Конспект внеклассного занятия ко Дню Памяти Жертвам ДТП
Ход занятия:
Этап Действия
преподавателя Действия
суворовцев
УУД
Стадия
вызова Слайд 1.
Сегодня, в преддверии Всемирного Дня памяти жертв ДТП я хочу обратиться к вам как к участникам дорожного движения – пешеходам, пассажирам и водителям, чтобы донести информацию о существующих на сегодняшний день проблемах дорожной безопасности, касающихся каждого из нас. Слушают рассказ инспектора ГИБДД.
Личностное УУД: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Стадия осмысления Немного истории о Дне памяти жертв ДТП.
Идея ежегодного проведения Дня памяти жертв дорожных аварий принадлежит "Road Peace" (Роад Пис)– британскому благотворительному фонду помощи жертвам ДТП, который отмечает этот день с 1993 года. На протяжении пяти лет организации, присоединившиеся к Европейской федерации жертв ДТП, отмечали этот день как Европейский день памяти жертв ДТП.
В 1998-м День памяти вышел за пределы Европы и появился на других континентах.
26 октября 2005 года Генеральная Ассамблея в своей резолюции (№ A/RES/60/5) предложила государствам-членам ООН и международному сообществу ежегодно, начиная с 2005-го года, в третье воскресенье ноября, отмечать Всемирный день памяти жертв дорожных аварий (World Day of Remembrance for Road Traffic Victims).
Слайд 2.
Основная цель акции – привлечь внимание к проблеме смертности на дорогах. Только задумайтесь, по всему миру в результате дорожно-транспортных происшествий ЕЖЕДНЕВНО погибают 3 тысячи человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы; ЕЖЕГОДНО погибает около 1,3 миллиона человек и еще 50 миллионов пешеходов, водителей и пассажиров получают травмы и становятся инвалидами. Еще один факт: именно дорожно-транспортные происшествия являются ПЕРВОЙ по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 15–29 лет.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной смертности после сердечно-сосудистых и раковых заболеваний.
Слайд 3.
Проводимая акция – это возможность еще раз вспомнить всех погибших в ДТП и проявить сострадание к семьям, понесшим тяжелую утрату, обратить внимание на характер воздействия дорожных аварий на семьи и общество, необходимость в улучшении послеаварийной заботы и поддержки травмированных и семей погибших.
Потери на дорогах подсчитываются в тот год, когда они произошли, а семьи погибших остаются со своим горем навсегда. К сожалению, получившие глубочайшие моральные травмы в статистику не включаются. Поддержка и забота о пострадавших в ДТП, семьях погибших и раненых должна стать неотъемлемой частью работы органов власти, общественных организаций, духовенства, всего общества.
ВОЗ и Сотрудничество в рамках ООН в области безопасности дорожного движения призывают правительства и неправительственные организации во всем мире отмечать этот день с целью привлечения внимания общественности к дорожно-транспортным происшествиям, их последствиям и связанным с ними издержкам, а также к мерам, которые можно принять для их предупреждения.
Слайд 4.
Первые акции, посвященные Дню памяти жертв дорожных аварий, стали проводиться в Казани в 2008-2009 годах и проходили в форме автопробегов. Практика показала, что формат автопробега не может в полной мере охватить масштабную молодежную аудиторию, привлечь достаточное внимание к многочисленным фактам гибели молодых людей по причине превышения скорости и езды в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Поэтому по инициативе молодежи акции стали проводить в новом формате.
Слайд 5.
С каждым годом в проведении Дня памяти жертв дорожных аварий принимает участие все большее количество учащихся школ, студентов высших и средних профессиональных учебных учреждений.
В прошлом году в Казани в спортивном комплексе «Баскет - холл» прошла массовая акция, посвященная этой печальной дате, в которой приняли участие 7000 казанских студентов и школьников.
Слайд 6.
Сегодня в России от последствий ДТП погибает людей больше, чем от пожаров, происшествий на воде и бытового травматизма.
