Межпредметная проектная задача «День космонавтики» 3 класс
Межпредметная проектная задача «День космонавтики»
ПредметМежпредметная (окружающий мир, математика, русский язык, литература, конструирование, развитие речи)Класс 3Вид задачиМежпредметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года.Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.2. Знания, умения и способы действия, на которые опирается задачаОкружающий мир- работа с текстом;
- работа со схемойМатематика– проведение несложных расчетов;– «чтение» таблиц;Русский язык– анализ текта, выделение существенной информации
-обобщение знаний о прилагательном.Литература– создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром; выразительное чтение стихотворений. Работа с текстомКонструирование
Танграмм
Изо
Иллюстрировать свою статьюОбщеучебные умения (метапредметные результаты)– работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;– работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию;– выбор адекватных форм представления результатов работы.
Планируемый педагогический результатДемонстрация учащимися:– освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.–умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» – текст с иллюстрациями для классной стенгазеты к дню космонавтики, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.Способ и формат оценивания результатов работыПри подведении итогов работы оцениваются:– умение находить и использовать представленный в разных формах и в разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;– владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;– полнота, непротиворечивость и обоснованность решений;– умение создавать собственные тексты .Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе (см. приложение).
.Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных.Необходимая для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является продуктом решения проектной задачи.
Цель (результат), которую должны достичь дети:По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый продукт – иллюстрированный текст для классной стенгазеты ко дню космонавтики
Задача. По данным, которые вы внесете в таблицу. Написать небольшую статью в стенгазету на тему «День космонавтики» и выполнить иллюстрации.
Начало формы
Класс разделен на группы – экипажи.
Экипажи распределяют роли, знакомятся со своими обязанностями.
Фамилия
имя
роль
обязанности
Оценка (выставляется в конце )
командир
Руководит всей работой экипажа
читатель
Читает тексты, стихи (литература)
писатель
Заполняет таблицы (русский язык)
математик
Записывает результаты вычислений (математика)
астроном
Записывает названия планет (окружающий мир)
-За время работы выясним, чей экипаж лучше знает историю покорения космоса. Очень многое будет зависеть от организованности, умения выслушивать друг друга и от быстроты принятия решения командиром. Итак, в путь!
-В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
-Почему будут вместе Гагарин и апрель? На чем Гагарин улетел в космос? ( на ракете)
-Ракету создавали ученые много лет. Главные русские создатели ракеты:
Циолковский Константин Эдуардович – российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики
Королев Сергей Павлович – под его руководством был осуществлен запуск первого в мире космического корабля
1. Давайте построим космический корабль. У каждого экипажа танграмм. Вы должны вырезать детали, собрать ракету и наклеить. Решив примеры, узнаете номер своей ракеты.
92-84=8 76-69=7 36:4=9 72:12=6 56:14=4
(17-17):8=0 42:14=3 99:11=9 42-39=3 71-69=2
14:7=2 (32+8):40=1 (16+16):32=1 0:(18+32)=0 59:(100-41)=1
33:11=3 36:9=4 26-19=7 45:5=9 63:9=7
№ 8023 № 7314 № 9917 № 6309 № 4217
- Профессия космонавт появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах – в России и Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, Америки, Японии, Китая. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в открытом космосе.
-Пришло время для чтецов в экипажах. Прочитайте стихотворение «Космонавт»
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
2. Вы знаете, что у космонавтов есть специальная одежда. Чтобы узнать, как называется эта одежда, нужно решить примеры и заполнить таблицу.
3
1
2
9
2
29
11
4
78 + А=75 + 30 : 6 Н – 19=1000 : 100
(74 – 55) : К = 19 60 -11 + Ф = 50
С = 84 : 7 - 9 4 х Р = 64 : 4
Д х 8 = 90 – 2
- Костюм космонавта - скафандр – имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Кабина защищает от пониженного давления. И скафандр тоже. В кабине аппаратура связи с Землей. В скафандре микрофон и датчики аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте, на Земле. Скафандр применяется для выхода в открытый космос, для прогулок по Луне.
- Прочитайте стихотворение «В космосе так здорово!»
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
– Ученые хотели узнать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
-Перед вами текст.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2-3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились , сто живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Работа с текстом.
