природы и экспериментирования» оснастила природным материалом: семенами растений, листьями, разнообразными цветами, камушками, ракушками и др.
В центре «Изобразительной деятельности» разместила карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски, также дидактические игры-упражнения по изобразительной деятельности.
Создала центр «Знайка», который пополнила мультимедийными презентациями, обучающими видеофильмами, детскими песнями, релаксирующей музыкой, аудиосказками, дисками «Развивалочки для малышей», «Уроки тетушки совы».
Оснастила предметно-развивающую среду большим количеством игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина: «Мозаика», конструкторы «Лего», пазлы, кубики, пирамидки, игрушки - вкладыши, строительный материал.
И конечно, совместно с родителями воспитанников было изготовлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда по сенсорному воспитанию способствует:
стимуляции сенсорных функций (зрения, осязания, слуха, обоняния и т.д.);
развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
созданию положительного эмоционального фона, повышению работоспособности ребенка;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.
Развитие сенсорных способностей планируется в разных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, культурно - досуговой.
На этом этапе планируется организовать работу родительского клуба «Растём вместе». Заседания клуба будут проходить с детьми и родителями. Формы работы: игры и упражнения, мини-беседы, семинары-практикумы, моделирование проблемных ситуаций, познавательно-исследовательская деятельность, праздники и развлечения.
Пройдёт промежуточная диагностика детей и анкетирование родителей. Будет разработан комплект диагностических методик оценки эффективности проекта и проведена итоговая диагностика.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап Организационный (сентябрь 2013г – октябрь 2013г).
№
Содержание работы
Сроки
Исполнители
Формы представления результатов
1
Подбор и изучение методической и справочной литературы
Сентябрь
2013 года
Воспитатель
Создание
каталога
2
Разработка комплекта диагностических методик
детей
Сентябрь
2013 года
Воспитатель
Комплект диагностических методик
3
Диагностирование детей в рамках проекта
Сентябрь
2013 года
Воспитатель
Диагностический инструментарий
(Приложение №1)
4
Анкетирование родителей
Сентябрь
2013 года
Воспитатель, родители
Анкеты
(Приложение №2)
5
Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями
Октябрь
2013 года
воспитатель, музыкальный руководитель, психолог
План работы
6
Создание предметно-развивающей среды
Октябрь 2013 года – апрель 2015 года
Воспитатель, родители
Оформление развивающей среды в группе
II этап Основной (октябрь 2013г – май 2015г).
№
Содержание работы
Сроки
Исполнители
Формы представления результатов
1
Внедрение плана работы с дошкольниками
В течение двух лет
Воспитатель, родители, музыкальный руководитель, психолог, педагоги дополнительного образования
Занятия, игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, досуги, развлечения, праздники, театрализованная деятельность.
2
Реализация плана работы с родителями
В течение двух лет
воспитатель
Заседания родительского клуба, памятки, консультации, методические рекомендации, беседы, открытые показы мероприятий, выставка дидактического материала.
3
Промежуточное диагностирование детей в рамках проекта
Сентябрь
2014 года
воспитатель
Результаты диагностики - графики
4
Промежуточное анкетирование родителей
Сентябрь
2014 года
воспитатель
Анализ анкет
5
Разработка комплекта диагностических методик оценки эффективности проекта
Март-апрель 2015 года
воспитатель
Комплект диагностических методик
6
Итоговая диагностика
Апрель
2015 года
воспитатель
Результаты диагностики - графики
(Приложение №4) Анализ анкет
III этап Заключительный (май 2011г – июнь 2011г).
№
Содержание работы
Сроки
Исполнители
Формы представления результатов
1
Анализ результатов проекта, выявление достижений и недостатков, определение перспектив
Май 2015 г
воспитатель
Отчётные материалы
2
Участие в профессиональных конкурсах различного уровня
Июнь 2015 г
воспитатель
Дипломы, грамоты
План работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» через сенсорное воспитание посредством дидактической игры.
МЕРОПРИЯТИЯ
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОКИ
Диагностирование детей
Сентябрь
Д/игра «Разложи фигуры по цвету».
Д/игра «Собери овощи
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
Д/игра «Собери пирамидку из колец».
Д/игра «У кого такая же?»
.
Д/игра «Собери матрешку».