Состояние дорожно-транспортного травматизма, как в столице нашей Республики, так и в стране в целом вызывает серьезную озабоченность общества. Согласно статистике, в большинстве своем, под колесами автомобилей гибнут люди самого активного и трудоспособного возраста
За 9 месяцев 2016 года на территории Казани зарегистрировано 1 500 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 42 человека погибли и 1697 получили травмы различной степени тяжести (в РТ: 3 675 – 310 - 4 512). Почти 85% от общего количества ДТП составляют дорожные аварии, произошедшие по вине водителей.
Необходимо подчеркнуть, что причины и обстоятельства происшествий красноречиво свидетельствуют именно о неквалифицированных действиях водителей, которые игнорируют требования ПДД в части соблюдения безопасной скорости движения, предоставления преимущества пешеходам, безопасной перевозки пассажиров, в том числе детей, расположения транспортных средств и маневрирования, недопустимости управления транспортным средством в состоянии опьянения или без права управления.
Слайд 7.
Молодежь представляет собой наиболее активную часть общества и способна эффективно решать многие проблемы, в том числе и проблему повышения безопасности дорожного движения. Проблема безопасности на дорогах особенно актуальна для молодежи, так как повышенный уровень риска характерен для молодых водителей, является следствием неопытности и пренебрежения правилами дорожного движения. Этот риск усугубляется теми обстоятельствами, при которых молодежь управляет автомобилем: со значительным превышением скорости в ночное время, с пассажирами аналогичного возраста, употреблением алкоголя и часто без использования ремней безопасности. В тоже время меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, редко пользуются популярностью в молодежной среде.
Слайд 8.
На эти обстоятельства указывают цифры статистики. С начала года в г. Казани по вине водителей, стаж которых не превышает 2-х лет, зарегистрировано 96 дорожно-транспортных происшествий, что составляет около 10% от общего количества ДТП. В результате 1 человек погиб и 119 получили травмы.
Одним из серьезных нарушений является управление автотранспортным средством в состоянии опьянения. Алкоголь увеличивает время реакции, притупляет работу головного мозга, нарушает координацию движения. У пьяного водителя теряется ощущение скорости, что «толкает» его на лихачество.
Слайд 9.
22 октября в 21.55 час. 20-летний водитель автомобиля Приора, в состоянии алкогольного опьянения следовал по ул. Товарищеская. В нарушение п.9.10 ПДД он не выбрал безопасный боковой интервал и совершил наезд на припаркованный автомобиль ВАЗ-2109, после чего «девятку» отбросило на автомобиль Калина. В результате ДТП 20-летняя пассажирка автомобиля Приора получила ушибы.
Слайд 10.
В последнее время участились случаи, когда водители транспортных средств оставляют место дорожно-транспортного происшествия. Аварии, в которых пешеходы получают тяжелые травмы, в том числе не совместимые с жизнью, в особенности, когда водители скрываются с места происшествия, вдвойне заслуживают осуждения.
23 октября в 12.00 час. на внутридворовой территории дома №30 по ул. Глушко был совершен наезд на 4-летнюю девочку, которая находилась с дедушкой. Водитель в нарушение п.2.5 ПДД с места происшествия скрылся. В результате ДТП ребенок с переломом левой голени была госпитализирована в больницу.
Напоминаем, что согласно части второй ст. 12.27 КоАП РФ, за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до полутора лет или административным арестом на срок до 15 суток.
Однако, эти наказания совершенно не пугают владельцев транспорта. Беспечность водителей, которые совершают ДТП и при этом скрываются с места аварии, или садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, превышают скорость, забывая о том, что в салоне находятся пассажиры – это далеко не полный перечень примеров халатного отношения к своему здоровью, жизни и безразличия к окружающим нас людям.
