Отчет учителя по воспитательной работе в начальных классах (1 класс)
Отчет за 2009-2010 учебный год
Учитель: Маркова Татьяна Владимировна, классный руководитель 1 «а» класса. МОУ Золотинская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Г.М. Василевич, с. Иенгра, Нерюнгринского района. Республики Саха (Якутия)
Идея программы: Деятельность школы с опорой на семьи и общественность, прогрессивные народные традиции, направленные на социализацию личности, может способствовать развитию и воспитанию личности.
Школа – это сегодня главный центр организации базового морального образования и нравственного воспитания детей, а также центр содействия этому процессу вне школы и в семье.
Цель: Формировать единое воспитательное пространство семьи и класса.
Кредо моей работы: Праздность есть мать пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей.
Эпиграф воспитательной работы – это слова, принадлежащие Л.Н. Толстому:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Этому важно научить и своих воспитанников.
Задачи отчетного периода:
-создавать предпосылки для развития ребенка во всех видах деятельности;
-анализировать результаты реализации программы и корректировать данные.
Содержание деятельности
На начальном этапе, когда дети поступили в 1 класс начала изучение коллектива учащихся (анкетирование, беседы с родителями по составлению социальной части карты). Согласно направлению воспитательной работы учителя было составлено перспективное планирование по разным направлениям работ:
- традиции и обычаи моего народа
-семья
-здоровье
-я - ученик
Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, спортивную, творческую, коммуникативную и трудовую.
№п/п
Вид деятельности
задачи
Формы работы
1.
Познавательная деятельность
расширять кругозор, любознательность школьника и формировать потребность в образовании и интеллектуальном развитии
тематические викторины, беседы, чтение книг по изучению народных традиций, обычаев. Открытые уроки.
2.
Художественно-эстетическая деятельность
развитие эстетического мироощущения, потребность в прекрасном, развитие творческих способностей
Организация экскурсий, совместная работа с библиотекой, музеем
3.
Спортивная деятельность
способствовать здоровому образу жизни, красоте физической и, естественно, гигиене жизни
Посещение спортивных секций – вольная борьба, участие в соревнованиях.
4.
Творческая и коммуникативная деятельность
формировать активную гражданскую позицию ученика и приобщать его к возможности и желанию активного преобразования
Участие в КТД, посещение внеучебных занятий по прикладному искусству, класс хореографии ДМШ.
Участие в концерте, посвященному Дню матери в ЭЯН.
5.
Трудовая деятельность
Привлекать к самообслуживающему труду (уборка в классе, в столовой)
Субботники, трудовые часы, уборки в классе
Клуб: «Хава».
Воспитательная деятельность
1.Участие класса в общешкольных мероприятиях
Составляющая основа воспитательной работы в классе, является участие всех учащихся и родителей в общешкольных делах согласно годовому плану работы школы.
Это позволит четко определить место классного руководителя в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
повышению уровня общительности каждого в отдельности;
развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом,
формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
№п/п
название
Время проведения
День Знаний (1 сентября) – стихи, песня «Учат в школе».
сентябрь
День Здоровья (оздоровительный бег)
Среди начальных классов – призовые места
сентябрь
День Учителя – песня «Учат в школе».
октябрь
День Матери – открытый классный час – мероприятие «Кто вас в жизни больше любит».
30 октября 2009
День Матери – в ЭЯН
Песня - «Самая хорошая», рисунки – портреты мам, стихи.
12 декабря 2009
Новогодний утренник «Здравствуй, Новый год!»
декабрь
Смотр строя и песни
февраль
Республиканский семинар – конференция, посвященная 115 – летию Г.М. Василевич
Внеклассное мероприятие «Нэлки эмэрэн»
НКП – Колесова Лида с докладом
День оленевода, гонки детские
март
Открытие «Года Учителя 2010»
март
День Здоровья _ День рыбака (1 место «Юный рыболов».
2 место – «Лучший стол»
апрель
Праздник в 1-х классах «Прощание с Букварем»
май
Поздравление выпускников 9, 11 классов
май
День Здоровья (оздоровительный бег)
май
Мероприятия, посвященные Дню Победы:
-тимуровское движение, конкурс рисунков, инсценировка песни
май
2. Внутриклассные мероприятия:
№п/п
Название
Время проведения
1.
Проведение классных часов по подведению итогов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.
еженедельно
2.
Проведение бесед по Правилам дорожного движения, Основам безопасности жизнедеятельности, Технике безопасности
ежемесячно
в конце четверти
3.
Экскурсии тематические. Понятие о Родине, родном крае, родном народе.
Один раз в четверть
4.
Поход в лес «День леса». Обычаи, традиции, заветы.
Традиционные праздники – День именин
Сентябрь,
май
5.
«Веселые старты» по национальным видам спорта, игры. «Хуктывун».
Один раз в четверть
Перечень классных часов и мероприятий:
При проведении классных и школьных мероприятий все ученики стремятся принять в них участие. Проводили такие мероприятия как:
№п/п
название
Время проведения
1.
Проведение классных часов по подведению итогов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.
еженедельно
2.
Проведение бесед по Правилам дорожного движения, Основам безопасности жизнедеятельности, Технике безопасности
ежемесячно
в конце четверти
3.
Проведение традиционных праздников «Поздравляем с днем рождения», 23 февраля, 8 марта
декабрь, май
февраль, март
4.
Совместное посещение библиотеки.
еженедельно
5.
Работа в детских объединениях
еженедельно
6.
