Внеклассное занятие по правилам дорожного движения « Правила эти должны знать все дети!»
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения
« Правила эти должны знать все дети!»
Цели деятельности :
коррекционно-образовательная: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения с последующей систематизацией и углублением их;
коррекционно-развивающая: формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике, развивать познавательный интерес детей к изучению ПДД;
коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, коммуникабельность;
здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения ПДД, умение предвидеть опасную ситуацию на дорогах.
Тип занятия: систематизация знаний.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Материально техническое оснащение и дидактическое обеспечение:
презентация, компьютер, мультимедиа проектор, макет светофора сигнальные и дидактические карточки.
Ход занятия.
Ведущий:
Здравствуй! Здравствуй!Новое поколениеЮных инспекторов Дорожного движения.
Сегодня мы заботимся О будущем нашем,Чтобы оно было светлым И не было страшным.
Главное это внимание,Всегда трезвое сознание!Знаков уважение,Повторение правил движения.
Ведущий: Ребята, у дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это правила дорожного движения. Их необходимо выполнять водителям и пешеходам
Ученик:
Правила! Правила! Правила! Правила!Инспекция безопасности не зря их составила!Соблюдайте! Учите! Следите! И знайте!В книгах, по радио, на интернет-сайте!Много информации полезной и важнойКаждому из вас пригодится однажды!
Ученик:
Если видишь прямо по ходуПешеходный переходТы не следуй за народомОчень глупый тот народ.Столько места на дороге, А толпа идёт в одномПусть тебя уносят ногиГде хотим, там перейдём!
Ученик:
Если перейти дорогуТам где перехода нетМожно больше не увидетьСолнечный, прекрасный свет.Там где знаки, светофорыТолько там переходиТам всегда полно простораЖизнь людская впереди!
Ученик:
Зайди торжественно в трамвайИ закричи: "С дороги!"Людей всех тут же растолкай,Понаступай на ноги.Свой необъятный рюкзачокПоставь прям на сиденьеСъешь булку с тыквенным желеИзмажь людей вареньем.Тебя все будут уважатьИ уступать дорогуНе забывай на всех кричатьИ наступать на ноги!
Ученик:
Не забывай про этикетПо правилам движеньяНу разве же так можно? НЕТ!!!За что людей вареньем?Ты пассажир, не забывайОбщественное местоБудь то автобус, иль трамвайДолжно быть всем известноНикто вам права не давалКричать и баловатьсяНе нарывайся на скандалТы сел, не покататься!!!
Ученик:
Если есть велосипед,То ограничений нет!Можешь ездить где угодноПо дорожке пешеходнойИ по автомагистралиМы с ребятами гоняли.Велосипед такой надёжныйЧто всем без исключенья можноС любого возраста начатьДороги наши покорять!
Ученик:
Ограничений очень многоВелосипедам на дорогеКататься нужно осторожноИ только там где точно можно.На трассы нам закон гласитВелосипедам въезд закрыт.Садиться на велосипедС 14 полных лет!
Сценка.
Мальчишка – хулиган демонстрирует виртуальную технику вождения.
Хулиган
На своем велосипеде я кручусь, кручусь, кручусь
Не испытывая страха, я от скорости тащусь.
На дорогу выезжаю, никого не замечаю.
Никакой мне нет преграды, я по улицам гоняю.
Постовой (преграждает путь, возмущенно говорит)
Хулиган, а ну-ка стой!
Слушай и закон усвой:
Ездить по дорогам надо
Не с лихвой, а головой
Чем под музыку орать,
Не мешало бы узнать,
Как вести себя в дороге.
(подает книгу по правилам дорожного движения)
Заучи! И чтоб на «5»!
Хулиган (презрительно)
Слышь ты, дядя,
Это полный беспредел.
Слушать это не могу.
Я педалями кручу
И качу, куда хочу.
Хулиган уезжает, постовой остается в растерянности
Ведущий
Хулиган опять
На дорогу не глядит,
Светофор не замечает,
Про сигналы он не знает,
Звучит музыка песни «Чёрный бумер»
Ведущий.
Посмотри, какой крутой
На ходу одной рукой –
Держит руль, не тормозит,
На дорогу не глядит.
Хулиган
Почему же я такой,
потому что я крутой.
Ведущий
Ты не в цирке! Здесь дорога!
Подвернётся руль немного.
Ну, кого ты удивишь?
Под машину угодишь!
Хулиган уезжает за ширму, слышится звон разбитого стекла, вой сирены. Потом хулиган появляется в гипсе, с костылями.
Хулиган
Ездил у самого носа машины,
Возле сердито надувшихся шин.
Слушаться старших совсем не хотел
Вот на дерево и налетел!
Ой – ой – ой! Я больше не буду!
Ведущий
Чтоб на всех автодорогах
Аварий не было у нас,
Учите правила движенья
И помните про наш наказ!
