Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста
Примерный конспект сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада
Программное содержание:
Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»
Примерный ход игры:
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городу «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.
Сюжетно–ролевая игра - ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте
Что такое сюжетно – ролевая игра.
Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития. Ребята очень активно овладевают средствами эмоциональной выразительности, а именно меняют интонацию при передачи содержания прочитанного произведения, воспроизводят диалоги взрослых из жизни, и действующих лиц, из рассказа или сказки, очень эмоционально передают характер персонажей.
Все знания и умения, дети получают в разных видах деятельности, и конечно же найдут отражение в играх. Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно – ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно – ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование – творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.
Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно.
Успех сюжетно – ролевой игры в этом возрасте во многом будет зависеть от педагога и его приема руководства. Так же будет немало важен запас знаний ребенка об этой игре и ее составляющих частях.
Источник, который питает игру, это реальный опыт – разнообразные знания об окружающем. Дети в этом возрасте начинают вступать в контакт со сверстниками, взрослыми. В процессе общения усваивают определенные нормы поведения и взаимодействия: пытаются учитывать характер, настроение собеседника, стараются быть более внимательными.
Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.
Проводя занятия, становится заметно, что в большинстве случаев внимание детей приковано к тому, какая у педагога мимика лица, жестикуляция, интонация и стиль разговора при рассказе. Все это буквально сразу же применяется детьми в различных видах их деятельности, а так же в игре. Большой опыт дети черпают из отношений взрослых в семье.
Стоит предпринять попытки организовать повседневную жизнь своих дошколят так, чтобы у них возникла необходимость обращаться зачем – либо к другим людям, сверстникам, что развивает коммуникабельность, являющеюся одним из главных качеств в повседневной жизни.
Была разработана комплексная сюжетно – ролевая игра «Киностудия», где четко выраженные отношения между сверстниками и взрослыми, их умения действовать слаженно в коллективе.
Предварительная работа с детьми.
Для начала стоит обратиться к жизненному опыту дошкольников: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Дети делятся полученными впечатлениями с педагогом и сверстниками, рассказывают положительные и отрицательные эмоции, полученные при просмотре. Для этого проводятся беседы на прогулке.
Затем разрабатывается «Маршрут выходного дня», где дети вместе с родителями посещают кинотеатр. Большая роль должна отводиться именно отношениям и общению в семье, как наглядный и более идеальный пример для всестороннего развития ребенка.
На следующем этапе познакомить с профессиями режиссер, гример, актер, оператор, костюмер и их родом занятий. Для этого провести беседы из цикла «Профессии», а так же необходимыми для этих профессий атрибутами.
Последний этап, это знакомство детей с профессией актер, и с его работой. Для этого стоит просмотреть слайды из различных сказок, где четко определена роль актера в фильме. Так же можно рассмотреть журналы о кино.
Дети выбирают сказку самостоятельно, опираясь на то, что ее должны знать все. Затем, драматизируют некоторые сюжеты, где обращается внимание на особенности поведения того или иного персонажа. Так, например, дедушка старенький, у него болит спина, он прихрамывает на ногу и держится за палочку. Ребенок старается очень точно передать характер, опираясь на полученные знания.
Сюжетно – ролевая игра: съемка фильма «Курочка Ряба».
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; закреплять умение обозначать свои действия словами; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.
Ход игры.
Воспитатель.
- Ребята, сейчас мы с вами выберем сказку и будем снимать кино. Как вы думаете, какую сказку нам выбрать?
Дети.
- Нам нужна сказка, которую знают все дети.
- А я бы хотел, чтобы сказка была доброй.
- Я хочу смешную сказку.
- Сказку про курочку Рябу, которую знают все, снимем про нее кино.
Воспитатель.
- Хорошо, но сначала повторим эту сказку.
Повторение сказки. (Педагог обращает внимание на характер персонажей, и просит их описать).
Дети.
- Бабушка старенькая, в платочке, в длинной юбке с фартуком. Она добрая и большая, с розовыми щечками.
Дети описывают по очереди всех персонажей: дедушку, бабушку, курочку Рябу, яичко и мышку.
Воспитатель.
- Попробуем сыграть сценку, как дедушка и бабушка плачут, когда яичко разбилось.
Дети проигрывают сценку, стараясь передать характер и эмоциональное настроение персонажей.
Воспитатель.
- Ребята, вспомните чем должны заниматься костюмеры, гримеры, режиссер, оператор и зрители.
Дети.
- Костюмер одевает актеров в костюмы, в которых они будут похожи на персонажей сказки.
- Гример украшает актеров: дедушке приклеивает бороду, мышке рисует усы и носик, чтобы она была похожа на настоящую мышку.
- Оператор все снимет на видеокамеру, а режиссер будет следить за актерами и их игрой. Он дает команду когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.
- Зрители смотрят фильм, который получился.
Костюмер.
- Актер дедушка, пройдите, пожалуйста, в костюмерную.
Все актеры по очереди подходят к костюмеру, он помогает им одеться.
Одетых актеров приглашает гример.
Гример.
- Актер мышка, пройдите, пожалуйста, в гримерную.
Гример накладывает актерам грим.
Воспитатель.
- Вот все и готовы. Начнем съемку фильма.
Режиссер.
- Актеры, пожалуйста, займите свои места. Камера – мотор!
Дети проигрывают сказку.
Режиссер.
