Отечественный кинематограф как средство познания окружающего мира

Отечественный кинематограф как средство познания окружающего мира

Павлова Валентина Ивановна
МАОУ СШ №1 г.Михайловска
Учитель ВКК
Тел: 89089069409
evterpamama@mail.ru

Кино – это часть нашей жизни, его можно смотреть «краем глаза», занимаясь другими делами, оно может быть фоном нашей повседневной жизни. З. Кракауэр писал: «фильм – это, в сущности, развитие фотографии и поэтому он разделяет свойственную ей отчетливую привязанность к видимому окружающему нас миру. Фильмы выполняют свое подлинное назначение тогда, когда в них запечатлена и раскрыта физическая реальность». (7).
С одной стороны фильмы – это доступное и популярное развлечение. С другой стороны кино является инструментом познания окружающего мира. Возможность через просмотр фильмов познать окружающий мир, имеет для человека большее значение. Глядя кино, мы многому учимся: готовить еду, создавать уют в доме, водить автомобиль, играть в интеллектуальные игры, ловить рыбу, строить дома и сажать сады. А еще, благодаря кино, мы общаемся с миром, учимся коммуникациям различного вида.
Кино, способное донести идею своего создателя с помощью системы образов до зрителя, стало универсальным средством трансляции идей. Находясь под контролем государства, кинематограф несёт основную смысловую нагрузку по формированию государственной идеологии. Кино обладает огромным запасом средств, приемов и методов идеологического воздействия, и огромным потенциалом в данной области. На заре существования СССР это понял В.И. Ленин, выдвинувший лозунг «Важнейшим из искусств для нас является кино» .
Телевизионные новости, особый вид телеискусства, помогают узнать, что происходит в мире каждый день и каждый час. Они привлекают внимание людей к различным важным жизненным проблемам.
Кино - очень влиятельная сила в современной жизни, которая используется и в образовательных целях. Значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера.
Практически каждый урок в школе сопровождается сегодня учебными видеоматериалами. С их помощью можно побывать в отдаленных уголках мира, окунуться в жизнь прошлых веков или побывать внутри клетки растения или живого организма.
Кино сопровождает и иллюстрирует основные гуманитарные дисциплины, такие как литература, обществознание, история и мировая художественная культура. Оно позволяет активизировать восприятие данных дисциплин, особое значение которых заключается в первую очередь в том, что они отвечают за формирование личности, гражданина и патриота. Новый стандарт образования определяет потребность общества в воспитании граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты,  доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке. Использование художественных видеоматериалов на уроках должно способствовать не только развитию образного восприятия действительности, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках. Использование кинофрагментов на уроке также позволяет расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории, обществознания, права и др. предметов, сделать информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества, вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Кино, как и все предметы искусства - это исторический источник. И посредством изучения этого искусства люди познают мир в прошлом, далеком или не очень, а также в настоящем. Мы видим события далеких эпох, видим костюмы или предметы, которыми пользовались люди в те времена и составляем через эти образы некое представление о жизни в то время.
Использование на уроках киноматериалов позволяет дополнить «знаниевую» часть урока иллюстративным, образным, прежде всего, зрительно воспринимаемым материалом. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, политизированы, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому ученик лучше запоминает тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией. Можно много рассказывать о Ч. Чаплине, но фильм расскажет о нем лучше и точнее.
Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов. Фильмы позволяют развивать сложные абстракции на чувственном материале, на фактах наблюдения, что имеет огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо дать школьнику образы, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения - учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки.
Образное мышление является ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, к художественному описанию (поиск выразительных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения экранно-звуковых наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.
