Конспект урока литературного чтения Русские народные потешки и колыбельные (1 класс)


Тема: Русские народные потешки и колыбельные.
Цель: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества потешками и колыбельными.
Задачи: 
Образовательные:
- совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
- формировать навык плавного слогового чтения, обогащать грамматический строй речи.
Познавательные:
- развивать речевые умения, воображение, память, умение анализировать произведение;- содействовать развитию навыков сознательного, беглого, выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес, расширять читательский кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать читательский интерес;
- воспитывать интерес к русскому народному фольклору;
- воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат совместной деятельности
1. Орг.момент
Личностные УУД: Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе. Подготовить учащихся к работе на уроке. - Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Ильинична , и сегодня урок литературного чтения буду вести у вас я.

- Я дарю вам свою улыбку,
Вы  в ответ  поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Улыбаются, садятся. Обеспечили готовность детей на уроке
2. Актуализация знаний. Артикуляционная разминка
Личностные УУД.
Развитие умения работать с информацией Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъектного опыта учащихся - Ребята, перед тем как мы с вами приступим к нашему уроку, давайте приготовим наши губки и язычки к работе.
- "Улыбка", "Заборчик"           Наши губки улыбнулись             Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
- "Трубочка"                               В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
- "Улыбка" /  "Трубочка"      Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.                                                 
- "Часики"                                   Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят,
- "Маятник"                               Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
     
- "Качели"                                  На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх  взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они  хотели.
- На прошлом уроке вы читали потехи. А что такое потехи, кто хочет мне сказать? Улыбаются широко и произносят долгий звук "и".
Вытягивают губы "трубочкой".
Улыбаются оскаливаясь, потом губы вытягивают трубочкой.
Облизывают губы по часовой стрелке.
Водят языком влево, вправо.
Поднимают языки в вер и опускают вниз.
Варианты детей. Обеспечили мотивацию изученного материала. Актуализировали знания прошлого занятия.
3. Изучение нового материала
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Регулятивные УУД.
Развитие умения
осмысливать полученную информацию
Метапредметные результаты обучения
Развитие умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности.
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала - Сегодня ребята, мы с вами познакомимся с новым жанром устного народного творчества.

- А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны будете расставить матрешек по порядку и прочитать получившееся слово.
- Кто хочет выйти к доске и поставить матрешек в нужный порядок?
- Молодцы!
- Ребята, а как вы думаете, что такое потешка?
- Давайте откроем учебник на странице 38 и прочитаем определение потешек, которое записано после вопросов.
- Жанр народного творчества, который воспроизводится при обучении речи.
- Ребята, давайте я вам прочитаю потешку, кто знает ее, можете проговаривать ее вместе со мной (аудиозапись).
- Ладушки вы, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
- Кыш, полетели,
На головку сели.
- Ребята поднимите руку, кто знает такую потешку?
- Потешки сопровождаются простыми игровыми движениями.
- Давайте вместе с вами прочитаем выразительно потешку соблюдая знаки препинания в учебнике на странице 38.
- Пальчик - мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
- С этим братцем
Щи варил,
- С этим братцем
Кашу ел,
- С этим братцем
Песни пел.
- Теперь еще раз читаем потешку, но уже вместе с игровыми движениями.
- Молодцы!
- Теперь самостоятельно про себя прочитайте потешку на странице 39.
- Кто хочет прочитать ее с выражением и нужными жестами?
- Молодцы!
- Ребята, давайте с вами теперь немного поработаем в группах с вопросами.
- Первый ряд читает и отвечает на первый вопрос, на странице 39.
- Второй ряд отвечает на второй вопрос на странице 39.
- Третий ряд отвечает на третий вопрос на странице 39.
- Выступление 1 ряда.
- Молодцы! У кого нибудь есть дополнения?
- Выступление 2 ряда.
- Молодцы! У кого нибудь есть дополнения?
- Выступление 3 ряда
- Молодцы! У кого нибудь есть дополнения?
- А теперь ребята, мы с вами познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества.
- Сейчас я вам включу аудиозапись и вы должны отгадать жанр этого музыкального произведения.
- Молодцы!
- Поднимите руку, кому мама в детстве пела колыбельную перед сном?
- Колыбельная -  один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку.
- Ребята давайте вместе с вами прочитаем колыбельную на странице 40. Сначала читаю я, а потом читаем все вместе.
- Молодцы!
- Колыбельная читается медленно, тихо, спокойно. А как вы думаете почему?
- Теперь ребята самостоятельно прочитайте колыбельную на странице 41.
- Кто хочет прочитать колыбельную с нужной интонацией?
- Молодцы! Мы хорошо с вами поработали.
- Кто еще знает колыбельные?
- Ребята, ответьте мне на вопрос: чем потешка отличается от колыбельной?
Выполняют задание.
Выходят к доске и расставляют матрешек.
Варианты детей.
Открывают учебники и читают определение. Обеспечили закрепление учащимися знаний и способов деятельности, Повысили уровень осмысления изученного материала.
4. Подведение итогов урока
Регулятивные УУД
Формирование умения оценивать свою и чужую деятельность.
Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось;
адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся - С какими жанрами устного народного творчества мы с вами сегодня познакомились?
- Когда поются колыбельные песни?
- Чем сопровождаются потешки?
-Используются ли ласковые слова в колыбельных? А в потешках?
Потешка
Колыбельная
Перед сном
Игровыми движениями
Да, используются
Подвели итоги урока, выяснили понимание темы.
5. Домашнее задание Проинформировать детей о задании на дом. - Выучить наизусть потешку или колыбельную из учебника, или найти в интернете свою потешку или колыбельную и выучить ее. Записывают домашнее задание 7. Рефлексия
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о рисунке
Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества - У вас на партах лежат подковы. Если вам понравился урок, то закрасьте подкову желтым цветом, если у вас возникли трудности - то зеленым, если вам не понравился урок - красным.
- Спасибо, ребята, за работу. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен, готовимся к следующему уроку.
Выявили эмоциональное состояние ученика на уроке