- Стоп! Снято! Всем спасибо!
Звучат аплодисменты зрителей!
Количество задействованных детей - 10. остальные дети принимают участие в роли зрителей.
Атрибуты: костюмы дедушки, бабушки, курочки рябы, яичка, мышки. Атрибуты для грима, видеокамера, режиссерский стул.
Выбор фильма и количество задействованных лиц в игре определяют дети самостоятельно, или если это необходимо с помощью педагога.
Роль педагога - направить действия детей так, чтобы они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие между собой.
По окончании игры педагог поощряет детей, отмечает выразительные жесты, мимику, интересные движения, сообразительность, а так же доброе и уважительное отношение друг к другу.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» для средней группы
Цель.
Закрепить представление детей о том, что в магазине можно купить продукты; расширить знания детей о работе кассира (пробивает чек, дает сдачу, считает деньги, благодарит за покупку)
Способствовать развитию игрового сюжеты: ввести новые атрибуты: отдел фруктов, ввести новую роль фасовщика.
Формирование взаимоотношение детей в ходе игры ( покупатели, продавец, кассир, фасовщики - вежливо разговаривают, соблюдают правила)
Развитие интереса в игре.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Воспитание у детей уважения к труду продавца.
Игровой материал.
Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки, сумки, корзинки и т.д.Подготовка к игре.
Экскурсия в овощной, книжный, продуктовый магазины и в магазин одежды. Встреча с работниками магазина.
Чтение стихотворений о продавцах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи».
Рисование на тему «Экскурсия в магазин».
Совместные игры со старшими детьми.
Лепка овощей, продуктов. Изготовление совместно с воспитателем книжек-самоделок.
Игровые роли.
Продавец
Кассир
Покупатель
Заведующая магазином
Шофер.
Сюжетно-ролевая игра «Строители» для средней группы
Цель:
Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Развитие интереса в игре.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми чувство активности, ответственности, дружелюбия.
Воспитание у детей уважения к труду строителя.
Игровой материал.
Машины различных марок;
Светофор;
бензозаправочная колонка;
строительный материал;
рули;
фуражка;
палка милиционера-регулировщика;
куклы.
Подготовка к игре.
Наблюдения за работой строителей.
Беседа о профессии строителя;
Показ иллюстраций о разновидностях профессий строителей.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» для средней группы
Цель:
Закрепить ранее полученные знания о труде врача.
Развитие интереса в игре.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
Воспитание у детей уважения к труду врача, медицинской сестры.
Игровой материал:
Халат, шапочку врача;
Набор инструментов для врача ( инструменты, бинт, вата ит.д.);
Ручка, листы бумаги;
Куклы.
Подготовка к игре:
Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием;
Экскурсии в медицинский кабинет;
Чтение К. Чуковского «Айболит»
Рассказы детей из личного опыта.
Игровые роли.
Врач;
Медицинская сестра;
Пациенты;
Шофер;
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» для средней группы
Цель:
Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера.
Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.
Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Игровой материал:
Набор для парикмахера;
Журналы с иллюстрациями различных причесок и стрижек;
Куклы;
Подготовка к игре:
Беседа о профессии парикмахера;
Наблюдение за работой парикмахера;
Просмотр иллюстраций о профессии парикмахера.
Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Игровые роли:
Парикмахер;
Клиенты;
Водители.
Сюжетно-ролевая игра «Водители» для средней группы
Цель:
Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру;
Знакомство с правилами поведения в автобусе.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми;
Умение распределять роли;
Развитие интереса в игре;
Умение использовать заместители;
Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.
Подготовка к игре:
Беседа и рассматривание иллюстраций о профессии водителя, кондуктора.
Чтение С. Маршака «Автобус номер двадцать пять»
Загадки, потешки, стихи.
Наблюдение за работой водителя и кондуктора;
Рассказы детей из личного опыта.
Игровой материал:
Строительный материал;
игрушечный автобус;
руль;
фуражка;
палка милиционера-регулировщика;
куклы, деньги;
билеты;
кошельки;
сумка.
Игровые роли:
Водитель;
Кондуктор;
Пассажиры.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» для средней группы
Цель:
Знакомство детей с профессией фармацевта
Углублять знания о труде работников аптеки;
Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;
Развернуть сюжет.
Подготовка к игре:
Беседа и рассматривание иллюстраций о профессии фармацевта.
Просмотр фото с изображением аптеки.
Чтение произведения К. Чуковского «Айболит»
Рассказы детей из личного опыта.
Игровой материал:
Кассовый аппарат;
Рецепты;
Пренадлежности для аптеки ( всевозможные баночки, бутылочки, коробки и т.д)
Халат, шапочка;
Сумки, кошельки.
Куклы, коляски.
Игровые роли:
Фармацевт;
Покупатели;
Водители;
«СТРОИТЕЛИ»
Сюжетно-ролевая игра «Семья» для средней группы
Цель:
Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых
Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.
Подготовка к игре:
Беседа с детьми о семье, о близких родственниках;
Дать определение понятия брат, сестра, дядя, тетя ит.д.;
Просмотр фото с изображением семьи;
Рассказы детей о семье.
Наблюдение за трудом взрослого;
Дидактическая игра
Игровой материал:
Куклы;
Игрушки;
Коляски;
Посуда;
Одежда (различная);
Игровые роли:
Мама, папа, дети, бабушка и т.д.
Водитель;
Продавец;
Соседи;