Да здравствуют вежливость и доброта! 2 класс
Тюнина О. М. , Иванович О. Н. , начальные классы, МБОУ школа №84, г. Воронеж
Да здравствуют вежливость и доброта!
Цели: раскрыть смысл понятий «доброта», «вежливость»; дать представления о правилах поведения в различных ситуациях; показать на примерах литературных героев как надо себя вести, какое поведение не должно быть.
Оформление доски:
Вежливость проявляется в отношении с людьми.
Вежливый человек всегда внимателен к людям.
Вежливость – это умение вести себя так. Чтобы другим с тобой было приятно.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.
Материалы и оборудование: магнитофон, фонограммы песен «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; песня кота Леопольда «Если добрый ты…»
Уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем утреннике, который называется «Да здравствуют
вежливость и доброта!» Что же такое вежливость? А доброта? На эти вопросы вы ответите в конце праздника.
«Перемена, перемена!» --Он поставил три подножки
Заливается звонок.(Ваське. Кольке и Серёжке),Первым Вова непременно Прокатился кувырком,
Вылетает за порог.На перила сел верхом,
Вылетает за порог,Лихо шлёпнулся с перил.
Семерых сбивает с ног.Подзатыльник получил,
Неужели это Вова, С ходу дал кому-то сдачи,
Продремавший весь урок?Попросил списать задачи --Неужели это ВоваСловом, сделал всё, что мог!
Пять минут назад ни словаНу а тут опять звонок…
У доски сказать не смог?Вова в класс плетётся снова.
Если он, то, несомненно,Бедный! Нет лица на нём.
С ним – бо-о-льшая перемена.--Ничего, -- вздыхает Вова. --
Не угонишься за Вовой!На уроке отдохнём!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел!
--Какие правила поведения нарушил Вова?
Сейчас проверим, как вы знаете вежливые слова. Первый конкурс «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Много славных дел ждёт вас, но, но прежде всего, вы должны вырасти добрыми. Смелыми, отзывчивыми, вежливыми людьми.
Песня «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.
Ежели вы вежливыИ ежели вы вежливы,
И к совести не глухиПоможете вы маме.
Вы место без протеста И помощь ей предложите
Уступите старухе.Без просьбы – то есть сами!
Ежели вы вежливыИ ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,То в разговоре с тётей,
В троллейбус вы поможетеИ с дедушкой, и сбабушкойВзобраться инвалиду.Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке, На тех, кто послабее,
Не будете с товарищемВы нападать не будете
Трещать как две сороки.Пред сильным не робея.
-- Послушайте стихотворение С. Маршака «Урок вежливости»
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
--А сейчас проверим, как вы умеете вежливо себя вести.
Послушайте слова, которыми пользуются в разговоре при встрече.
Пока.
Здорово.
Привет.
Здравствуйте.
Хеллоу.
Доброе утро.
-- Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым человеком?
-- Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте. Позовите, пожалуйста. Машу!
3. Здравствуйте, извините, Маша дома?-- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс.
Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.
Можно войти?
Я войду.
Извините, можно войти?
Послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю»
На урок пришёл учитель.
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
-- Ну а как вы считаете? Вежлив Витя или нет!
С. Погорельский «Перестарался»
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
--Что с тобой?—вскричала мать, --
Заболел сыночек?
--Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи».
-- Вежлив мальчик или нет?
-- Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
Послушайте стихотворение Б. Заходера «Очень вежливый индюк» и скажите, можем ли мы его назвать вежливым и воспитанным.
Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
-- Почему к индюку никто в гости не приходил?
--А сейчас проверим. Как нужно вести себя за столом в гостях.
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?
2. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече и прощании?
3. Как нужно вести себя в гостях?
4. Кто кому должен уступать место?-- Все вы читали «Вредные советы» Григория Остера. Давайте их вспомним и скажем, как нужно поступить правильно.
Как нужно здороваться?
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя. что ты болтун.
-- На самом же деле, дети должны первыми здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать издалека, подойди поближе и поздоровайся.