24 октября в 8.15 час. на пересечении ул. Назарбаева и ул. Х. Такташа, в нарушении п.13.8 ПДД при включении разрешающего сигнала светофора водитель автобуса не уступил дорогу и совершил наезд на 21-летнего студента одного из казанских ВУЗов, который переходил проезжую часть слева направо по ходу движения автобуса. Водитель в нарушение п.2.5 ПДД с места происшествия скрылся. В результате ДТП пострадавший получил ушиб лобной области и ссадины рук.
В 22.45 час. на ул. Чуйкова напротив дома №25 был совершен наезд на 51-летнего мужчину в состоянии алкогольного опьянения, который в нарушение п.4.3 ПДД переходил проезжую часть вне зоны пешеходного перехода. Водитель в нарушение п.2.5 ПДД с места происшествия скрылся. В результате ДТП пешеход с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением головного мозга госпитализирован в больницу.
Слайд 11.
По-прежнему, имеют место случаи ДТП с подростками, которые сели за руль родительских автомобилей. Отмечу, что в этих происшествиях, безусловно, присутствует и вина взрослых. Ни с разрешения родителей, ни тайком от них дети и подростки, да и вообще лица, не имеющие права управления транспортными средствами, не должны иметь доступа к ключам от транспортного средства.
8 июля в 20.30 час. 17-летний водитель мопеда без государственных регистрационных знаков, одного из казанских колледжей, следуя по ул. 3-я Давликеевская в 50 м от дома №6 по ул. 2-я Рубежная, в нарушение п.10.1 ПДД не выбрал безопасную скорость и совершил наезд на препятствие. В результате ДТП молодой человек получил повреждения правого коленного сустава. Проверкой установлено, что водительское удостоверение он не получал.
В отношении тех, кто не имея права управления ТС, сел за руль, штрафы сегодня очень жесткие – от 5 до 15 тысяч рублей.
Но еще более жесткие меры административного характера в отношении тех, кто это допустил: передача управления транспортным средством лицу, которое заведомо не имеет права управления, карается штрафом в размере 30 тысяч рублей. Под санкции этой статьи могут попасть родители, не обеспечившие сохранность ключей от автомобиля.
Слайд 12.
Еще одна актуальная для водителей проблема – это оформление ДТП с материальным ущербом.
К сожалению, до сих пор возможностью самостоятельно оформить происшествие пользуются менее половины участников дорожных инцидентов. Необходимость выезда наряда ДПС на место для оформления происшествия, в котором автомобили получили даже незначительные повреждения, становится причиной длительного затора, а также отвлечения инспекторского состава от выполнения непосредственных обязанностей по обеспечению пропускной способности улиц и пресечению нарушений ПДД.
Слайд 13.
В соответствии с пунктом 2.6 ПДД РФ: «если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС для оформления происшествия».
Такой способ оформления ДТП без выезда наряда ДПС на место аварии возможен, если в ДТП два участника, нет пострадавших, и один из водителей признает себя виновным. Достаточно, выставив знак аварийной остановки, составить схему ДТП, указать на ней дату и время совершения аварии и, подписав ее, прибыть в ближайшее отделение ГИБДД либо специализированную стоянку.
Слайд 14.
ГИБДД Управления МВД России по г. Казани напоминает водителям, с марта 2009 года действует упрощенный порядок оформления ДТП без участия ГИБДД, так называемый «Европротокол». Под "Европротоколом" понимается упрощенное оформление мелких ДТП без участия ГИБДД при условии, что материальный ущерб не превышает сумму 50 тысяч рублей, и при этом не был причинен вред жизни и здоровью потерпевших.
Подобное оформление производится в случаях, если в ДТП участвовали только два транспортных средства и оба участника происшествия имеют полис ОСАГО, обстоятельства аварии и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников и зафиксированы в извещениях о ДТП. Водители самостоятельно составляют схему происшествия и отправляются с ней в страховую компанию за возмещением.
Слайд 15.
В этом уже были дни, когда с утра на дорогах, особенно мостах и эстакадах, образовывался лед. При снижении температуры до отметки плюс 5 градусов необходимо менять резину на зимнюю. Напоминаю в соответствии с Правилами дорожного движения устанавливать на автомобиль одновременно ошипованные и неошипованные шины запрещено – такое сочетание может привести к непредсказуемой реакции автомобиля на действия водителя и потере управления автомобилем.
