Межпредметная проектная задача: «Листопад».
Межпредметная проектная задача В современной системе образо-вания большое внимание уделя-ется качеству обучения и воспи-тания учащихся, формированию универсальных учебных действий в начальной школе. Актуальными становятся не столько сами знания, сколько умения само-стоятельно добывать их, интер-претировать,интегрировать, де-лать выводы, умозключения, включаться в познавательную деятельность, в том числе и про-ектную деятельность. Тема: Окружающий мир:1 класс«Эта удивительная природа»;1 класс «Природа России»;Русский язык: «Секреты речи»;Литературное чтение: «Поэтическая тетрадь №1»Стихи поэтов-классиков об осени;Изобразительное искусство:«Рисование осенних листьев».Тип задачи: межпредметная по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству. Цели, педагогические задачи (педагогический замысел): выявление по-нимания красоты окружающей нас природы; обучение умению обобщать свои наблюдения, выражать свои чувства, ощущения; дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности в рамках заданной темы; развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача:-уметь наблюдать и замечать необычное в окружающем нас мире;-уметь оформлять предложения на письме;-уметь использовать сравнение, олицетворение;-уметь изображать разную окраску листьев.Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль в ходе решения задачи.Планируемый педагогический результат: демонстрация учащимися умения обобщать наблюдения, выражать свои чувства, эмоции, восприятие, правильно оформлять на письме свои мысли, высказывания, создать конечный продукт – совместную творческую работу при работе в малой группе. Способ и формат оценивания результатов работы:-педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;-публичное выступление групп. Замысел проектной задачи: учащимся даётся задание в течение недели наблюдать за листопадом, отражать увиденное и подмеченное в карте наблюдений. Учащиеся должны совместно рассмотреть карты наблюдений, написать сочинение про листопад, используя такие приёмы, как сравнение, олицетворение, стараться избегать повторов, соблюдать структуру текста. Кроме сочинения каждая группа создаёт свою поделку: изображает лис-топад в рисунке, аппликации, объёмной работе и т.д. В каждой группе назначается ответственный за работу в группе. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 4 ч: сочинение – 2 ч, выполнение поделки – 2 ч. Карта наблюденийМои наблюдения за листопадомКакие слова можно использовать вместо слова «опадают»?___________________________________________________________________________На что похож листопад?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работу выполнил(а)________________________________________________ Объект наблюдения(листья дере-вьев, само дерево) Особенности во время листопада: цвет, движения, звуки,и другие особенности, ко-торые я заметил(а) Мои ощущения, моё состояние Описание проектной задачи. - Листопад – удивительное явление природы. Каждый человек видит, ощу-щает его по-своему. В течение недели вы исследовали, наблюдали за листо-падом, записывали в карту увиденное, услышанное. У вас накопился интересный материал. Вам предлагается стать соавторами сочинения про листопад. Ваши сочи-нения положат начало сборнику творческих работ, который будет издан в конце 4 класса. После сочинения вашей группе пред-лагается создать поделку на тему «Листопад», которую вы представите классу. Задание 1 Ознакомьтесь с наблюдениями своих това-рищей по группе. Расскажите о своих наблюдениях. Любым цветным карандашом отметьте, что интересное, необычное было подмечено каж-дым участником группы, в чём особенность каждого наблюдения.Задание 2 Используя свои наблюдения и наблюдения своих товарищей по группе, напишите сочинение про листопад. Подумайте, с чего начать сочинение. Какое предложение должно быть во вступле-нии, чтобы можно было перейти к описанию лис-топада? О чём будете рассказывать в основной части? Используйте приёмы сравнения, олицетворения. Какие краски осени вы будете использовать, описывая листопад? Каким предложением можно закончить сочине-ние?Комментарий к заданию 2. Каждое предложение запишите на отдельной полоске. Из предложений составьте рассказ про листопад. Придумайте заголовок. Полоски-предложения наклейте на лист. Учащиеся группой пишут сочинение про листопад. Учитель наблюдает за работой групп, оказывает помощь в случае затруднения. По завершении первой части про-ектной задачи ответственный от груп-пы зачитывает сочинение всему клас-су. Ученики отмечают удачные, интересные моменты, подсказывают, что необходимо откорректировать. Ответственный называет учащихся, которых следует поблагодарить за активную работу, за помощь в созда-нии сочинения. После публичного выступления группам даётся время на внесение изменений, устранение ошибок. Итоговый вариант сдаётся учителю. Падающее золото. Наступила осень. Листья начинают желтеть только в октябре. А в середине октября в парках, садах и лесах начи-нается листопад. Подует ветерок, и золотые листья