Мы предлагаем принять участие в наших конкурсах. Их оценивать будет жюри. За правильный ответ команда получает 1 балл, за скорость ответа – 1 балл.(Дети делятся на две команды по пять человек.)
Ведущий
Отгадайте, как называется наш первый конкурс.
Люди ходят по дорогам
По улицам и переходам.
Их называют круглый год
Красивым словом – пешеход!
1 конкурс «Пешеходы»
На столе лежат листочки с ответами, выбрать правильный ответ. (Если поднимают одновременно, баллы получают все команды).
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
А) Мостовая.
Б) Тротуар.(+)
В) Велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
А) По правой стороне обочины.
Б) По правому краю дороги.
В) По левой обочине, навстречу движению транспорта.(+)
3. Как пешеход должен ходить по тротуару?
А) Придерживаясь левой стороны.
Б) Придерживаясь правой стороны.(+)
В) Придерживаясь середины.
4. Как должны поступить пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора изменился на желтый, а вы не успели перейти дорогу?
А) Быстро перебежать дорогу.
Б) Вернуться на тротуар.
В) Остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала.(+)
5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?
А) Только после отправления автобуса (троллейбуса).(+)
Б) Сзади автобуса.
В) Впереди автобуса.
6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
А) Сигналам светофора.
Б) Сигналам регулировщика.(+)
2 конкурс «Светофор» (дети поднимают листочки с правильными ответами)
К – красный
Ж – желтый
З - зеленый
Как называли устройство для перевозки людей и грузов?
К – тележкой
Ж – транспортным средством
З – грузом
Когда была установлена единая система расположения сигналов на светофоре?
К – 1928
Ж – 1964
З – 1968
Можете ли вы ехать на велосипеде по дороге, где установлен знак «Движение легковых автомобилей»?
К – да, если нет автомобилей
Ж – да
З – нет
Обязательно ли останавливаться на знак «Движение без остановки запрещено»?
К – нет
Ж – да, если есть помеха
З - да
Действие знака «Движение прямо» распространяется:
К – на всю дорогу
Ж – до следующего поворота
З – до следующего перекрестка
Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?
К – в любом месте, не мешая движению транспортных средств.
Ж – в местах, где дорога просматривается в обе стороны.
З – в местах, где стоит знак, ограничивающий скорость движения транспортных средств.
Какие меры предосторожности должен предпринять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?
К – Убедиться, что нет слева и справа транспортных средств.
Ж – переходить дорогу медленно
З – переходить дорогу быстрее
Разрешается ли водителю мопеда ездить по пешеходным дорожкам?
К – разрешается, если это не помешает пешеходам
Ж – не разрешается
Как безопасно переходить дорогу выйдя из автобуса?
К – сзади автобуса
Ж – спереди автобуса
З – дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу.
3 конкурс «Ты мне, я тебе»
Участники каждой команды задают противоположной команде вопросы в виде загадок , задача команд найти правильный ответ.
Встало с краю улицыВ длинном сапогеЧучело трёхглазоеНа одной ноге.Где машины движутся,Где сошлись пути,Помогает улицуЛюдям перейти.
(Светофор)
Не летает, не жужжит,Жук по улице бежит.И горят в глазах жукаДва блестящих огонька.
(Автомобиль)
Спозаранку за окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома.
(Трамвай)
Я по городу иду,Я в беду не попаду.Потому что твёрдо знаю - Правила я выполняю.
(Пешеход)
Место есть для перехода,Это знают пешеходы.Нам его разлиновали,Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
Несётся и стреляет,Ворчит скороговоркой.Трамваю не угнаться,За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
4 конкурс «Дорожные знаки»
Ведущий
Отгадайте загадку: «Кто на дороге без языка, а говорит?» (Дорожные знаки). За отгадку команды могут получить балл.
На столе разложены дорожные знаки. Ведущий читает стихотворение, если нужно, команда советуется, и от каждой команды по одному человеку бегут к столу, выбирают правильный знак и называют его. Учитывается правильность ответа и скорость. Лежат по три экземпляра дорожных знаков. Ведущий читает стихи, задача команд – угадать знак.
1. Это «зебра», то не зверь,
Ты мне на слово поверь.
Эти белые полоски –
Переход – иди смелей! («Пешеходный переход»)
2. Коль дорогу не пройти,
По подземному пути
Без волненья и тревоги
Улицу переходи. («Подземный переход»)
4. Знак вот этот разместили,
Где стоят автомобили.
Синий круг и красный крестик –
Здесь нельзя стоять на месте. («Стоянка запрещена»)
6. Нарисован человек,
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. («Дорожные работы»)
7. Вот большой зеленый сквер,
А напротив буква «Р».
Непростая буква «Р»,
А в квадрате буква «Р».
Неужели возле сквера
«Р» нельзя произносить? («Место стоянки»)
8. Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте газ –
Здесь знак, водители, для вас.
Особый знак здесь «Дети»,
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны! («Дети»)
Ведущий
За рулем иль пешеходом
Ты обязан знаки чтить,
Чтобы травмы от незнанья
Не пришлось тебе лечить!
