Поурочные планы по истории казахстана 7 класс
Сабақ \урок № 4 дата:
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Карлукский каганат ( 756-940гг.)
Мақсат\Цели – познакомить учащихся с территорией, политическим положением, хозяйством и культурой Карлукского каганата; научить составлять опорный конспект в виде схем; воспитать интерес к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод - словесный
Сабак турі\ тип урока - комбинированный
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д/з на тему « Тюргешский каганат»
Устный опрос учащихся:
Территория и население Тюргешского каганата
Внутренние и внешние отношения Тюргешского к-та
Хозяйство к-та.
2. изучение новой темы:
План:
1) Состав Карлукского каганата и его территория.
2) Политическое положение.
3) хозяйство и культура.
1) Состав Карлукского каганата и его территория.
В 756г. карлуки свергли тюргешского кагана и захватили власть. О племенах карлуках впервые упоминается в китайских летописях. Карлуки – одно из ответвлений тюркоязычных племен, в т. ч. Булак, жикил, ташлык( 9 племен). Эти племена входили в состав населения Тюбркского каганата.
Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау и среднее теч. Р. Сырдарьи. Вначале карлуки были под властью тюргешей пока не завоевали Тюргешский каганат.
2) Политическое положение.
Столица – г. Суяб.
После захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая.
В 766-775гг. карлуки завоевали Кашгарию, расширив свои границы.
В к. 8 в. Карлуки объединились и создали сове гос-во, кот. укреплялось экономически.
В н.9 в. Карлуки вели юорьбу против Уйгурского каганата. Через 20 лет карлуки разбили Уйг. К-т и правитель Бильге Кул Кадыр хан объявил себя каганом. Во главе гос-ва – каган.
На протяжении сущ-я правители карлуков вели борьбу с династией Саманидов.
Воспользовавшись тяжолым положением правитель Кашгарии захватил Карлукский каганат.
Т.О сществовавший ок. 200 лет каганат распался в 940 г.
3) хозяйство и культура.
Хозяйство
Скотоводство земледелие охота рыболовство
Кочевое полукочевое полуоседлое
Культура
Материальная Духовная
Кожевенное ремесло балбал- кам. скулптуры
Постройка жилищ из камня карлукская письменность
Шили одежду, ткачество
3. закрепление: стр 20 вопросы и задания.
4 подведение итогов. д/з пар. 4.
Сабақ \урок № 5 дата
Пән\предмет: история Казахстана. класс: 7
Такырып\тема: Огузское государство ( конец 9 –начало 10 вв.)
Мақсат\Цели – дать представление об образовании и политической истории Огузского государства; развить навыки составления опорного конспекта; воспитать интерес к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, проблемный
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д/з на тему « Карлукский каганат 756-940гг.»
Устный опрос:
Образование Карлукского каганата.
Политическое положение.
Хозяйство и культура каганата.
2. Изучение новой темы.
План:
1). Образование Огузского гос-ва и его территория.
2.) Племенной состав и общественный строй.
3.) Политическое положение.
4) Хозяйство огузов.
1). Образование Огузского гос-ва и его территория.
В к. 9 – н. 10вв. В среднем и нижнем течении реки Сырдарьи было создано Огузское государство. Столица – г. Янгикент. Огузы – тюркоязычные племена, ранее входившие в состав Тюркского каганата. Огузы населяли р. Сырдарья и Жетысу.
Именно для создания своего государства они переселились на берега р.Сырдарья.
2.) Племенной состав и общественный строй.
В состав огузов входили индо-европейские и фино-угорские племена, перенявшие тюркский язык и культуру. Первоначально в огузские племена входило 24, а впоследствии 12 племен.Впервые об этих племенах упоминается в китайских летописях.
Главой Огузского гос-ва был правитель с титулом – джабгу.Его власть передавалась по наследству. Наследника джабгу называли – инал. Воспитателя инала – атабек.
Военачальники наз-сь – сюбаши, они играли важную роль в гос-ве т.к. джабгу прислушивался к их мнению. Советники джабгу носили титул – коль еркин. В Огузском гос-ве созывались народные собрания – курултаи.
3.) Политическое положение.
Огузы воевали с печенегами и победили их. В 965г. огузы с киевским князем Святославом заключили союз против хазар. Так же огузы совершали походы в Ср. Азию, Вост. Туркестан и Китай. Цели этих войн: во 1-х захват территории, во 2-х захват торговых путей между Европой и Азией.