Д/игра « Подбери по росту»
Д/игра «Сложи бочонки
Итоговое мероприятие: Рукоделие с родителями –изготовление осенних бус.
Цель: закрепление представлений о шести цветах, о названии цветов спектра.
Цель: ознакомление детей с формами: круг и овал; умение обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).
Цель: закрепление представлений о шести цветах, о названии цветов спектра.
Цель: закрепление представлений детей о геометрических формах, упражнение в их названии.
Цель: формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.
Цель: закрепление представлений о цветах спектра, умение устанавливать отношение предметов по величине.
Октябрь
Д/игра «Собери фрукты по цвету, форме, величине».
Д/ игра «Запомни свой цвет»
Д/ игра «Разноцветные ладошки»
Д/игра «Найди такую же».
Д/игра «Разложи яблоки по величине».
Итоговое мероприятие:
«Праздник осени»
Цель: формирование умения детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Цель: формирование умения детей группировать объекты по цвету.
Цель: формирование умения детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.
Цель: развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.
Цель: закрепление умения детей группировать объекты по форме, величине; развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.
Ноябрь
Д/игра «Украсим елочку».
Д/игра «Расставь карандаши по цвету».
Д/игра «Спрячь мышку».
Д/игра «Найди что-нибудь круглое».
ЛЕГО-материал «Найди такую же».
Д/игра «Собери башенку».
Д/игра Подбери предметы похожего цвета»
Итоговое мероприятие:
Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей
Цель: формирование умения группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.
Цель: закрепление представления о формах, формирование умения подбирать фигуры по образцу.
Цель: закрепление представлений об отношениях по величине, формирование умения располагать в порядке убывания.
Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее»
Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии, оттенки, о формах, формирование умения подбирать фигуры по образцу, развитие мелкой моторики.
Декабрь
Д/игра «Двойняшки».
Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье».
Рисуем на снегу – разнообразные снежинки.
Д/игра «Спрячь шарик в ладошках».
Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?
Д/игра «Ежик».
Д/игра «Кто где спит»
Итоговое мероприятие:
Семейный досуг – изготовление рождественских свечей.
Цель: формирование умений у детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Цель: формирование умений группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Цель: формирование умений у детей соотносить действия с величиной.
Цель: формирование умений соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».
Цель: формирование сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
Цель: закрепление умения группировать геометрические фигуры по форме, величине; умение обследовать предмет, развивать мелкую моторику рук.
Январь
Д/игра «Подбери фигуру».
«Рисуем на снегу – разные дорожки».
Д/игра «Башня из кубов».
ЛЕГО-материал «Чья конструкция выше?».
Д/игра «Разложи собачек по росту».
Д/игра «Магазин»
Итоговое мероприятие:
Досуг «Посмотрите на меня, вот здесь он, а вот и я»
Цель: закрепление представлений детей о геометрических формах, их названии.
Цель: формирование умений детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Цель: формирование умений детей располагать предметы по убывающей величине.
Цель: выработка у детей умения соотносить свойства разнородных предметов.
Цель: закрепление умений детей располагать предметы по убывающей величине, сравнивать несколько объектов.
Февраль
Д/игра «Подбери машинку по цвету».
Д/игра «Найди предмет такой же формы».
Лепка «Шарики».
Д/игра «Найди такое же колечко».
Д/игра «Что подарила бабушка?».
ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей».
Д/игра «Подбери по форме».
Д/игра «Что привез Мишутка?»
Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».
Итоговое мероприятие:
Работа с цветными палочками.
Цель: Закрепление умений группировать объекты по цвету и обучение детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Цель: формирование умений выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими фигурами.
Цель: формирование умений находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.
Цель: закрепление представления о шести цветах спектра, формирование умений выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Цель: формирование умений детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.
Цель: формирование представления о геометрических формах
Цель: формирование умения детей определять величину предмета, развитие логического мышления.
Цель: развитие логического мышления, закрепление умений группировать объекты по цвету и обучение детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Март
Д/игра «Что нужно куколке красавице?».
Д/игра «Собери бусы».
Рисуем на песке разные фигуры.
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
П/игра «Добеги до круга»
Д/игра «Подбери одежду для куклы».
Д/игра высокие и низкие деревья.