Применение киноматериалов на уроках позволяет: сделать урок более интересным, ученика мотивированным на получение знаний; придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.
Эти данные говорят «за то», что использование кино на уроках, возможно и нужно. Но есть и аргументы «против»: субъективность фильмов и трактовок в них исторических и жизненных сюжетов; время, которое затрачивается на просмотр фрагментов; художественный вымысел, обязательно присутствующий в фильме. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.
При этом учитель должен знать особенности урока с применением кинофильма: главным на уроке остается педагог, ведущий и управляющий процессом познания. В определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, но техника на уроке выступает в союзе с традиционными средствами обучения - картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.
Учебные фильмы – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.
Учитель самостоятельно решает, как использовать кинофрагменты на уроке: в начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации; в ходе изучения нового материала – для поиска необходимой информации, решения проблемы, в конце занятия – для закрепления полученных знаний; на повторительно-обобщающих уроках – для повторения и закрепления знаний.
В тоже время, учитель, решивший использовать на уроке фрагмент кинофильма, как правило, сталкивается с рядом серьезных проблем.
Одна из них - проблема исторической достоверности используемых киноматериалов. Поэтому, использоваться на уроках могут лишь те художественные видеоматериалы, которые не противоречат данным науки. Это отечественные старые фильмы, в которых очень тщательно сохранялась стилистика языка той или иной эпохи. Эти фильмы снимались лучшими силами нашего кинематографа. Музыку писали ведущие композиторы, в том числе и Д. Шостакович, и С. Прокофьев, и А. Хачатурян, ставили их лучшие режиссеры - С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, В. Петров, Г. Козинцев, братья Васильевы - и снимались в них лучшие актеры.
«Петр Первый», фильм по сценарию советского писателя Алексея Николаевича Толстого, стал первой ласточкой советского исторического кино. 1938 – «Александр Невский», 1939 – «Минин и Пожарский», 1940 – «Суворов», 1943 – «Кутузов» , 1944-1945 – «Иван Грозный», 1946 – «Адмирал Нахимов», 1952 – «Адмирал Ушаков», 1954 – «Герои Шипки». Серия фильмов про учёных: «Пирогов», «Академик Иван Павлов», «Жуковский», «Александр Попов»; путешественников: «Пржевальский», «Миклухо-Маклай»; композиторов: «Мусоргский», «Глинка».
Создатели этих фильмов учитывали характер и личные пристрастия главного героя, снимали фильмы так, что представься нашим национальным героям возможность их увидеть, они были бы довольны.
Иван Грозный, например, обожал духовную музыку и сам сочинял стихиры для церковного хора. Действие фильма разворачивается на фоне красивых православных песнопений.
Петр Великий был человеком жизнерадостным и оптимистичным, несмотря на далеко нерадостную жизнь. И фильм о нем получился яркий, озорной, искрящийся юмором.
Адмирал Нахимов терпеть не мог напыщенных речей и славословий, и фильм о нем такой же аскетичный, суровый и мощный, каким был характер великого флотоводца.
Другая проблема. Часто учитель, использующий на уроке DVD диск или видеокассету с историческим фильмом, не задумывается о том, что с формально-правовой точки зрения он нарушает закон. При этом совершенно не важно, является ли использованный на уроке продукт лицензионным или контрафактным. Согласно статье 1274 Гражданского кодекса РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется и источника заимствования использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью». При использовании фрагментов художественных фильмов должны указываться название фильма, киностудия, год выпуска и фамилия режиссера.
Еще одна проблема связана с необходимостью соотнесения видеофрагментов с временными рамками урока. Часто учителю приходится выбирать между использованием смыслового сюжета и его фрагмента, что создает ощущение смысловой незавершенности. Так, например, продолжительность сюжета, посвященного Бородинскому сражению в классической ленте С.Ф. Бондарчука «Война и мир» составляет 28 минут, и его показ целиком занял бы большую часть урока. На помощь в этом случае может придти видеомонтаж, однако, далеко не у каждого учителя есть необходимая аппаратура и соответствующая подготовка.
При использовании документальных фильмов на уроках приходится учитывать:
- большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся; большая доля времени о том, как делались открытия, велись исследования;
- калейдоскоп мнений;
- большая продолжительность – 55 минут времени, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;
- отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;
- монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другой, затем возврат к предыдущей теме;
- несоответствие расположения материала логике и структуре урока.
Решить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя с программами типа Studio: STOIK Imaging, Pinnacle Studio 12; Movie Maker и др.
Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся их нужно смонтировать в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока, разбить его на смысловые блоки, поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.
Можно использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.
В качестве примера можно назвать фильмы, которые используются учителями на уроках обществознания.
Мультфильмы
Сказка о потерянном времени. Режиссёр - Кирилл Малянтович, художник-постановщик - Борис Моисеев. (5 класс, тема «Свободное время»)
На последней парте (1 серия). (5 класс, тема «Образование и самообразование»)
Игры разума (сериал "Барбоскины") (5 класс, тема «Образование и самообразование»)
Вовка в Тридевятом царстве. (5 класс, тема «Образование и самообразование»)
Баранкин, будь человеком! Александра Снежко – Блоцкая. (6 класс, тема «Школа»)
Пузырь, соломинки и лапоть Режиссёр Леонид Амальрик. (6 класс, тема «Дружба»)
Великий Нехочуха, режиссер Юрий Бутырин. (6 класс, тема «Деятельность»).
История одного преступления. Федор Хитрук. (9 класс, тема «Нормы права»).
Соловей. Гора самоцветов. (9 класс, тема «Свобода»).
Адажио. Гарри Бардин. (10-11 класс, тема «Выбор. Свобода. Ответственность»).
Конфликт. Гарри Бардин. (10-11 класс, тема «Конфликты. Глобальные проблемы» ).
Человек в рамке. Федор Хитрук. (10-11 класс, тема «Социальные нормы»).
Как жены мужей продавали. Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич. (10-11 класс, тема «Семья»).
Как мужья жен проучили. Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич. (10-11 класс, тема «Семья»).
Эксперимент. Режиссер Ефим Гамбург, автор сценария - М.Кривич, О.Ольгин. (11 класс, тема «Политическая деятельность. Бюрократия»).
Художественные фильмы
«Уроки французского» - советский художественный фильм (киноповесть) режиссёра Евгения Ташкова, снятый по мотивам рассказа Валентина Распутина, 1978 год.
«Приключения Электроника» - советский детский музыкальный 3-серийный телефильм 1979 года, режиссёра Константина Бромберга.
«Вор» - фильм режиссёра Павла Чухрая 1997 год.
«Подра
·нки» - советский художественный фильм режиссёра Николая Губенко 1976 года.
«Разрешите тебя поцеловать» Мелодрама. Режиссер: Анарио Мамедов, 2008 год.
«Фильм, фильм, фильм». Режиссер Федор Хитрук, 1968 год.
«Высота
·» - советский художественный фильм 1957 года, режиссёр Александр Зархи по одноимённому роману Евгения Воробьёва.
«Чу
·чело» - художественный фильм режиссера Ролана Быкова. Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова.
«Тарас Бульба» - художественный фильм, экранизация одноимённой повести (в редакции 1842 г.) Николая Васильевича Гоголя, снятый Владимиром Бортко, 2008 год.
«Гадюка» - советский чёрно-белый художественный фильм, историческая драма. Снят режиссёром Виктором Ивченко в 1965 году по одноимённой повести Алексея Николаевича Толстого.
«Звезда эпохи».  Режиссёр Юрий Кара. 2005 год
«Королева красоты». Режиссер Карен Оганесян. 2015 год.
«Часовщик». Режиссер Алексей Феоктистов. 2012 год.
«Спецназ». Режиссер Андрей Малюков.2002 год.
«Беда». Режиссер: Динара Асанова.1977 год.
«Громовы». Режиссер Александр Баранов. 2006 год.
«Одиночка». Режиссер Сергей Щербин. 2010 год.
«Адмирал». Режиссер Андрей Кравчук. 2008 год.
«Усатый нянь». Режиссер Владимир Грамматиков 1977 год.
«Романовы». Режиссер Максим Беспалый. 2013 год.

Список фильмов может быть продолжен. Автор статьи не претендует на его полноту и исключительность, ему импонирует «доброе, душевное» кино. К таким фильмам относятся и советские кинокартины. Такие фильмы интересней смотреть, они приятней глазу и полезней душе человека. Отечественный кинематограф одно из добротных средств познания окружающего мира.

Список литературы
1. Аронсон О. Метакино. - М.: Ад Маргинем, 2003.
2. Базен А. Что такое кино? / Сб. ст. под ред. И. Вайсфельда - М.: Искусство, 1972.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996.
4. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / С.Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000.
6. Делез Ж. Кино. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / Науч. ред. О. Аронсон; пер. с фр. Б. Скуратова. - М.: Ад Маргинем, 2004.
7. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М.: Искусство, 1974.

Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html © КонсультантПлюс, 1992-2015.









13PAGE 15


13PAGE 14715




15