Разработка урока во 2 классе Колыбельные песни. Особенности текста и особенности чтения


Конспект открытого урока на конкурс методических разработок по предмету «Литературное чтение» .Учитель: Чащина Ю.В. МБОУ СОШ с.РухтиноПредмет: Литературное чтение. 2 класс. УМК «Школа 2100»
Урок № 82.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Колыбельные песни. Особенности текста и особенности чтения.
Цели:
Образовательная: знакомство с понятием «Фольклор», формирование умения отличать колыбельные песни от других видов устного народного творчества, знакомство с особенностями текста колыбельных песен и особенностями чтения колыбельных песен;
Развивающая: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; Развитие умения аргументировать свою точку зрения; развитие воображения, внимательности, творческого мышления.
Воспитывающая: воспитание интереса к народному творчеству своей страны, чувства уважения и гордости за богатое культурное наследие нашей Родины.
Этапы урока Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
2. Открытие новых знаний.
Читательская разминка.
Чтобы на уроке читать выразительно и быстро, мы проведём читательскую разминку. Она так же поможет нам определить тему нашего урока. Поэтому читайте внимательно.
Читаем по 20 сек, каждый раз, начиная с начала текста.
-вполголоса
-ласково, нежно
-со злостью
-громко
-С какой интонацией вам понравилось читать больше всего?
Сейчас мы читали текст, а теперь прослушайте музыкальный отрывок и постарайтесь определить тему урока.
- а ваша мама пела вам колыбельные песни?
- А для чего надо изучать колыбельные песни?
-А знаете какие-нибудь колыбельные песни?
Работа с презентацией.
1 слайд – знакомство с понятием «фольклор»
2 слайд – виды фольклора
3 слайд – колыбельные песни, так же как и сказки делятся на 2 большие группы. Догадайтесь на какие?
(На авторские и народные)
Чем отличаются народные песни от авторских?
4 слайд – виды колыбелек
– Народные колыбельные песни появились очень давно. Почему?
Мамы пели своим детям песни, чтобы успокоить их перед сном, усыпить. Колыбельные – это прежде всего песни, это музыка. А вы знаете, сколько в музыке нот?
- Колыбельные песни, как ноты, откроют нам сегодня семь своих тайн.
У меня в руках волшебная шкатулка, которая хранит тайны колыбельных песен.
-Когда мы отгадаем все загадки колыбельных песен, шкатулка откроется, а внутри нас ждет сюрприз.
1 тайна: с каким чувством поются и читаются колыбельные?(ответы детей)
Вы читали на разминке текст. Вы догадались, что это? (это колыбельная песня)
Попробуйте прочитать её ласково, нежно. А теперь со злостью, страшным голосом? Заметили разницу?
С каким же чувством мама будет петь колыбельную пеню?
Вот и открыли первую тайну:
5 слайд – любовь, нежность
Читают текст с листа (по 20 секунд)
Прослушивают аудиозапись колыбельных песен,
Пробуют определить тему урока, формулирование целей и задач урока.
Прослушивают колыбельную песню и отвечают на вопрос,
Делают вывод. Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
А вот и 2 тайна.
-Чему учат колыбельные песни? К чему они готовят ребенка?
- Чтобы найти ответ на этот вопрос, вы будете работать в группах. Мне хочется выслушать ваши предположения.
7 слайд – уроки жизни, подготовка к будущим трудностям., к работе.
- Вы отлично справились с заданием.
А теперь подоспела 3 тайна.
Кто часто встречается в колыбельных?
Для ответа на этот вопрос вам придется поработать в парах. Прочитайте песни, подчеркните героев, которые там встречаются и дайте краткий ответ.
А как вы себе представляете Дрёму, Угомона, Баюна?
Слайд 8 – сказочные существа, животные.
- Нам открылось уже 3 тайны колыбельных.
А теперь откроем 4 тайну.
Как вы думаете, чего желает мама малышу в песне?
Слайд 9 – пожелание здоровья, счастья, долгой жизни.
- Ребята, я для своей дочки тоже сочинила колыбельную песню, когда усыпляла её.
Послушайте её. А кстати, какой будет моя колыбельная – народной или авторской?
Вот она – моя дочурка,
Сладко спит и видит сны.
У неё из-под одеялкаНожки голые видны.
Любят Софью мама, папа,
Бабки, дяди и деды.
С нею в доме исчезает
Даже признак тишины.
Вокруг маленькой головки
Нет скопления забот.
Спи, усни, моя дочурка,
Спи, расти за годом год.
Следующую тайну вы откроете очень быстро.
5 тайна
Какие слова в колыбельных песнях повторяются чаще всего?
Слайд 10 – баю-бай, баюшки, спи, усни.
Чтобы узнать 6 и 7 тайну,
вам надо поработать в группах.
Работать будете по листочку. Вам надо посовещаться, выбрать нужные ответы, а ненужные зачеркнуть.
Вопросы на карточке:
6. Что особенного в колыбельных песнях?
(Ответы для выбора: -простые слова и выражения,
-трудные непонятные слова и выражения,
-легко запоминаются,
-трудно запоминаются,
-часто повторяются строчки, слова, выражения, --нет повторений.
7. В каком темпе надо читать колыбельные, с какой интонацией?
Варианты ответа:
-быстро
-громко
-спокойно
-медленно, не спеша
-нежно, ласково
- равнодушно, безразлично
-тихим голосом
Слайды 12 -13 – простые слова и выражения, легкие для запоминания.
Читаются спокойно, не спеша, тихим голосом, ласково, нежно.
Вот и отгадали мы все тайны колыбельных песен. Пора нам открыть заветную шкатулку и узнать, какой сюрприз нас ждет. Но сначала вспомним все тайны колыбельных песен.
- А сюрприз шкатулка подготовила вот какой. Колыбельные песни с давних времен пели детям мамы и бабушки. А я предлагаю вам спеть колыбельные для своих мам. Мамы, наверное, очень удивятся и обрадуются.
(из шкатулки достаются и раздаются тексты колыбельных песен)
Работа в группах
Устный фронтальный опрос.
Работа в группах.
Выбор ответов из предложенных вариантов.
Работа в группах.
Выбор ответов из предложенных вариантов.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Итог.
В начале урока, на читательской разминке, вы читали колыбельную песню, а сейчас предлагаю всем вместе её спеть.
ΙV. Домашнее задание.
Прочитать выразительно авторские колыбельные на с.51-52.
Выучить на выбор любую колыбельную песню.