Воспитательное занятие в группе продленного дня на тему Вежливость, культура, этикет 
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА №6»
Конспект воспитательного занятия
 в группе продленного дня 
с учащимися с ОВЗ 3 класс
Тема: «Вежливость, культура, этикет»
  
Составила воспитатель ГПД
Игнатенко В,Ф.
Конспект воспитательного занятия на тему
«Хорошие манеры» 
Цели: Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет. 
Задачи: - расширять и обобщать знания о правилах и нормах поведения;
- воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета:
 быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.                                                 - продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-  вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;- активизировать  словарь:      этикет, эмоции, привычки, культура, аккуратность, вежливость, доброжелательность.  
Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, игрушка, презентация. жетоны
Ход занятия:
1.Организационный  момент.
 - Добрый день дорогие ребята. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. 
Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и дружны. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и интересного занятия. 
Садитесь на свои места.
Перед вами цветочная полянка, но на одном цветке чего - то не хватает? (лепестков)
Это не простые лепестки, а лепестки с хорошими манерами и чтобы их нам вернуть, нам нужно справиться и выполнить много интересных заданий.                                                                                           - Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях, проявлять хорошие манеры друг к другу
Ребята как вы думаете что такое манеры? 
Манеры - способ поведения, умение держаться в обществе.
 Ребята вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо.                                                                                          - Но  всегда ли вы проявляете хорошие манеры,  бываете  вежливыми, культурными мы сегодня узнаем на занятии?
 - Ребята подумайте, и скажите, как  будет называться тема нашего занятия?
   Тема нашего занятия «Хорошие манеры»                         
Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, доброжелательность, аккуратность, умение говорить приятные слова. А также умение контролировать своё поведение, свои эмоции.
Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, драться, опаздывать и др.
Цель нашего занятия сегодня научиться правильно понимать и выполнять нормы и правила  культурного поведения в обществе. Узнаем какими качествами должен обладать культурный человек. 
Оцениваться  ваши ответы на занятии будет так;  
отличный ответ на 5 получаете красный жетончик и изображением совы умной и мудрой птицы
 желтый жетончик означает хороший ответ на 4, при ответе допускаете небольшую неточность.
- и жетончик синего цвета означает что на занятии надо стараться.
-А вот и 1-й наш волшебный лепесток –  «Вежливость», чтобы вернуть наш лепесток  к цветку, нужно узнать хорошо ли вы знаете правила вежливости
  - Ребята, а вы всегда стараетесь  быть вежливыми?
-  А для чего нужно быть вежливыми? 
 -для того,  чтобы с Вами было приятно общаться и рядом находиться всем окружающим.
- Давайте повторим  несколько важных правил вежливости для себя. Слайд
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
– Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (вежливые слова )
–Конечно же, это добрые, вежливые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
– Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?                                                              (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу вежливое слово
-  Работаем в командах  на первом ряду первая команда, на втором ряду вторая команда.
Задания для 1 команды
1Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)2 Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)3На закате мотылёк залетел на огонек.Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)4Мальчик вежливый и развитый,Говорит, при встрече : ... (“Здравствуйте!”)
 Задания для 2 команды
5Когда бранят за шалости, Мы говорим:(“Прости, пожалуйста!”)
6Дал Ивану царь Берендей За спасенье пять гвоздей,А Иванушка царю Говорит: (Благодарю!)
7Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.) 
8 Дети Даша и Егорка сыр для пиццы трут на терке.Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте...» (так добры!)
- А теперь давайте узнаем какие вежливые слова, вы говорите в разных ситуациях, которые встречаются вам каждый день.
1) Герман,  когда ты заходишь в класс, что нужно первым сказать    2) Вика встретив свою подругу с утра что ей скажет (привет)
3) Рома, уходя из школы на прощание скажет  (До свидания)
4) Ульяна, нечаянно наступил Роме на ногу и она скажет ему (извини)
5) Костя услышит что кто- то чихнул скажет (будь здоров)
6) Самире  помогут подежурить по столовой она скажет (спасибо)
7) Ярослава поблагодарят за помощь, а она в ответ им  скажет (пожалуйста)
8) Коля ложится спать и говорит своим родным (спокойной ночи)
Молодцы,  вы хорошо знаете правила вежливости и назвали много вежливых слов и лепесток вежливость возвращается к цветку 
2-й  лепесток слово-«Аккуратность»  
Педагог: - Дети,  а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.
Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»
Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого он постоянно пользуется предметами гигиены.
- А вы пользуетесь такими предметами?
- Какими предметами гигиены пользуетесь вы?
Работаем также в командах 
Отгадывает загадки об этих вещах 1 команда. 
 На слайде отгадки
загадки. 
Хожу, брожу не по лесам, А по усам, по волосам.И зубы у меня длиннееЧем у волков и медведей. (Расческа)
Я из хлопка и из льна
Носовой бываю я,
Очень нужен он, друзья, 
Его берите вы всегда.   (Носовой платок)
По утрам и вечерам Чистит - чистит зубы нам, А днем отдыхает, В стаканчике скучает (зубная щетка)
Что за дождь без облаков Целый день идти готовТолько кран я повернулНа меня и ливень хлынул. ( Душ)Чтобы волосы блестели и красивый вид имели, 
чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой. ШАМПУНЬ
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)
Вместе с мылом и водой, Я слежу за чистотой,по спине плясала, спинка розовою стала. ( Мочалка)
После бани помогаю, промокаю, вытираю                                                                     Пушистое, махровое, чистое, новое. ПОЛОТЕНЦЕ
Воспитатель: - Молодцы, правильно отгадали все загадки.                                                                              Но ещё хочу вам напомнить, что аккуратный человек всегда соблюдает  правила гигиены и санитарии:  Слайд.                                                                                           Напомните мне их:  
С утра и вечером чистит зубы своей зубной щеткой.                                                                                   Всегда моет руки после улицы и перед едой.                                                                           Пользуется своим полотенцем.                                                                                                                     Следит за волосами, содержит их в чистоте, имеет свою расческу.                                   После посещения туалета, смывает воду, тщательно моет руки с мылом.                                                                                                          Следит за чистотой своей одежды и обуви, во время устраняет неполадки.                 Содержит в порядке книжки, ручки и тетрадки.
Есть такая пословица Чистота – залог здоровья 
Ребята если вы всегда будем аккуратными и опрятными, то и здоровье будет в порядке. 
Педагог: - Молодцы теперь мы  смело можем прикрепить к цветку лепесток «Аккуратность»  
 Следующий 3-й лепесток «Доброжелательность». 
Доброжелательность – это когда человек желает добра другим людям 
Игра «Подари улыбку».
Педагог предлагает детям  встать в круг, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь назовите ласково друг друга по имени, и пожелайте чего –то доброго друг другу, передавайте при этом игрушку чебурашки .
 – Не забывайте о том как можно усилить красоту и обаяние эти слов?                                            (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда).
Молодцы, садитесь на места
Когда мы добры  друг к другу, то у нас много друзей, но некоторые ребята говорят, что с ними никто не дружит. Что же делать? Как надо дружить? 
Я думаю что, не только слова должны быть добрыми, но и дела и поступки и чтобы быть настоящим другом я хочу поделиться с вами  некоторыми советами    Слайд.
Помогай товарищу, и никогда не обманывай его. 
Если умеешь что-либо делать – научи этому других. 
Если товарищ попал в беду – помоги ему. 
Делись с товарищем всем, чем можешь и чем можно. 
Избегай споров, ссор по пустякам, не обижай товарищей. 
Будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других, умей порадоваться успехом товарища. 
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят. 
Умей хранить чужие тайны. 
Если вы будете пользоваться этими советами, то не будете одинокими, и у вас появится много друзья.                                                                                                           Стихотворение 
Доброжелательность – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать и близких и чужих
И радости порой не знать, заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, И все же посмотри:
Как много у него друзей!  А злой всегда – один…
- И наш  волшебный лепесток Доброжелательность возвращается к цветку
Физминутка  под мзыку «Если добрый ты».
4-й лепесток «Привычка».
Педагог: -А вот и  лепесток привычек. 
Ребята что же такое привычка? Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Давайте узнаем какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.
На доске листы с надписями вредные и полезные привычки
Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку, 
поиграем в игру «Назови привычку». 