Эксплуатация автомобиля также запрещается, если на одну ось установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей.
Степень износа протектора шин требует особого контроля. Напомню, в соответствии с ПДД высота протектора летних шин легкового автомобиля должна составлять не менее 1,6 мм, зимних и всесезонных – не менее 4 мм.
Однако, следует знать, что оптимальная глубина протектора шины – 8 мм. При ее снижении до 6 мм тормозной путь увеличивается на 20%, до 4 мм – на 50%. При глубине протектора равной 2 мм тормозной путь увеличивается на 70%.
Слайд 16.
Еще одной серьезной проблемой, особенно в центральной части города, где располагаются учебные здания многих ВУЗов, является парковка транспортных средств в местах, где это запрещено. Припаркованные вдоль проезжей части автомобили создают дополнительные помехи для работы общественного транспорта, специализированной техники, и других участников дорожного движения.
Напомню, что за нарушение правил остановки и стоянки законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 5000 рублей в зависимости от нарушения.
Легковые автомобили, припаркованные в нарушении действующих Правил дорожного движения, согласно ст. 27.13 КоАП РФ, задерживается и доставляется на специализированную стоянку. В отношении грузовых транспортных средств применяются блокираторы колес.
Полный список паркингов и парковок г. Казани указан на сайте Мэрии Казани www.kzn.ru.
Чтобы избежать нежелательных ситуаций на дороге, уберечь людей от трагедии, необходимо выполнять следующие простые правила:
соблюдайте требования знаков, регламентирующих скоростной режим;
осторожно объезжайте стоящие у обочин и остановок транспортные средства, т.к. неожиданное появление пешеходов на дороге – наиболее распространенная причина дорожно-транспортного травматизма;
будьте предельно внимательными в местах расположения дошкольных и школьных учреждений;
если вблизи проезжей части вы видите детей или пожилых людей заранее сбавьте скорость;
пристегивайте ремнями безопасности себя и всех пассажиров вашего автомобиля. Для юных пассажиров используйте сертифицированные детские удерживающие устройства, соответствующие особенностям конструкции вашего транспортного средства.
Слайд 17.
Еще один важный шаг в деле обеспечения безопасности пешеходов был сделан совсем недавно. 1 июля текущего года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, обязывающие пешеходов при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости при движении по дорогам вне населенных пунктов иметь при себе световозвращающие элементы и обеспечивать их видимость водителям транспортных средств.
Учащиеся, абитуриенты и студенты средних профессиональных и высших учебных заведений столицы Татарстана зачастую проживают за городом или в пригородных поселках, территориально входящих в состав муниципального образования г. Казани, в выходные дни и каникулярное время посещают родственников, проживающих в сельских районах республики.
Отсюда следует, что практически каждый из сидящих сегодня в этом зале может оказаться на загородной дороге в качестве пешехода. Отмечу, что световозвращающие элементы обеспечивают «видимость» пешехода на расстоянии 350 метров. Это даст возможность водителю предпринять меры для избежания наезда.
Слушают рассказ
Смотрят видеоролик
Личностное УУД: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Коммуникативное УУД: владение устной речью.
Рефлексия Слайд 18.
В заключении, в качестве доброго пожелания, советую всем, кто активно пользуется автомобилем, установить видеорегистратор, а также иметь при себе блокнот и ручку для того, чтобы в случае возникновения ДТП с незначительным материальным ущербом, воспользоваться пунктом 2.6 Правил дорожного движения РФ, сберечь время и нервы, а также не создавать проблемы другим участникам дорожного движения.
Спасибо за внимание, я готов ответить на ваши вопросы. Слушают рассказ инспектора ГИБДД и жюри.
Отвечают на вопросы
Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.
Воспитатель 4 взвода 4роты Л.Р. Трофимова
10.11.2016 г.