Буклет Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности 
Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение следующих задач: 
  формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; 
  развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); 
  расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 
  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
   Разбегающиеся зубочистки
             Возьми  миску с водой, кусок сахара,  
      шесть деревянных зубочисток, пипетку с   
      жидкостью для мытья посуды
Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
В центр круга положи кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки разбегутся.
Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная плёнка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.            
 Заставь воду закипеть
               Возьми носовой платок, стакан, 
      аптечную резинку      
Намочи и выжми носовой платок.
Налей полный стакан холодной воды.
Накрой стакан платком, закрепив его аптечной резинкой.
Продави пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см. погрузился в воду.
Переверни стакан вверх дном над раковиной. Одной рукой держи стакан, а другой ударь по его дну.
Вода в стакане начинает бурлить.
Что произошло? В перевёрнутом стакане у его дна образуется вакуум. В момент удара воздух проникает через платок, стремясь заполнить вакуум в стакане. Эти-то пузырьки и заставляют воду «кипеть».    
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад «Зайчик»
Экспериментальная
деятельность дошкольников,
как средство эффективного 
развития 
познавательной активности
Воспитатель
     Музыченко Наталья Владимировна
Дети – это прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их  любознательность,                               
·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, поощрять.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. 
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:
. 
Основное оборудование     лаборатории:
      приборы – «помощники»: лабораторная                                     
посуда, весы, ёмкости для игр с водой     природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.                   
Рисунок 11Рисунок 2i (1)Заголовок 115