Правила гигиены.
Никогда не мойте руки.
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
-- Ребята, как вы догадались Григорий остер неслучайно написал свои стихи в такой шутливой форме и, конечно, следовать им нельзя.
Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется , что они самостоятельные, независимые, взрослые люди и могут так поступать.
А. Барто «Признание»
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один прекрасный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
--Смотри, не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
--Придёшь обедать к трём часам,--Ему сказала мать.
Он пробурчал: -- Я знаю сам…
А сам явился в пять.
--Ну что с тобой. Андрюшенька?
И сын признался ей:--Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Грубость, неуважительное отношение к людям, признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми и грубыми бывают не только мальчики, но и девочки.
А. Барто «Любочка»
Синенькая юбочка.-- У меня уроков много,
Ленточка в косе.Я за хлебом не пойду!
Кто не знает Любочку?Едет Любочка в трамвае –
Любу знают все.Она билета не берёт.
Девочки на праздникеВсех локтями раздвигая,
Соберутся в круг.Продвигается вперёд.
Как танцует Любочка!Говорит она, толкаясь:
Лучше всех подруг.-- Фу. Какая теснота! --Кружится и юбочка,Говорит она старушке:
И ленточка в косе.-- Это детские места!
Все глядят на любочку,-- Ну, садись, -- вздыхает та.
Радуются все.Синенькая юбочка.
Но если к этой ЛюбочкеЛенточка в косе.
Вы придёте в дом,Вот какая ЛюбочкаТам вы эту девочкуВо всей её красе.
Узнаете с трудом.Случается, что девочки
Она кричит ещё с порога,Порой бывают грубыми
Объявляет на ходу:Хотя не обязательно
Они зовутся Любами
Сценка «Мальвина и Буратино»
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина.
Мальвина. Что это ты невесёлый сегодня? Может быть задание не выполнил?
Буратино.Плохо…
Мальвина. Почему?
Буратино.(злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина.А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино.Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина. Буратино, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино.Что значит -- каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина.Подожди, Буратино, пусть ребята тебе скажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты таким же тоном говоришь не только со мной, но и с папой Карло.
Буратино. Не было этого, не было, не было…
Мальвина.Ну, вот, опять ты своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое» или «Хочу в школу, хочу в школу»--разве это не было сказано капризным голосом?
Буратино. Может быть, я иногда говорю громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю. Люблю всех веселить. Только некоторые моих шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я ему плохого сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел. Правда, ребята?
МальвинаЯ думаю, ребята тебе правильно сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали. Потому что многие из них похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи обзываются, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведёт себя, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит. Слово и ранит» Запомните это!--Не только слова у вас должны быть добрыми. Но и поступки – такими, чтобы не приходилось за них краснеть ни вам, и вашим родителям, ни друзьям.
Песня кота Леопольда «Если добрый ты…»
Стань добрым волшебником!
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого—
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём—
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, полатать…
Да надо с уборкой возиться опять»
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
--Какого же человека можно назвать добрым?
-- Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти вам на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.
В народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл?
Слово ДОБРО является истинно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым
-- Много в русском языке выражений со словом добро
Добро пожаловать.Всего доброго.
В добрый час.Дать добро.
В добрый путь.Получить добро.
-- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются злые и добрые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
Иван- ЦаревичКощей Бессмертный
Золотая рыбкаДюймовочкаКарабас-БарабасКрасная Шапочка
Гуси-ЛебедиВодяной
Баба-ЯгаЗолушка
МорозкоМальвина-- Ребята, Мы сегодня ещё раз вспомнили, что такое вежливость и доброта. Так давайте будем вежливыми и добрыми всегда и везде. А теперь дадим клятву.
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания.
Литература.
А. Антонова«Вежлив Витя или нет».
А. Барто «Любочка»
Внеклассные мероприятия: 2 класс/ Авт./сост. Л.Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова – М.: ВАКО, 2007
С. Маршак «Урок вежливости»