Презентация для методического объединения учителей естествознания Проектная деятельность
Технология проектной деятельности в условиях Луговской общеобразовательной школы.Презентацию выполнила руководитель МО учителей естествознания Сергиенко Наталья Анатольевна
ПроектДля учителяУчебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.Для ученикаУчебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;-целеполагания и планирования деятельности;-самоанализ и рефлексия;-презентации деятельности и ее результатов;-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;-проведение исследования.
Основные требования к проекту1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
Основные требования к проекту3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы
Типология учебных проектов {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип проектаЦель проектаПроектный продуктТип деятельности учащегосяФормируемая компетентностьПрактико-ориентированныйРешение практических задач заказчика проектаУчебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендацииПрактическая деятельность в определенной учебно-предметной областиДеятельностнаяИсследовательский проектДоказательство или опровержение какой-либо гипотезыРезультат исследования, оформленный установленным способомДеятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциямиМыслительная
Типология учебных проектов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Информационный проектСбор информации о каком-либо объекте или явленииСтатистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросуДеятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информацииИнформационная
Типология учебных проектов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Типология учебных проектов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная
Последовательность работы над проектом (подготовка, определение темы и цели проекта)Деятельность учащихсяОбсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информациюДеятельность учителяЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
Последовательность работы над проектом(планирование)а) Определение источников необходимой информации.б) Определение способов сбора и анализа информации.в) Определение способа представления результатов (формы проекта)г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Последовательность работы над проектом(исследование)1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.3.Выбор оптимального варианта хода проекта.4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Последовательность работы над проектом(выводы и защита проекта)Анализ информации. Формулирование выводов.Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Паспорт проектной работы1. Название проекта2. Руководитель проекта3. Консультант(ы) проекта4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Паспорт проектной работы6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
Паспорт проектной работы12. Необходимое оборудование13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)14. Предполагаемые продукты проекта15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оформление проектной папки (введение)Тема моего проекта Я выбрал эту тему, потому что Цель моей работы Проектным продуктом будет Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) : Выбор темы и уточнение названия Сбор информации (где и как искал информацию) Изготовление продукта (что и как делал) Написание письменной части проекта (как это делал)
Оформление проектной папки(основная часть)Я начал свою работу с того, что Потом я приступил к Я завершил работу тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами Чтобы справиться с возникшими проблемами, я Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) План моей работы был нарушен, потому что В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
Оформление проектной папки (заключение)Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
Что дает проектная деятельность Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихсяПознавательные навыки и способность к самообразованию;Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Спасибо за внимание! Хороших вам проектов!