Технологическая карта урока Начало реформ Петра 1


§ 14. Начало реформ Петра 1
Цели урока по линиям развития личности
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях
Уметь выделять основное содержание проводимых Петром в 1695-1700 г.г. Реформ, умение группировать основные черты, характеризующие развитие России и стран Западной Европы в конце 17 века.
Линия 3. Историческое мышление.
Выявить причины реформ быта, проводимых Петром I, а также определить их влияние на развитие страны.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.
Дать возможность учащимся оценить личность нового царя, особенности его воспитания, образования.
Обязательный минимум:
Пётр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера.
Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Введение в главу:
Вспомните вывод к последнему уроку. (Россия западная, восточная или самобытная цивилизация?)
Россия самобытная цивилизация, так как в ней есть черты и Запада и Востока и непохожие ни на Запад ни на Восток.
Это объясняется тем, что Россия — многонациональное государство, она расположена и в Европе и в Азии и её соседями являлись как западные европейцы, так и восточные народы, которые оказывали влияние на народы российской цивилизации.
Ход урока
Ведение в тему
Работа с стр. 3
Назови тему раздела и глав
Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь в разделе и главах?
Работа с стр. 167
Назови тему урока и хронологические рамки
Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
Тема: Начало реформ Петра I
Надо узнать
1. Особенности развития страны, была ли необходимость в реформах.
2. Готовность российских государей проводить реформы.
3. Цели и результаты первых реформ, их значение для развития страны.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы. Реформы в России проводили такие правители, как Иван Грозный в середине 16 века, Алексей Михайлович в середине 17 века.
Отношение к проводимым реформам со стороны многих русских людей было негативным. Они говорили; «Какая страна свои обычаи переменит, та долго не простоит»
Стр. 176
Прочти документы. Ответь на вопросы к ним.
Найди противоречие?
Какой возникает вопрос?
Реформы Петра I это «полезное дело» или личная прихоть царя? 1 2 4 2 3 4 В народе по-прежнему плохо относились к реформам.
(Реформы — прихоть царя?).
Но Пётр говорит о необходимости реформ.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
Оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии.
– Какие будут гипотезы, предположения?
1 2 2 4 Принимаются любые версии и предположения III. Актуализация знаний. Задания в рабочей тетради зад. № 1
Западная Европа
1. Участие граждан в управлении государством
2. Появление классов
3. Формирование научной картины мира.
4. Преобладание частной собственности.
Россия
1. Абсолютизм.
2. Сохранение сословий
3. Преобладание государственной собственности над частной
4. Сохранение большого влияния религии.
Чем отличалась Россия от Западной Европы?
Вспомните, какие азиатские страны оказались в таком же положении.
Как отставание от Западной Европы в процессе разрушения аграрного общества повлияло на судьбу азиатских стран к концу 17 века?
Появились ли в России к концу 17 века элементы западной цивилизации?
Если да, то какие?
Сделайте вывод: существовала ли в России потребность в проведении реформ.
Какие действия для этого необходимы?
2 3 2 4 В России преобладали черты аграрного общества, в то время как в Европе шло его разрушение.
Китай, Индия, Иран, Османская империя. (Покажите их на карте)
Они оказались в колониальной или полуколониальной зависимости от европейских стран.
Стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появлялись мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Постепенно увеличивался интерес к науке и образованию.
Да, в России была потребность в проведении реформ, для того, чтобы сократить отставание от стран Европы и сохранить свою независимость
Необходимо было налаживать контакты с европейскими государствами, узнавать новое, распространять образование. IV. Планирование деятельности. V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Стр. 296
Кто был главой русского государства с 1676 по 1682 год?
Стр. 167, текст
Определите, мог ли царь Фёдор Алексеевич начать реформы, направленные на ликвидацию отставания России от Европы.
Стр. 296
К кому перешла власть после его смерти в 1682 году?
Почему так произошло и о дальнейших событиях расскажут следующие слайды
2 4 2 3 4
Слайды 6-21
Вернувшись в Россию Пётр провёл первые преобразования. Просмотри следующие слайды и определи каких сфер жизни общества коснулись первые преобразования Петра I?
Какие из этих реформ были нужны и какие нет? Почему?
Каких сфер жизни общества коснулись первые преобразования Петра I?
6. Сын Алексея Михайловича — Фёдор Алексеевич.
Нет. Фёдор недолго находился у власти, он не отличался крепким здоровьем и не мог из-за частых болезней уделять много внимания управлению.
С 1682 года правителями России были Софья, Иван V и Пётр.
Прошли реформы в духовной сфере: культура, быт, церковное управление.
Надо было развивать образование, реформы быта, церкви подрывали устои русского общества, что вело к потере нравственной основы русского народа. VI. Выражение решения проблемы.
Ответь на проблемный вопрос.
Реформы нужны были для преодоления отсталости от стран Западной Европы, но некоторые реформы рушили обычаи предков, что подрывало духовную основу российского общества, то, чем всегда была сильна Россия.
VII. Применение нового знания. Рабочая тетрадь VIII. Домашнее задание. Ваша задача дома –
1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в §15
2. Прочитать § 16 и ответить на вопросы перед ним