Итоговое мероприятие:
«Путешествие на лесную поляну»
Цель: формирование представлений у детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Цель: формирование умений чередовать предметы по форме.
Цель: закрепление представления о формах, умение подбирать предметы такой же формы.
Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Цель: формирование умений соотносить предметы по величине.
Цель: закрепление навыков выделения параметров величины предметов.
Апрель
Промежуточное диагностирование детей
Май
Д/игра «Выложи по образцу».
ЛЕГО материал «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».
Д/игра «Чудесный мешочек».
Д/игра «Подбери машинку для мишки».
Итоговое мероприятие:
Семейный досуг «Мы и скажем, и покажем».
Цель: формирование умений у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.
Цель: формирование умений у детей создавать конструкцию, развитие логического мышления
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование умений выбирать предметы одной формы.
Цель: совершенствование умений детей сравнивать предметы по величине
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование умений выбирать предметы, совершенствование умений детей сравнивать предметы по величине, развитие логического мышления
Сентябрь
Д/игра «Чередование флажков».
Д/игра «Подбери к шарикам круги».
Д/игра «Кому какой?».
Д/игра «В царстве фигурок-человечков»
Итоговое мероприятие:
Аппликация (коллективная) «Чей домик»
Цель: совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).
Цель: формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).
Цель: упражнение детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Цель: ознакомление детей с геометрическими формами.
Цель: совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.
Октябрь
Д/игра «Выкладывание орнамента».
.
Д/игра «Сложи снеговика». Рисование на снегу кругов разной величины.
Д/игра «Разные круги».
На прогулке постройка снежной горки для мишки
Итоговое мероприятие:
Д/и «Собери узор».
Цель: вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.
Цель: упражнение детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Цель: формирование умений у детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.
Цель: закрепление умений из частей составлять целое.
Ноябрь
Д/игра «Окраска воды».
ЛЕГО (материал) «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».
Д/игра «Что в мешочке лежит?».
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме.
Д/игра «Разрезанные картинки»
Работа с цветными палочками.
Д/игра «Кто высокий?».
Итоговое мероприятие: Аппликация «Радуга»
Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.
Цель: закрепление знаний детей о форме.
Цель: формирование умений у детей составлять предмет из частей.
Цель: формирование умения понимать относительность высоты предмета.
Цель: ознакомление детей с системой цветов, включая оттенки.
Декабрь
Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета».
Д/игра «Геометрическое лото».
Работа с разрезными картинками.
Д/игра «Сделай картинку».
Д/игра «Построим дом».
Работа с родителями – лепить из теста печенье.
Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев.
Д/игра «Новогодние ёлочки»
Д/игра «Кукле Кате пора спать».
Итоговое мероприятие:
Аппликация «Ёлочная игрушка»
Цель: выявление способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закрепление знания детей об оттенках цвета.
Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.
Цель: формирование умений у детей составлять картинку из разных частей.
Цель: развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.
Цель: развитие глазомера при выборе предметов.
Цель: формирование представлений о том, что необходимо пользоваться условной меркой.
Цель: закрепление умения выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закрепление знания детей об оттенках цвета.
Январь
Д/игра «Мозаика».
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.
Д/игра «Полосатые коврики».
Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».
Работа с набором плоскостных геометрических форм.
Д/игра «Длинное -короткое».
ЛЕГО (материал) «Чья дорожка длиннее?».
Д/игра «Широкое - узкое».
Итоговое мероприятие:
Д/игра «В стране фигурок».
Цель: формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».
Цель: формирование умения детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.
Цель: формирование у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины
Цель: формирование у детей восприятия новых качеств величины.
Цель: закрепление знания детей о форме, умения подбирать предметы по геометрическому образцу.
Февраль
Д/ игра «Что нужно кукле?».
ЛЕГО (материал) «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».
Д/игра «Собери картинку»
Рисование с трафаретом.
Д/игра «Веселые матрешки».
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.
Д/игра «Гости»
Д/игра «Чем похожи и не похожи»
Итоговое мероприятие: «Вышиваем ковер»
Цель: формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.
Цель: формирование умений у детей создавать конструкцию, развитие логического мышления
Цель: формирование умений у детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур
Цель: развитие умений детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением величины и цвета.
