Сценарий обряда Иван Купала
Обряд «Иван Купала»
1-я: Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек – Семик честной,
2-я: Другой праздничек – Троицын день,
3-я: А третий праздник – Купальница!
«Я купалась на Ивана Купалу» -- исп. анс «Веснянки»
1-я: Главной особенностью Купалы являлись очищающие костры. Славяне верили, что в огне купальского костра сгорают сглаз и порча.
2-я: Все старались в эту ночь прыгнуть через костёр, а утром выкупаться в реке или пройти босиком по росе, умыться купальской росой, возвращающей молодость и здоровье.
1-я: Называли Купалу ещё и свадебным праздником. Если при прыжке через огонь руки у парня с девушкой не разрывались, то они становились сужеными.
2-я: если же разрывались, то о свадьбе думать рано.
1-я: В канун Купалы рано утром ходили люди за целебными травами, испросив благословения у Матери Сырой Земли.
2-я: По преданию, примерно с часу до трёх ночи вспыхивает таинственным свечением цветок папоротника, вселяющий в увидевшего его чудодейственную силу.
Выходят Иван и Маруся
Иван: Что ты такая невесёлая, Маруся?
Маруся: Отец не разрешает мне с тобой встречаться.
Иван: А ты не расстраивайся. Сегодня ночь волшебная. Пойду я цветок папоротника искать.
Маруся: Да на что он тебе? Вся земля твоя, бери – не хочу. Не ходи в лес, там страшно.
Иван: Задумал я найти заветный цвет, чтобы принёс он нам с тобой счастье, чтоб все клады потом найти, к твоим ногам положить.
Маруся: Ой, не нужны мне твои клады, нужен мне только ты – живой и здоровый. Не ходи, лучше пойдём на речку искупаемся, через костёр прыгнем.
Иван: Нет, не пойду с тобой. Пойду в тёмный лес, не поминай лихом.
Иван уходит, Маруся вздыхает, выходят её подружки.
1-я: Что ты, подруженька, грустна? Иль что недоброе вспомнила?
Маруся: Ушёл Ванюша в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Ой, боюсь я, недоброе с ним случится.
2-я: А ты надейся, он к тебе и
·вернётся. Давайте лучше к костру пойдём, повеселимся. (уходят)
Вед: Долго ли, коротко ли шёл Иван, крестьянский сын, а пришёл он в самое логово Ящера.
На сцене темнота, звучит зловещая музыка, выходит Иван.
Голос: Зачем ты пришёл, человеческий сын?
Иван: Я ищу папоротника цветок.
Голос: Так ты разбогатеть хочешь? (хохочет) Ну что ж, может ты его и отыщешь. Ну-ка, дочери мои любимые, несите цветы волшебные. Попробуй отгадай, который из них. (хохочет)
19. «На речке» -- исп. анс. «Веснянки» (после песни остаются на сцене, держа в руках цветы)
Голос: Ну что, выбрал?
Иван: Нет здесь цветка волшебного. (девушки уходят)
Голос: Молодец Иван. Не думал я, что ты такой догадливый. Ты разгадал мою тайну: нет на самом деле цветка волшебного. За это отпущу тебя с миром. Иди, только никому не говори о том, что узнал.
Звучит зловещая музыка, включается свет, и Иван оказывается на поляне,
где гуляют девушки.
Маруся: Милый друг, что с тобой приключилось?
Иван: Ой, еле от нечисти ушёл, ох и страшен ночной купальский лес. (вздыхает)А цветок я не нашёл.
Маруся: Хорошо, что цел остался. Ты мне ценнее всех кладов на свете. Пойдём на речку, через огонь попрыгаем, твоя душа и отогреется.(уходят)
Вед: Так-то вот на Руси жили,
И работали честно, и в праздники не тужили.
Данная театрализованная постановка была представлена на районном фестивале национальных культур «Единство культур – единство народа» в номинации «Традиции и обряды». Учащиеся моего класса стали победителями в номинации.
Цели:
15