Презентация по истории Реформы Петра Великого
«Почва для истории великого человека есть история народа.» С.М.Соловьев. Россия в период реформ Петра I Цели урока: - повторить и закрепить знания о реформаторской деятельности Петра 1 в переломный момент в истории России,продолжить анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, учиться грамотно вести дискуссию, работать с картой и историческим документом, как историческими источниками Личность Петра I В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. - Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. - Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин. Петр Алексеевич Романов1672-1725 гг. 1. Каким видели Петра его современники?2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?3. Назовите причины отставания России от ведущих мировых держав? Петр ВеликийХуд. И. Н. Никитин отсутствие удобных выходов к морям;экономическая изоляция страны;не было крупных мануфактур;не хватало вооружения;церковное образование не обеспечивало подготовку специалистов;не наблюдалось развитие торговли (нет выхода к морям);невозможен был культурный обмен со странами Европы. Внешняя политика Петра I : Направления внешней политики: Западное (Швеция) Юго-западное (Османская империя) Южное (Иран) Задачи: - выход к Балтийскому морю - борьба с Османской империей - торговля с Ираном комплектование армии осуществлялось за счет рекрутских наборов;увеличилась численность стрелецких полков;для подготовки офицеров были учреждены специальные школы (навигационная, артиллерийская, инженерная);дворян посылали учиться военному делу за границу;дворяне, прежде чем стать офицерами, обязаны были нести службу солдатами в гвардейских полках; Военная реформа (суть): Северная война 1700-1721 гг. Сражение у о. Гренгам Июль 1720 г Ништадский мир30 августа 1721 г. Полтавская битва27 июня 1709 г. Прибалтика1710 г. Нарва 1700 г(поражение) Нотебург, Эрестфер1701-1704 гг Гангутское сражение27 июля 1714 г Прутский поход 1711 г. Сражение у Лесной1708 г. Северная Война 1700-1721 гг. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на поставленные вопросы: “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии……Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…» 1. О чем идет речь в документе?2. В чем значение этого события? Император Обер-прокурор Сенат Уезды своеводами Синод Генерал-прокурор Губернии с губернатором 12 коллегий Провинции своеводами Иностранная, Военная Адмиралтейская, ШтатсРевизион, КоммерцБерг, МануфактурКамер, ВотчиннаяЮстиц, Главный магистрат Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: 1. Основание Санкт-Петербурга 2. Начало Северной войны 3. Академия наук4. Учреждение Синода 5. «…Мать Полтавской баталии…» произошла в 1724 г. – Н 1721 г. – А1703 г. – С1708 г. – Т1700 г – Е 1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л 2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л 3. Гангутское сражение 1721 г.- К 4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О 5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я 6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е 7. Учреждение Сената 1696 г.- Г 8. Начало городской реформы 1711 г.- И Итог. Преобразования государственного управления завершили оформление в России абсолютной монархии (принятие титула Императора Петром I в 1721 году и указ о престолонаследии в 1722 году). . 1700-создана горноразведочная служба.1703-открытие медного месторождения на Урале.1706-открыт Аптекарский огород в Москве.1712 - создание А.Нартовым1-о в мире токарного станка. Наука Токарный станок А.Нартова 1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.1702-открыта обсерватория в Москве.1707-составлена карта звездного неба.1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.1724-испытание подводной лодки.1725-открытие Академии наук. Наука ЗданиеКунсткамеры. В 1701 г в Москве откры-лась Навигацкая шко-ла, где изучались прак тические дисциплины.Затем появились Инже-нерная, Артиллерий-ская, Медицинская и др.школы. Образование Сухарева башня Развитие образования потребовало издания учебников. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого. Образование АрифметикаЛ.Магницкого Большого развития по-лучил жанр портрета. Наряду с приглашен-ными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, создавший портреты Петра и его соратников. Живопись И.НикитинПортрет Петра I. Архитектура ДворецА.Меньшикова. Архитектура петровской эпохи Сухарева башня в Москве Кунсткамера Петропавловский собор Набережная р.Нева Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к 17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служа-щих. Петр заботился о привитии хороших манер среди бояр, обучал их правилам этикета. Быт Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу. В стране появились чай, кофе, табак, картофель, помидоры. Быт «Бородовые» деньги. С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.На Ассамблеях играли на музыкальных инст-рументах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы. Быт В.Кардовский.Ассамблеяпетровскоговремени. 1. Реформа, не являвшаяся реформой проведенной Петром I: а) судебная реформа; б) денежная реформа; в) военная реформа; г) губернская реформа;2. Событие эпохи Петра I, которое В.О.Ключевский назвал «великим кладбищем для народа»: а) поражение под Нарвой; б) строительство Петербурга; в) подавление булавинского восстания; г) прутское окружение;3. Что предусматривал Указ о единонаследии 1714 г.: а) передачу царского престола по наследству; б) передача поместья только одному наследнику; в) избрание патриарха в России; г) запрещение разводов; 4. Знаменитая Полтавская битва произошла: а) 1705 г. б) 1707 г. в) 1709 г. г) 1708 г.5. Цель «Великого посольства»: а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции; б) заключить мирный договор с Польшей; в) найти союзников в предстоящей войне против османской империи; г) познакомиться с государственным устройством западных стран;6. Введенная Петром I рекрутская система формирования армии предусматривала: а) принудительный набор солдат от определенного количества дворов; б) пожизненную службу в армии; в) 25-летнюю службу в армии; г) набор в армию «охочих» людей; д) комплектование армии из поместного ополчения; 7. Северная война приходиться на период: а) 1700-1721 гг. б) 1699-1720 гг. в) 1709-1721 гг. г) 1701-1721 гг.8. Нововведения Петра 1: а) в одежде появился европейский обычай; б) бритье бород; в) русские люди стали грамотными и образованными ; г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки;9. В результате Северной войны Россия: а) завоевала выход в Балтийское море; б) лишилась части своей территории; в) укрепила свое международное положение; г) потеряла свою независимость. 10. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I: а) учреждение Боярской Думы; б) организация коллегий; в) роспуск магистратов; г) создание Сената;11. Выделите обычаи , введенные Петром I: а) празднование Нового года 1 января; б) летоисчисление с сотворения мира; в) летоисчисление с рождения с рождения Иисуса Христа; г) короткий кафтан; д) проведение ассамблей; 1. а – 1 балл; 2. б – 1 балл; 3. а – 1 балл; 4. в – 1 балл; 5. а – 1 балл; 6. в – 1 балл; 7. а – 1 балл; 8. а, б – 1балл; 9. а, в – 1 балл; 10. б, г – 1балл; 11. а, г, д – 1балл. Критерии оценок Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I , произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: Итог урока «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».