КТД (литературные вечера, конкурсы и др.) праздник «Осенины», «Поле чудес»
Один раз в полугодие
7.
Экскурсии тематические
Один раз в четверть
8.
Походы в лес «День леса»
Сентябрь, май
9.
«Веселые старты»
Один раз в четверть
Родители в жизни класса
Родители в жизни школы, класса
Направление «Родовое и семейное воспитание».
Цель: Формирование положительного влияния семьи на воспитание ребенка.
Задачи:
Осознание учащимися ценности семьи.
Сотрудничество с семьей.
Изучать вопросы возрастной психологии, особенности развития, изучать свой род.
Все это требует целенаправленной работы по созданию родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей (походы, игры, сборы, праздники).
Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители составляют сценарий выступления класса, шьют костюмы. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной работе. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как они контактируют с родителями одноклассников.
Родители авторитетны для учеников начальной школы.
Все это требует целенаправленной работы по созданию родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей (походы, игры, сборы, праздники).
С этой целью планирую и провожу следующие мероприятия:
№п/п
название
Время проведения
Формы работы
Правила
1.
Традиционные разговоры
по телефону с родителями учащихся
еженедельно
Изучение климата семьи – анкетирование.
Подготовка к ПМПК в г. Нерюнгри – 8 учащихся, прошли комиссию ПМПК 8 учащихся. Даны рекомендации родителям и детям.
доброжелательность
2.
Встречи с группами родителей
ежемесячно
Ведение дневников, информация для родителей.
не поучать, обсуждать проблемы
3.
Тематические родительские собрания
Один раз в четверть
Родительские собрания (показываю тетради учеников, контрольные работы, знакомлю с детским творчеством, рассказываю о достигнутых успехах в учении, о пробелах).
никогда не стесняйтесь признать свои ошибки, тем более публично
Так же основную часть работы провожу по посещению уроков с целью наблюдения
за регуляцией учебной деятельности школьника.
Внедрение здоровьесберегающих методов обучения и воспитания.
Организацией здоровьесберегающего образовательного процесса:
-обязательный учет гигиенических норм режима труда и отдыха учащихся;
-проведение физкультурных минуток на уроках;
Анализ учебной нагрузки (расписание, дозировка домашнего задания)
Также проводились в течение года мероприятия: Открытое занятие «Нэлки эмэрэн» в рамках НПК, посвященное 115-летию Г.М. Василевич. Активными помощниками учителей были родители, помогли в организации оформления кабинета, атрибутов на мероприятие (кумаланы, национальные блюда, костюмы).
Организованно проведен «День здоровья» - Праздник юного рыболова, заняли 1 место, за оформление стола наградили грамоту за 2 место. Отмечены учащиеся за самый большой улов. Несомненную помощь оказали родители в подготовке праздника «Прощание с букварем», организация коллективного выхода в лес с детьми – по предложению родителей.
месяц
Направление работы
цель
июнь
Родительское собрание
Выявление уровня готовности к школе, знакомство
сентябрь
Тематическое родительское собрание
Планирование совместной работы, формирование классного родительского комитета
Консультации для родителей
Оказание помощи
Октябрь
Работа с родителями, поступающих в 1 класс (ПМПК)
Осуществление прохождения ПМПК г. Нерюнгри
ноябрь
Лекторий для родителей первоклассников «Формирование навыка чтения».
Обучение родителей формам работы с книгой
Заседание родительского комитета
Оказание помощи классу
Декабрь
Родительское собрание в классе
Подведение итогов за 1
Полугодие
Индивидуальные беседы со слабоуспевающими детьми
Определение мер по повышению успеваемости
Участие родителей в детских новогодних праздниках, дне именин и оказание помощи в их подготовке
Сплочение коллектива родителей и учащихся
январь
Организация совместного отдыха детей и родителей:
Прогулки, вылазки на каток, в лес
Сплочение коллектива родителей и учащихся
февраль
Консультации для родителей
Оказание помощи
Участие родителей в детских патриотических праздниках, оказание помощи в их подготовке
Сплочение коллектива родителей и учащихся
март
Заседание родительского комитета
Оказание помощи
Индивидуальные беседы с родителями первоклассников
Информирование родителей о проблемах детей
апрель
Беседы с родителями, не овладеваюших образовательными стандартами
Выявление причин неуспеваемости. Определение совместных мер по коррекции успеваемости
Консультации для родителей учащихся
Пути адаптации при переходе в следующий класс
май
Родительское собрание
Подведение итогов за год
Участие родителей в майских праздниках, дне именин и оказание помощи в их подготовке
Сплочение коллектива родителей и учащихся
Организация совместного отдыха детей и родителей:
Прогулки в лес, на речку «День рыбака»
Сплочение коллектива родителей и учащихся
Итоговое родительское собрание
Итоги успеваемости за год, уровень сформированности учебной деятельности, готовность к обучению в следующем классе
В течение года
Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.
Информирование родителей о посещаемости и успеваемости их детей. Контроль за соблюдением режима дня.
Самоуправление в классе: направление «Я - Ученик»
Цель: Создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.
Формирование целостной личности, ориентированной на самопознание, самовоспитание, саморазвитие.
Задачи:
1.Развитие и осознания личностью своей необходимости, своего «Я».
2. Умение организации своего свободного и учебного времени.
Формы и методы работы: анкетирование, наблюдение, часы общения, классные собрания, диагностика уровня воспитанности и отслеживание занятости учащихся класса.
15