Буклет Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности


Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.



Разбегающиеся зубочистки
Возьми миску с водой, кусок сахара,
шесть деревянных зубочисток, пипетку с
жидкостью для мытья посуды
Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
В центр круга положи кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки разбегутся.
Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная плёнка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.

Заставь воду закипеть
Возьми носовой платок, стакан,
аптечную резинку
Намочи и выжми носовой платок.
Налей полный стакан холодной воды.
Накрой стакан платком, закрепив его аптечной резинкой.
Продави пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см. погрузился в воду.
Переверни стакан вверх дном над раковиной. Одной рукой держи стакан, а другой ударь по его дну.
Вода в стакане начинает бурлить.
Что произошло? В перевёрнутом стакане у его дна образуется вакуум. В момент удара воздух проникает через платок, стремясь заполнить вакуум в стакане. Эти-то пузырьки и заставляют воду «кипеть».




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Зайчик»

Экспериментальная
деятельность дошкольников,
как средство эффективного
развития
познавательной активности







Воспитатель
Музыченко Наталья Владимировна


Дети – это прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность,
· постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, поощрять.



Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.


В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.



Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:



.







Основное оборудование лаборатории:


приборы – «помощники»: лабораторная
посуда, весы, ёмкости для игр с водой природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.








Рисунок 11Рисунок 2i (1) Заголовок 115