Играть будем у доски в командах, я читаю привычку, а каждый член команды должен  сказать нам вредная эта привычка или полезная и определить ее на свое место, называем по очереди. Жетон 
 Для 1-й команды 
Мыть руки перед едой – полезная привычка.
Быть грязным и неопрятным  - вредная привычка.
 Чистить зубы перед сном – полезная привычка
Грызть ногти – вредная привычка.
Для 2-й команды 
 Пользоваться носовым платком –  полезная привычка. 
Дразнить и обзывать детей – вредная привычка. 
Стричь ногти – полезная привычка. 
Принимать большое количество пищи– вредная привычка
-Ребята я предлагаю посмотреть вам какие еще есть привычки у людей и какие последствия несут они для жизни и здоровья человека Слайд о привычках
Педагог: теперь мы хорошо знаем о полезных привычках и последствиях вредных привычек  и наш  лепесток возвращается к цветку
Педагог закрепляет  лепесток к цветку. 
И последний наш 5 –й лепесток «Эмоции».                                                                                   Ребята что такое эмоции?                                                                                                                                 - Это временное переживание какого-нибудь чувства.                                                                                - Под влиянием эмоций меняется наше выражение лица, настроение.                                                                                                  - Эмоции проявляются с помощью интонаций в голосе,  с помощью  выражения лица - мимикой, жестов, движений.
Есть положительные и отрицательные эмоции 
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции какие?                                                            – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции, какие это эмоции?                                                                                                            – грусть, обиду, страх, злость.
Игра на слайде  «Изобрази эмоции сказочных героев»
Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных героев и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
Как удивляется красная шапочка, когда видит свою бабушку с огромными глазами, ушами и зубами;
Испуганных девочку и её братца, которых догоняли баба яга и гуси лебеди;
Как страдает и печалится Алёнушка когда видит что ее братик превратился в козленочка;
Как сердится волк на поросят, которые спрятались от него в домике;
Как радуется колобок, когда поёт свою песенку; 
Как испытывает удовольствие черепаха и львёнок, когда лежат на солнышке.
Все то, что переживали, чувствовали сказочные герои, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ. 
- Культурный человек умеет владеть своими эмоциями,
отрицательные эмоции надо контролировать и сдерживать, чтобы не причинить боль другому человеку.
Ребята а  вы часто испытываете отрицательные эмоции?
 Давайте избавимся от этих отрицательных эмоций, встаньте представьте что у вас в руках есть шарик, мы будем надувать его отрицательными эмоциями, надули, теперь завязали крепко ниточкой и отпустим его в небо там солнышко превратит их в положительные, добрые эмоции.  Воспитатель: -Теперь наш лепесток эмоций возвращается к цветку. Вот и собрали мы все лепестки.  
 - Ребята, посмотрите! Какой прекрасный Цветок мы получили.
               - Это непростой цветок, а цветок «Хороших манер».
Мысленно поместите всё хорошее этого цветка внутрь в себя, в своё сердце. У вас появятся новые силы, силы здоровья, добра, счастья, радости. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали, как помог вам этот волшебный цветок.
Итог занятия  
Ребята наше занятие подходит к концу, какие эмоции вы испытываете   
- Как называлась тема нашего занятия?                                                                                            Ребята сегодня мы закрепляли и повторяли правила и нормы поведения в обществе. Узнали какими качествами должен обладать культурный человек 
Как вы думаете мы достигли цели нашего занятия?
- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, и постоянно говорим об этом. 
Давайте посмотрим, как мы сегодня работали
Посмотрим сколько жетонов в 1-й команде, сколько во второй.
Ярослав скажи, как работал твой сосед по парте в вашей команде. 
А ты как работал, сколько жетонов ты принес своей команде.                                                    Другие оценивают друг друга.
 Герман оцени себя как вежливого и культурного человека, свою работу в ходе нашего занятия 
(ответы детей; я считаю себя вежливым и культурным потому что, мое настроение стало лучше или хуже). 
- Что понравилось вам на занятии?                                                                                                                             – Молодцы ребята! Давайте всегда стараться быть вежливыми и культурными 
На этом занятие закончилось. Спасибо за работу на занятии.