Проект урока по теме: «Инерция»
Дидактический проект урока
Предмет: Физика
Класс: 7 « А-Б»
Дата:_________
Тема: Инерция.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Гурущук Л.Г
Время урока: 45 минут
Субкомпитенции:
Определениепонятия массы и силы.
Эксперементальное исследование взаимодействиия тел.
Операциональные цели:
Углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела.
Сформировать понятие инерция.
2.1 Учить находить примеры проявления инерции в окружающем мире и уметь объяснять их.
2.3 Сформировать умения практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни.
Развивать логическое мышление, культуру речи.
Дидактические технологии: объяснение, демонстрация, тест, беседа, повторение.
Средства: учебник, карточки.
Литература: Ион Ботгрос “Физика”
Ход урока.
№
Этапы урока
Опер.
цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы
Время
1.
Организационный момент.
Привлекаю внимание учащихся к началу урока.
Приветствую учащихся.
Приветствуют учителя.
Готовят необходимые принадлежности к уроку.
1 мин
2.
Актуализация
знаний
О1.1
Ребята, вы наверное обращали внимание на то что с вами происходят странные случаи. Вот например, вы несете тарелку с супом и, когда ставите её на стол, суп почему-то выплескивается на скатерть. Или когда автобус внезапно трогается, вы падаете назад, при этом наступив еще на ногу кому-то. Получается неприятная ситуация. Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям какое-нибудь отношение. Я предлагаю вам сегодня на уроке разобраться в этом. А для того чтобы плавно перейти к новой теме я предлагаю вам небольшой тест.
У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать и обвести букву с правильным вариантом ответа. Вам на это отводится 5 минут.
1 Механическим движением называется.
А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел
И. изменение положения тела относительно других тел
С. изменение положения автомобиля на дороге.
2 Траекторией движения тела называется.
Н. линия, по которой движется тело
О. след, который оставляет движущееся тело
К. кривая линия движения молекулы.
3 Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется.
Е. путь
М. след
Т. кривая
4 При равномерном движении тело за равные промежутки времени.
Ю. проходит разные пути
В. движется равномерно
Р. Проходит равные пути
5 Формула для нахождения скорости при равномерном движении
Г. 13 QUOTE 1415
Э. d= v · t
Ц. 13 QUOTE 1415
6 В системе СИ скорость измеряется в
С. км/ч
И. м/с
Б. км/с
7 При неравномерном движении тело за равные промежутки времени
Я. Проходит разные пути
Л. движется равномерно
Д. Проходит равные пути
А теперь возьмите в руки карандаш и проверьте, правильно ли вы ответили: я вам говорю букву правильного ответа на соответствующий вопрос (на доске я пишу буквы И Н Е Р Ц И Я), вы сравниваете со своими ответами, ставите «+» или «-» и таким образом сами себя оцениваете:
2 правильных ответов = «5»;
3 правильных ответов = «6»;
4 правильных ответов = «7»;
5 правильных ответов = «8»;
6 правильных ответов = «9»;
7 правильных ответов = «10».
(Листочки с ответами сдать). Ребята, поднимите руки, кто получил «10» и «9». Молодцы!
Слушают и отвечают на вопросы.
Решают тест.
Самостоятельно проверяют тест.
Выставляют оценки согласно разбаловке.
Беседа
тестирование
9мин
2 мин
3.
Новый материал.
О1.2
О3.1
О3.1
Как вы уже догадались темой сегодняшнего урока будет “Инерция”. Поэтому открыли тетради и записали число, и тему урока.
Наша задача с вами сегодня сформировать понятие термина инерция.
Научиться находить примеры инерции в жизни и объяснять их.
Приступим. Посмотрите на мяч лежащий у меня на столе. Может ли он без причины изменить скорость? А при каком условии мяч начнет двигаться? (катаю рукой мяч по столу) Тело движется, если на него действуют другие тела. В данном случае на мяч действует моя рука.
Знаменитый итальянский физик и астроном Галилео Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Он пытался выяснить, как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела.
Сейчас мы с вами проделаем подобный опыт.
Тележка скатившись с наклонной плоскости попадает в песок и быстро останавливается. Ее движение неравномерное. Скорость уменьшается очень быстро.
Выровняли песок и вновь опустили тележку. Теперь тележка пройдет большее расстояние, прежде чем остановится. Ее скорость изменяется медленнее, движение ближе к равномерному.
Если совсем убрать песок, тележка поедет еще дальше, ее движение еще ближе к равномерному. Препятствует ее движению только стол.
Вывод : чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость и тем ближе движение к равномерному.
А если совсем не действовать на тело? Как оно будет двигаться? Вы как думаете? (ребята отвечают) Ответ дал Галилей: ”Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью”
А явление сохранения телами своей скорости при отсутствии воздействия со стороны других тел называется – инерцией. Найдите в учебнике на стр. 36 определение инерции и запишите в тетрадях.
В том случае, когда скорость тела равна нулю, тело находится в состоянии покоя. Из определения следует, что тело обладает свойством сохранять не только состояние движения, но и состояние покоя. Убедимся в этом, проделав следующий эксперимент.
Поставим стакан с водой на лист бумаги и затем его резко выдернем из-под стакана. Что случилось со стаканом?
Задача: Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
Записывают тему урока.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Работа с учебником. Конспектируют.
Демонстрация опыта
14 мин
4.
Закрепление материала.
О2.1
О3.1
Давайте закрепим материал, для этого вам нужно закончить предложения.
Инерция-это(явление сохранения скорости тела).
Первым ввел понятие инерция(Галилей)
Если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы(равномерно и бесконечно, если бы существовала такая бесконечная в пространстве площадь)
Мы с вами в автобусе, давайте изобразим поведение пассажира во время поездки.
Автобус
Резко трогается с места, вы- назад
Поворачивает налево, вы- вправо
Поворачивает вправо, вы- влево
Резко тормозит, - вы- вперед
В этих случаях меняется скорость- появляется инерция. Запишите в тетрадях: Инерция проявляется, если изменяется скорость по величине и направлению. На стр. 36 №5
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? У всех транспортных средств есть тормозной путь- это путь который проходит автомобиль после остановки двигателя. Он зависит от типа транспортного средства и от погодных условий.
Зачем нужно пристегиваться ремнем безопасности?
Иногда на кузове машины написано:”В кузове не стоять”, ”На бортах не сидеть”. О чем говорят эти надписи?
Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?
Для чего при торможении автомобиля обязательно включают задний красный свет?
Почему водитель, ведя на буксире другой автомобиль, не должен резко менять скорость?
Заканчивают предложения.
Изображают поведение пассажира.
Конспектируют.
Отвечают на вопросы.
повторение
14 мин
5.
Заключение. Рефлексия.
Как вы поняли, что такое инерция?
Где она помогает?
Где приносит вред?
Что понравилось на уроке больше всего?
Пригодятся ли вам полученные сегодня знания?
Отвечают на вопросы.
2 мин
6
Итоги работы. Оценки.
Подведем итоги сегодняшнего урока:
Давайте вместе определим, добились ли мы с вами поставленных сегодня целей?(Читаю цели, ребята отвечают.)
Оценки за тест выставляю. Ребята которые были активными получают соответствующие оценки
беседа
2 мин
7
Домашнее задание.
Стр.36(переск), стр.39 №4,(пис). Таблицу письменно в тетради-инерция- где приносит вред? где помогает?. (Провожу полный инструктаж по д/з)
1 мин
15