Цель: формирование умения обследовать предметы с различением признаков.
Цель: обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет, оттенок, форму предмета.
Март
Итоговое диагностирование детей
Апрель
План работы с родителями по реализации образовательной области «Познавательное развитие» через сенсорное воспитание посредством дидактической игры.
Цель: повышение компетенции родителей по развитию сенсорных способностей детей.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1.
Анкетирование родителей.
Организация работы родительского клуба «Растём вместе».
Сентябрь 2013г
Воспитатель
2.
Заседание родительского клуба №1 «Сенсорное воспитание: средства, формы и методы»
Октябрь 2013г
Воспитатель, психолог, логопед.
3.
Создание предметно-развивающей среды
Октябрь 2013 г - апрель2015 г
Воспитатель, родители
4
Консультации «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста», «Познаём окружающий мир».
Декабрь 2013 г
Воспитатель
5.
Заседание родительского клуба №2
«Предметы вокруг нас - наши помощники».
Февраль 2014 г
Воспитатель
6.
Выставка литературы, игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
Методические рекомендации для родителей « Сенсорное воспитание ребенка в семье».
Март 2014 г
Воспитатель
7.
Заседание родительского клуба №3 «Повышение мотивации к экспериментальной деятельности дошкольников»
Май 2014 г
Воспитатель
8.
Промежуточное анкетирование родителей
Сентябрь 2014г
Воспитатель
9.
Заседание родительского клуба №4 «Играем вместе» (вечер вопросов и ответов)
Октябрь 2014 г
Воспитатель, педагоги дополнительного образования
10.
Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».
Памятка «Играя, мы можем научить детей»
Ноябрь 2014 г
Воспитатель
11.
Домашняя игротека «Игры на кухне»
Январь 2015 г
Воспитатель
12.
Заседание родительского клуба №5 Семинар-практикум «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи ».
Февраль 2015 г
Воспитатель, музыкальный руководитель
13.
Конкурс «Умелые ручки»
Консультация «Предметно-развивающая среда дома».
Март 2015 г
Воспитатель
14.
Итоговое анкетирование родителей.
Апрель 2015 г
Воспитатель
15.
Заседание родительского клуба №6 Участие родителей в групповом досуге «Секреты окружающего мира»
Апрель 2015 г
Воспитатель, музыкальный руководитель
16.
Презентация семейного опыта по развитию сенсорных способностей детей.
Апрель 2015 г
Воспитатель, родители
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
Создание предметно-пространственной среды в группе способствующей обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников по средствам дидактических игр.
Формирование сенсорных эталонов.
Развитие познавательных способностей, аналитического восприятие у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание интереса к дидактическим играм, способствующим обогащению и накоплению сенсорного опыта.
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию сенсорных способностей дошкольников по средствам дидактической игры. Родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса в рамках проекта.
Приложение №1
Диагностический инструментарий
Комплексный индивидуальный анализ
умений и навыков детей
Ф.И. ребенка_________________ возраст ________________________
Дата проведения диагностики __________________________________
№
Требования программы
Уровень усвоения программы
Низкий
(не понимает задания и не выполняет его даже после показа)
Средний
(иногда ошибается, но охотно использует помощь педагога, чтобы правильно выполнить задание)
Высокий
(правильно выполняет задание без помощи
педагога)
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
1
Умение сравнивать два предмета путем приложения.
2
Умение сравнивать предметы по ширине.
3
Умение сравнивать предметы по высоте.
4
Умение сравнивать предметы по длине.
5
Различать и называть форму предметов.
6
Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький.
7
Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.)
8
Умение совмещать предмет с его контурным изображением.
9
Ориентировка в пространстве: «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу».
Диагностические таблицы
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
Ф.И.
ребенка
Геометрические фигуры
круг
квадрат
треугольник
№
п/п
показывает
называет
показывает
называет
показывает
называет
1
2
Восприятие величины
Дата обследования __________________________________________________
№
п/п
Ф.И.
ребенка
Величина предметов
длина
высота
ширина
Методом наложения
Визуально
Методом наложения
Визуально
Методом наложения
Визуально
1
2
Ориентировка в пространстве и времени
Дата обследования __________________________________________________
№
п/п
Ф.И.
