Описание работы над проектом Природа Рязанской области.
Проект
«Природа Рязанской области»
Руководитель проекта – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Коробова Е.А.
Выполнили проект ученики 3А класса.
Сроки работы над проектом – сентябрь – октябрь 2014г.
Актуальность выбора темы проекта
В последние годы человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем. Ученые на основе научных исследований предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почва могут быть настолько «отравлены», что проживание человека на земле станет невозможным. Природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете. Своей работой мы хотим привлечь внимание всех людей к этой проблеме и на примере природы Рязанской области показать, как можно любить природу, заботиться о ней. Беречь и охранять ее. Береги природу: благополучие природы – твое благополучие!
Тип проекта: информационный, творческий, межпредметный, короткосрочный.
Цели и задачи руководителя проекта
Педагогические цели:
Познавательная: формирование представления о природе Рязанской области, о факторах влияния на нее человека, о взаимосвязях в окружающем мире.
Развивающая: формирование специальных умений, необходимых при создании проекта.
Воспитательная: формирование чувства бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с природой Рязанской области, с редкими охраняемыми видами животных и растений, привлечь внимание к охране природы родного края.
Организовать самостоятельный поиск информации, необходимый для подготовки проекта.
Организовать работу в группах на основе сотрудничества, коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Оказывать необходимую консультационную помощь учащимся при создании проекта.
Этапы работы
I этап – погружение в проект
На этом этапе учитель предлагает детям вспомнить о том, что
II этап – организация деятельности
Выбор темы
На втором этапе уточняется тема проекта «Природа Рязанской области». В процессе обсуждения учащиеся формулируют проблему: в каком виде можно представить знания детей, которые они получат в ходе проекта, и сделать их доступными для других.
Постановка цели и задач
Учащиеся ставят перед собой цель: создание книги природы Рязанской области.
Задачи: 1) изучить литературу о географическом положении, климате, водоемах, растениях, животных Рязанской области; организовать поиск в сети Интернет по данным вопросам;
2) проанализировать полученную информацию, отобрать необходимую для написания главы для книги;
3) разработать план действий, определить сроки;
4) распределить обязанности в группах;
5) подготовить электронный вариант книги природы Рязанской области;
6) организовать презентацию данного проекта.
3. Формирование творческих групп.
4. Формулировка вопросов.
Каковы особенности географического положения, климатических условий Рязанской области?
Какие водоемы находятся на территории области?
Какие животные и растения наиболее распространены и находятся под охраной?
Какие природоохранные мероприятия осуществляются на территории Рязанской области и какое участие мы можем принять в деле охраны природы?
В каком музее города Рязани можно увидеть экспозицию животных Рязанской области?
Как в художественной литературе отражена данная тема?
5. Определение формы представления итогов проектной деятельности.
Ученики обсуждают форму представления результата. Общим мнением решают, что это будет книга природы Рязанской области и ее электронный вариант.
III этап – осуществление деятельности
На этом этапе выполняется проект в соответствии с составленным планом. Каждая группа отбирает фотоматериал по своей теме, изучает дополнительную литературу. Вспоминаем посещение Окского биосферного заповедника в 2013 году. Оформляются работы в виде главы книги с фотографиями. Каждая группа готовит материал для презентации своей главы.
IV этап – презентация
Учащиеся представляют результаты своей работы на презентации книги, защищают свои работы. На этом этапе была проведена рефлексия всего проекта по следующим вопросам:
Все ли у вас получилось из того, что было задумано?
Что вам понравилось? Что у вас особенно хорошо получилось?
Что бы вы сделали по-другому?
Как вы оцениваете свое участие и участие своих одноклассников в проекте?
Оценка результатов работы руководителем проекта
Работая над этим проектом, ученики окунулись в удивительный мир природы родного края, узнали много нового и интересного о природе Рязанской области, смогли принять активное участие в деле охраны природы:
Создали книгу природы Рязанской области.
Каждая группа оформила свою главу книги.
Посетили краеведческий музей.
Эта проектная работа учила детей чуткости, доброте, отзывчивости, служила сплочению детей, развивала их активность, творческие способности. В процессе выполнения проекта младшие школьники проявили особое трудолюбие, настойчивость и терпение, ребята учились работать в «команде», ответственно относиться к выполнению работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность позволило:
Развить у детей стремление к самостоятельному открытию новых знаний.
Организовать обучение через желание, стимулируя его природную любознательность.
Развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет он в будущем заниматься наукой или нет.
15