ле-тят на землю. Листопад у берёз похож на падающее золото, на летучие кораблики. Как приятно посидеть или даже полежать вот на таком золотом ковре. Разве сможет человек создать нечто похожее, укрыть землю такой красотой? Только природа может создавать такое чудо. Можно дол-го смотреть на эти жёлтые, красные, ко-ричневые листья, любоваться, чувствов-ать красоту, слышать шелест – и сожа-леть, что эта красота не долговечная. Я понимаю, что листопад – это про-щальный танец волшебницы-осени. И всё-равно мне нравится это явление природы. С приходом осени я жду, когда деревья нарядятся в золото. Автор сочинения:ученица 4 классаСтрельцова Елизавета Осенний листопад. Листопад начинается осенью только в середине октября. Сначала деревья стоят ещё зелёные, только кое-где по-является жёлтая проседь на ветках де-ревьев. Ночью начинаются заморозки. И в одно прекрасное утро замечаешь, что листья на деревьях стали золоты-ми. В октябре ветер усиливается и дует порывами. Он кружит листья в своём волшебном танце и не спешит опустить их на землю. Золотые листики кружат-ся, переворачиваются и медленно опус-каются на траву. Ветер разносит жёл-тые листья по всему парку. Идёшь по ним, загребаешь их ногами, а они ше-лестят, как будто прощаются. Я люблю листопад, но почему-то ста-новится немножко грустно.Автор сочинения:ученица 4 классаМазепина Валерия. Золотой дождь. После лета приходит осень. Осень перекрашивает все деревья в разные цвета: жёлтые, красные, коричневые. А потом начинается листопад.На экскурсии мы наблю-дали парящие листья. Это было похоже на золотой дождь. Листья, как золотые монетки, летят по воз-духу, кружатся и опускаются на землю. Подует снова ветерок, и снова листья парят в воздухе. Хо-чется задержать листопад подоль-ше и полюбоваться. Но в природе всё очень быстро меняется. И уже скоро, совсем скоро деревья будут стоят голые. И нам почему-то становится грустно. Авторы сочинения:учащиеся 3 классаКучерова Ирина, Стрельцова Яна Подготовительная работа к заданию 3.- Завтра вы будете вместе воплощать свои задумки, фантазии про листопад.Подумайте и договоритесь между собой:1) что вы будете создавать: рисунок, аппликацию, объёмную работу или что-то другое;2) что необходимо принести завтра каждому участнику для выполнения этой работы? Задание 3- Вы, творцы, фантазёры, умельцы, вместе будете выполнять работу по теме «Листопад». Постарайтесь воплотить в этой работе задумки своей группы, передать свои чувства, настроение.Комментарий к заданию 3. Работа выполняется на следующий день после написания сочинений. Продолжительность – 2 ч. Все группы решили нарисовать кар-тины и сделать аппликации. Одновре-менно на одном листе ватмана рабо-тать всей группе неудобно. Картины рисовали каждый отдельно на альбом -ном листе. Для того, чтобы получилась одна общая работа, необходимо соста-вить альбомные листы вместе в единое полотно. В группах учащиеся обсудили, что должен сделать на листе каждый, чтобы в итоге работа получилась как одно целое. В процессе работы ребята составляли свои листы вместе, анали-зируя, что получилось, а что необходи-мо поправить. Далее все листы склеили скотчем. У всех групп работа получилась как единое целое. После завершения работы каждая группа защищала свою работу. Осенний листопад Золотой дождь Педагог организует проектную зада-чу, в течение всего хода процесса за-писывает на отдельных листах свои наблюдения относительно работы групп. По завершении проектной за-дачи учитель анализирует динамику взаимоотношений в каждой группе, организацию деятельности самой группой. Создавая свои творения о листопа-де, ученики внутренне готовятся к восприятию шедевров русской лири-ки, с которой они познакомятся позже на уроках литературного чтения. Таким образом, систематическое применение проектных задач способ-ствует формированию универсальных учебных действий. Интеграция с другими учебными пред-метами способствует формированию у младших школьников целостного взгляда на мир. Пробуждение чувств, эмоций, об-ращение к эмпирическому опыту, осмыс-ливание увиденного помогает школьнику понять, что мир прекрасен, но в то же время эта красота хрупкая её надо бе-речь. Активизация разных каналов вос-приятия обогащает видение картины ми-ра. Использование интегрированного под-хода на уроке предоставляет ученику больше возможностей раскрыться, проя-вить себя в разных областях, почувство-вать себя значимым, успешным. Проектные задачи в начальной школе являются эффективным средством фор-мирования у младших школьников поло-жительной мотивации к учению, формиро-вания ключевых компетенций. Использованная литература1. Жур.»Начальная школа».2011.№8.2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко-ле: от действия к мысли: Пос.для учи-теля / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); Под ред. А.Г. Асмолова. М.,2008.3.Применение программы начального общего образования: В2 ч. Ч.1, 2-е изд. М.,2009.4.Проектные задачи в начальной шко-ле. Пос.для учителя / (А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.); Под ред.А.Б. Воронцова. 2-е изд. М., 2010.