- Подчеркните желтым карандашом, какая собака подходит для полета.
- Подчеркните зеленым карандашом, чему учили собак на тренировках.
- Обведите простым карандашом, какая собака сдала «выпускные экзамены»?
- Подчеркните красным карандашом, зачем ученые посылали в космос животных?
Прочитайте стихотворение «Щенок»
На площадке во дворе,
Вместе с малышами,
Бегал маленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
- Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
- А вы меня возьмете?
- Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправится в полет.
Марсик нарядный, в костюме зеленом!
Отнес его лично в кабину ученый:
- Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и еж.
(Зверушек таких на Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!
– Давайте посмотрим, что увидели в космосе первые космонавты.
(Просмотр слайд-шоу «Виды космоса», последний слайд – Земля)
Вот так выглядит наша планета Земля из космоса. Земля
Текст.
Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Главная особенность ее в том, что это единственная планета Солнечной системы, пригодная для существования живых организмов.
Долгие годы люди считали, что земля плоская , затем ее представляли похожей на правильный шар, но на самом деле Земля наиболее близки к эллипсоиду.
Большую часть поверхности планеты занимает Мировой океан (жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов), остальную часть поверхности занимают континенты и острова.
Атмосфера Земли, земная атмосфера, состоит из нескольких слоев: нижний слой (тропосфера) – азот и кислород, остальную часть составляют водяные пары, углекислый газ и другие газы. Температура на поверхности планеты колеблется от -60 до +50 С на экваторе.
-Подчеркните все имена прилагательные. Сколько их? Запиши в таблицу 2 словосочетания прил+сущ, определить род и число имен прилагательных.
- Прочитайте стихотворение «Земля – песчинка в океане»
Земля – песчинка в Океане
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полета
Сумел расправить и взлететь –
Нет совершенней звездолета
Магнит земной преодолеть.
–Земля имеет один естественный спутник – Луну, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Температура на поверхности от -169 С до +122 С. Поверхность покрыта смесью тонкой пыли и скалистых обломков , образующихся в результате столкновения метеороидов с лунной поверхностью.
Высадка человека на Луну была осуществлена Соединенными Штатами Америки 12 июля 1969 года.
Заполнив таблицу, вы узнаете имя американского астронавта, ступившего на Луну.
1
32
26
42
12
44
1
8
26
610 - С = 578 Р : 7 = 54 : 9
А х 7 = 49 : 7 27 – 40 : 10 = С
35 – Т = 9 Н = 64 – ( В + О)
20 + В = 7 х 4 О х 3 = 9 х 4
-Прочитайте стихотворение «Лунолет»
Прилунился лунолет.
В лунолете – луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам много лет!
– Но в космическом пространстве есть не только наша планета, но и другие планеты.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Подпишите названия планет.
– Кто был первым космонавтом?
-Юрий Алексеевич Гагарин написал обращение к вам, детям будущего «Письмо космонавта».
Вы сегодня узнали много нового о космосе и солнечной системе. Может быть кто-то из вас дома с родителями говорил о космосе и знает немного больше. Я буду загадывать загадки, а вы хором отвечать.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя - (астроном)
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна )
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По- английски: астронавт,
А по-русски: (космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете.
На орбите как назло
Появилось (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый (гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость (света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам.
Нам – тепло, хвосты - (кометам)
Все комета облетела,
Все на небе осмотрела.
Видит в космосе нора.
Это черная (дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный .(звездолет)
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные (галактики)
А Галактики летят
В рассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Это вся (вселенная)
8. А сейчас на основе данных, которые вы занесли в свои таблицы, составьте текст в стенгазету ко дню космонавтики. Свой текст иллюстрировать.
№
Задания
ответы
1.
Номер экипажа
2.
Одежда космонавта
3.
Перечислить первых космонавтов –
«разведчиков»
4.
Выпишите из текста «Земля» два словосочетания
Прил + сущ. Определить род и число прил.
5.
Сколько прилагательных в тексте «Земля»?
6.
Имя американского астронавта
7.
Название самой большой планеты
8.
Сколько лет назад человек высадился на Луне?
9.
Когда был совершен первый полет человека в космос?
Заголовок 315