Мы повторили некоторые знаки, узнали новые, а всего их больше 70. Слово жюри по результатам прошедших конкурсов.
5 конкурс «Перейди улицу»
Эстафета «Перейди улицу»
Ведущий. Отгадайте загадку:
Полосатая лошадка.
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке.
По ней люди все идут.
(Пешеходный переход.)
В каждой команде в руках у начинающего эстафету по две дощечки. По команде ребенок кладет одну дощечку на пол и становится на нее одной ногой. Кладет вторую дощечку перед собой и становится на нее второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, надо взять и вновь положить перед собой, чтобы поставить на нее ногу, с которой начал двигаться. Таким образом, надо добраться до классной доски, а обратно вернуться обычным бегом.
6 конкурс «Полминутки для шутки».
Правильно определить, какой знак перед тобой, тебе помогут не только твои знания, но и чувство юмора. Ассистенты называют дорожные знаки, задача игроков – выбрать правильное название.
Например:
Шуточное название
Правильный вариант
«По роялю не ходить»
«Пешеходный переход»
«Ура, уроки отменили»
«Осторожно, дети»
«Шарики без роликов»
«Световое регулирование»
«Клад кота Леопольда»
«Дорожные работы»
Если видишь странный знак
Где внутри «ползет червяк», -
Погляди скорей вперед:
Там опасный поворот!
«Опасный поворот»
А когда червяк длинный
Приготовься побыстрей,
Потому что впереди
Поворот – да не один!
«Извилистая дорога»
7 конкурс «Кто быстрее?»
Ведущий. Ребята, а всегда ли вы, переходя дорогу, смотрите по сторонам? (Да.) Молодцы, правильно делаете!
Прежде чем на дорогу шагнуть,
Всегда осмотритесь: не опасен ли путь?
Налево сначала ты посмотри
Направо потом, в середине пути.
В каждой команде по пять человек. У начинающих в руках по две тряпочки. Дети становятся на них ногами и начинают передвигаться как на лыжах, соблюдая правило: Смотри по сторонам!
8 конкурс «Заморочки из бочки»
Бочка сделана из картона и окрашена в жёлто-коричневый цвет, «заморочки» - деревянные бочонки с числами.
Каждой команде предназначено по 4 вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос; затем первый игрок другой команды даёт ответ.
– Как должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой обочине навстречу движению транспорта.)
– Где пешеходы могут переходить улицу? (На перекрестках, где есть указатели “переход”, по пешеходным дорожкам, нанесенным на проезжую часть белой или красной краской.)
– Как вы должны переходить улицу, если перекресток не регулируется? (Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть направо. Приближающийся транспорт надо пропустить. Улицу надо переходить прямо, а не наискосок.)
– Где нужно ожидать трамвай? (Ждать на тротуаре против остановки или на специально отмеченной площадке.)
– Почему нельзя появляться перед близко идущим транспортом? (Потому что шофер не может резко тормозить, чтобы остановить машину. Тормозной путь – 20 м.)
– Каким машинам разрешено ехать на красный свет? (Пожарной, "Скорой помощи", милиции, газовая служба.)
– Где можно кататься на велосипедах? (По тротуару, в парках, садах по специально отведенным дорожкам. Ехать можно по проезжей части соблюдая правила движения, не удаляясь от обочины на 1 м.)
– Что означает знак: желтый или белый круг с красной каймой, внутри которого изображен велосипед? (Такой знак предупреждает, что по этой улице ездить на велосипеде запрещено.)
9 конкурс «Страна загадочных названий»
(Улица) (Машина)
(газон) (переход)
Молодцы! С заданиями вы отлично справились. А это означает, что экзамены по элементарным правилам дорожного движения вы сдали на «5». Можно приступать к награждению победителей! Слово жюри по результатам прошедших конкурсов.
Победители и участники получают разные призы: календари и книжки о правилах дорожного движения. Все остальные участники получают книжки с правилами дорожного движения.
Подведение итогов.
Ведущий:
Должен помнить пешеход:Есть сигналы светофора –Подчиняйся им без спора!
Жёлтый свет – предупреждение:Жди сигнала для движения.
Зелёный свет открыл дорогу:Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,Твёрдо запомните правила эти!
Направляясь к школьному порогу, Помните, ребята, мой наказ: Правильно переходить дорогу Так же важно, как из класса в класс.
Список использованной литературы:
Боровой Е.В. Красный, жёлтый, зелёный; - Мн.:2000. – 95 с.
Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Почемучка – Детское справочное бюро. – М.: Астрель, 2002. – 336 с.: ил.
Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 2 класса. – М.: просвещение, 2007. – 47 с.
Лаппо Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения: (Для сред. школ. возраста). – Мн.: Народная асвета, 2009. – 48 с.
Начальная школа, 2009. №9.
Правила дорожного движения. М, 2004.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315