ребенка
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
вверху
внизу
сзади
впереди
утро
день
ночь
1
2
Таблица оценки сформированности сенсорно - математических представлений детей
Фамилия, имя ребенка
Умение сравнивать два предмета путем приложения.
Умение сравнивать предметы по ширине.
Умение сравнивать предметы по высоте.
Умение сравнивать предметы по длине.
Различать и называть форму предметов.
Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький.
Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.)
Умение совмещать предмет с его контурным изображением.
Ориентировка в пространстве: «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу».
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Примечание: 1- начало года; 2- конец года
Схема анализа и самоанализа по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста
№ п./п.
Вопросы для сенсорного развития детейраннего возраста
Да
Частично
Нет
1.
Создание условий для сенсорного развития детей (оснащение наглядно-дидактическим и игровым материалом групп, достаточность пространства)
2.
Роль воспитателя, показ, объяснение:
доступность;
выразительность;
эмоциональность
3.
Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку в повседневной деятельности, чтобы стимулировать детей к сенсорной деятельности? Использование сюрпризных моментов
4.
Имеет ли место сенсорное общение с ребенком в процессе режимных процессов в течение дня?
5.
Проведение игр-занятий по сенсорному воспитанию детей, их место в распорядке, длительность, способ организации
6.
Осуществление сенсорного развития в процессе познавательно-практической деятельности
7.
Умеет ли педагог решать вопросы сенсорного воспитания в процессе интегрированной деятельности?
8.
Простейшее экспериментирование в системе сенсорного воспитания
9.
Нетрадиционные методы и приемы в сенсорном воспитании малышей
10.
Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в процессе сенсорного воспитания
11.
Рисование, лепка, аппликация в системе познания окружающего мира детьми раннего возраста
12.
Создание ситуации успешности
13.
Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие малышей
Приложение №2
Анкета для родителей:
Тема: «Сенсорное воспитание детей»
Уважаемые родители!
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.
По словам Л.Выготского: «для всякого обучения существуют оптимальные , то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка». Младший возраст является наиболее благоприятным для воспитания сенсорной культуры человека.
Цель данной анкеты – выяснить заинтересованность и информированность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом сенсорного развития ребенка. Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его:
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка?
Да
Нет
Не знаю.
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте:
Считаю нужным
Не считаю нужным
Затрудняюсь ответить.
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
Да
Нет
Не знаю.
4.Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
Информация отсутствует
Есть, но воспитатель не обращает на нее внимание
Я не обращаю внимания на информацию
Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
Наглядная информация интересна и полезна для меня.
5.Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия:
Высокий
Средний
Низкий.
6.Есть ли у Вас дома игры по сенсорному воспитанию:
Да
Нет
Не знаю.
7.Как часто Вы занимаетесь ими с ребенком:
Ежедневно
2-3 раза в неделю
Не занимаюсь совсем.
8.В какую игру по сенсорному развитию чаще всего Ваш ребенок играет дома?
9.Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме сенсорного воспитания Вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение№3
Дидактические игры, способствующие обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников
«Укрась бабочку»
Цели:
Формирование умения детей группировать предметы по цвету. Закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой - маленький. Развитие мелкой моторики.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.
«Почини одежду зайчатам»
Цели:
Формирование умения детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закрепление умения распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развитие мелкой моторики рук, цветового восприятия, внимания.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
« Спрячь мышку».
Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, формировать умение различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Мы вместе поучимся играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибающимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Игры с бельевыми прищепками.
Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
Полянка
Цели:
Формирование умения группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Развитие умения понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.
Игра-шнуровка .
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!
Дидактические игры по методике М.Монтессори
«Светофор», «Мишка».
Цель:
Побуждение ребенка к самостоятельной деятельности; формирование цветовое представление, вырабатывание навыка завинчивания крышек.
Развитие мелкой моторики рук, сенсорики, связной речи.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
Подбери чашки к блюдцам.
Цели:
Закрепление умения детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развитие мелкой моторики, внимания.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)
Какие? ( Ответы детей ).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
Бусы
Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
Заплети косичку
Цель:
развитие умения плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Ход:
Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
«Разложи фигуры по местам!»
Цель:
Ознакомление с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
«Найди окошко для фигурки»
Цель:
Формирование умения соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.
РђЗаголовок 115