Сетевые сообщества. Сообщение о применении ИКТ в начальной школе.
Сетевые сообщества как средство обеспечения и оптимизации профессиональной деятельности учителя. (Слайд 1)
Крапивенских Марина Георгиевна
учитель начальных классов
МОУ гимназии №11 г. Ельца Липецкой области
В современном мире всё становится гораздо ближе: города, страны, континенты. В нашу эпоху, эпоху технологий как научных, так и компьютерных происходит объединение различных областей знаний, объединение различных способов коммуникации - газет, радио, телевидения. А общение при помощи новых информационных технологий сокращает тысячи километров между людьми до расстояния к монитору и мышке. Всем понятно, что не жить в этом, не принимать в участие в этом процессе не позволит нам быть современным человеком, подавляющее большинство коммуникаций между людьми будут происходить при участии компьютеров и компьютерных сетей. Учитель в первую очередь должен принимать активное участие в информационно-образовательной среде в современной школе.
Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ в сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий.
Национальная образовательная инициатива (Слайд 2)
«Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым ведёт нас по пути модернизации и инновационного развития, как единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечивающий достойную жизнь всем нашим гражданам.
Требованиями к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта 2 поколения. (Слайды 3-4)
Информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и ученика.
Что же такое информационно-образовательная среда?
(Слайд 5)
Что дают образованию новые технологии? Интерес к новым формам организации обучения связан с тем, что окружающий нас мир меняется все быстрее и сами принципы обучения подвергаются серьезному переосмыслению (1).
Интернет является гораздо более "дружественным" средством, чем телевидение и радио. Это средство, которое позволяет каждому человеку свободно высказываться на любые интересующие его темы и свободно находить партнеров для обсуждения любых вопросов. Сообщество - это множество людей, общающихся между собой. Интернет-сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.
Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в работе с интернетом качественные результаты обучения своих детей и оценку деятельности учителя. Учителя всё чаще пользуются самым популярным направлением работы в сетевых сообществах: пополнение медиатеки, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, авторские рабочие программы по предметам, элективным курсам и кружкам, презентации к урокам, внеклассным мероприятиям и классным часам, выступления на семинарах, творческие работы учителей, обмен опытом.
В настоящее время в интернет сообществе реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования» (Слайд 6)
Что такое ИОС?
С точки зрения образовательного процесса современная ИОС - это(Слайд7)
открытая педагогическая система (подсистема) направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности (2).
В чём заключается системно-структурная организация ИОС? (Слайд 8)
Она проявляется в том, что представляет собой совокупность взаимодействующих систем:
- информационных образовательных ресурсов;
- компьютерных средств обучения;
- современных средств коммуникации;
- педагогических технологий.
Как же выглядит состав нформатизационных образовательных ресурсов системы ИОС? (Слайд 9)
Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и профессионального образования для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В результате проекта «Информатизация системы образования» планируется, что большинство учебных учреждений перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, что должно создать условия для достижения большинством учащихся образовательных результатов.
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций развития современного образования.
Итак, как быть учителю? Его работа, немыслима без использования информационно компьютерных технологий. Постоянно увеличивается количество учителей, которые освоили компьютерные технологии и с успехом применяют их на уроках. Это творчески работающие учителя. Компьютер помогает развивать мыслительные операции, создавать учащимся разноуровневые задания, делать различные презентации. В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей предметников, например, на сайте Федерации Интернет Образования, Московского центра интернет-образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СОМ - Содружество методических объединений – это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. (5)
Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом, как может компьютер, информационные технологии, интернет сообщества могут помочь учителям начальных классов в организации образовательного процесса.
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие подготовку учителей к уроку, учащихся – к выполнению домашних заданий, родителей – контроль за знаниями и использование для подготовки к выполнению домашних заданий.
Для учителя начальных классов компьютер предоставляет: (Слайд10)
Для подготовки к уроку учителю обычно приходится искать материал в различных источниках: книги, журналы, энциклопедии и т.д. Приходится тратить много времени на поиски нужной информации. Компьютер помогает сделать это в считанные минуты, потому что вся информация собрана в (Слайды 11-12) «Энциклопедиях Кирилла и Мефодия» или на диске «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов - «Естествознание».
Стоит только поставить диск, или зайти на сайт, и нужную статью можно не только прочитать, но при необходимости и распечатать, размножить. Эта энциклопедия будет хорошим подспорьем и для учащихся в приготовлении различных сообщений к урокам.
За годы работы в школе у меня, как у каждого учителя накапливается огромное количество различных картинок, иллюстраций. В данный момент у меня собралось множество папок, в которых собраны предметные картинки. Часто они небольших размеров, со временем они желтеют, истираются, теряют свой эстетический вид. С приходом ИКТ отпала необходимость в хранении всех этих папок. Любую иллюстрацию можно найти в различных программах. Через мультимедийную установку на большом экране высвечивается яркая, красочная, современная иллюстрация, которая гораздо интереснее для восприятия школьников. (Слайды 13-14)
Для лучшего усвоения программного материала необходима тренировка. Сейчас мои дети с удовольствием занимаются на электронных тренажёрах по русскому языку, математике на уроках в школе и дома. (Слайд15).
Занятия проходят увлекательно, дети в непринуждённой обстановке отрабатывают необходимый материал.
Много времени всегда тратится у учителя для приготовления различных тестов, карточек для диагностики и контроля знаний учащихся. С приходом компьютерной техники и интернет сообществ, эта работа перестала доставлять проблемы, т.к. можно скачать тест, отсканировать готовую проверочную работу. Тексты контрольных работ теперь находятся у каждого ребёнка на парте.
Первым делом работа на ПК выступает в качестве пишущей машинки, но только более современной и удобной:
Эстетично оформленные карточки для индивидуальной работы, тесты, контрольные и проверочные работы. Ведь у младших школьников развивается внимание, чувство прекрасного, когда перед ними аккуратно напечатанная работа, а не написанная спешащей рукой учителя карточка.
Увеличение производительности учителя: на урок можно напечатать гораздо больше дидактического материала, чем написать ручкой, напечатать на машинке, практически ежедневно можно вести контроль качества знаний учащихся, а если в этом ещё поможет и интернет сообщество, к которому мы можем всегда обратиться, то подготовка к уроку сократится в несколько раз.
Интересно и динамично проходят уроки-презентации (Слайды 16-21),
когда весь ход урока представлен в виде слайдов. Это и объяснение нового материала, и закрепление пройденного. Уроки русского языка и математики, литературного чтения и технологии. А уроков окружающего мира, дети ждут с нетерпением, потому что на уроке будет компьютер, а значит, будет интересно, где в занимательной форме дети знакомятся со строением тела человека, свойствами воды, с тем как устроен мир. Дети с большим интересом стали готовиться к урокам окружающего мира. Очень часто на урок окружающего мира, ученики приносили огромное количество дополнительного материала по изучаемой теме, найденного в интернете, добавленного и адаптированного к нашему уроку. Из 28 учащихся, моего класса в прошлом году, 18 имели оценку «5» по окружающему миру.
Хочется отметить использование ИКТ во внеклассной работе учителя. Классные часы, родительские собрания, утренники, различные внеклассные мероприятия у нас тоже не обходятся без компьютера: презентации, слайды, просмотр мультфильмов и фрагменты фильмов, основу которых мы брали на различных сайтах. Участие детей в интернет - конкурсах исследовательских проектов «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», становится в нашей гимназии традиционным. Пробуют свои силы в Интернет - Олимпиаде «Сократ».
Учащиеся моего класса сами создают презентации (Слайд22)
«Время», «Старинные способы измерения времени», «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», «Наш весёлый 4-В!» и др. Очень радует, что для создания этих презентаций дети самостоятельно находят материалы в оформлении слайдов, анимации.
Всё больше компьютеров появляется у детей дома, родители покупают обучающие программы, энциклопедии для детей и сами учатся вместе со своими чадами, чтобы не отстать от них в развитии. Уже появились СД - приложения в некоторых УМК, которые позволяют облегчить процесс обучения в школе.
Использование материалов интернет сообществ в учебном процессе позволяет (Слайд23)
Внедрение ИКТ осуществляется по трём направлениям (Слайд24):
Презентации позволяют учителю (Слайд25):
Презентации позволяют ученику(Слайд26):
Преимущества использования сетевых сообществ (Слайды27-28):
Как же оценивают качество уроков с использованием ИКТ учащиеся? (Слайд29):
Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Современные сетевые технологии сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей будут все чаще и больше использоваться для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из школы (4). Новые формы профессиональных коммуникаций еще достаточно молоды, как и сам российский образовательный Интернет. Они требуют развития и поддержки.
Сейчас часто можно услышать, что мы пользуемся продуктом современных технологий, скачивая готовые материалы, может быть и так, но кроме всего не надо забывать, что у учителя есть ещё и другие обязанности - дом, семья. Естественно, учитель пользуется частью находок, но если это идёт на пользу процессу обучения, если это не мешает осваивать учебные программы, то большое спасибо всем и кто создаёт такие программы и тем, кто их применяет. Но нельзя сказать, что мы только пользуемся продуктом интернет сообществ, но и сами делимся своими находками, например, конспектами уроков и мероприятий мы пополняем методическую копилку сайтов «Педсовет», «4 ступени».
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой учителя и ученика, она позволяет нацелить на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.(6)
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании.
В заключении хочется сказать, что работать в школе всегда было интересно, а сейчас, когда на помощь пришли информационно компьютерные технологии, стало в сотни раз интереснее и радостнее работать. В. Сухомлинский заметил (7): «Школа должна, как магнит, притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Только при этом условии и учёба сможет притягивать, как магнит». А чтобы идти в ногу со временем, необходимо современное оснащение школ. Естественно хочется, чтобы каждый кабинет начальных классов был бы оснащён современной техникой.
Использованные ресурсы (Слайд 30)
1. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.
2. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
3. Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода/Подход к стандартизации в информационно-образовательной среде открытого образования/ Иркутск, Москва
4. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М., 2002.
5. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.
6. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. – 2001. - № 1. - С. 6-7.
7. В. А. Сухомлинский. Советы взрослым и юношеству. // I, с. 432-433- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15