Расцвет Огузского гос-ва пришелся в период правления Шахмалика, кот-й завоевал г. Хорезм. После его смерти в Огузском гос-ве нач-ся борьба за власть и распри между наслежниками. Это привело к ослаблению гос-ва. Этим воспользовались враждебные племена кыпчаков. В 11 в. Кыпчаки разгромили Огуское гос-во. Однако огузы вошли в состав каз. народности.
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
Выписать из текста учебника виды скота, растительные культуры и ремесла огузов.
Стр. 31.
3. Закрепление: вопросы и задания на стр. 31-32.
4. Подведение итогов. д/з пар. 5.
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
4) Хозяйство огузов.
Скотоводство Земледелие Ремесло
Кочевое и полукоч. Поливное обработка животнов. продукции
Сабақ \урок №19 дата: 19.11.10.
Пән\предмет: история Казахстана. класс: 7.
Такырып\тема: Развитие архитектуры и строительства.
Мақсат\Цели – дать представление о развитии архитектуры и строительства в средние века на территории Казахстана; развить навыки работы в группах; воспитать самостоятельность и любовь к искусству.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, групповой.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. Проверка д\з на тему: Развитие ремесел, торговли, с\х.
Устный опрос:
Ремесла
Торговля
Земледелие
2. Изучение новой темы:
План:
1. Декоративно-прикладное искусство.
2. Особенности архитектуры.
3. Мавзолеи, мечети.
4. Мавзолеи Арыстан-Баб и Бабаджи-Хатун.
5. Мавзолеи Айша-Биби и Х.А. Яссауи.
1. Декоративно-прикладное искусство.
В средние века широко распространяется такой вид искусства как декоративно-прикладное искусство – оно применялось при обработке и украшении посуды, металлических изделий, ювелирных изделий и в строительстве. С 11в. Широко применяется при строительсве резной и шлифованный кирпич. А с 11-12вв. Применяется терракота- обожженная цветная глина. В прикладном искусстве были распространены изображения животных. Т. о оно применялось как в архитектуре, так и в ремесленных изделиях.
В связи с распространением ислама с 8 по 12вв. В архитектуре появляется его влияние на территории Казахстана. Появляются совершенно новые архитектурные сооружения.
2. Особенности архитектуры.
3. Мавзолеи, мечети.
4. Мавзолеи Арыстан-Баб и Бабаджи-Хатун. Работа в группах.
5. Мавзолеи Айша-Биби и Х.А. Яссауи.
Задание:
Сделать краткий конспект в тетрадях;
Составить вопросы от группы;
Сделать схему или класстер по своему вопросу.
Выбрать выступающего.
3. закрепление: Выступление групп, вопросы групп друг другу.
4. подведение итогов. д\з пар. 18.
Сабақ \урок № 19. Дата: 3.12.13..
Пән\предмет: история Казахстана. класс: 7
Такырып\тема: Религия и культура. Распространения ислама.
Мақсат\Цели – рассказать о распространении различных религиозных верований, о влиянии мусульманской религии на развитие культуры в Казахстане; развить навыки составления опорного конспекта; воспитать уважение к различным религиозным верованиям.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: развитие архитектуры и строительства.
Устный опрос:
Декоративно-прикладное искусство.
Архитектура и строительство.
Особенности архитектуры.
2. изучение новой темы.
План:
1) Доисламские верования.
2)Влияние исламской религии на развитие культуры.
3) Укрепление позиций ислама.
1) Доисламские верования.
На территории Казахстана в средние века были распространены различные религиозные верования. Это доисламские верования жителей Каз-на.
Доисламские верования
Поклонение огню поклонение богу неба(тенгри) Культ барана христианство зороастризм
Культ барана был распространен у огузов и туркмен.баран считался покровителем рода и племен, животным-оберегом.
Распространение огня было связано с верой в очистительную силу огня от злых духов.
Христианство и зороастризм распространилсь по ВШ пути.
2)Влияние исламской религии на развитие культуры.
Начиная с 8 века на территории Казахстана начинаются набеги арабов, которые проповедовали ислам. С проникновением арабов в Каз-н проникает исламская религия.
Полностью процесс распространения ислама в каз-не занял период с 8 по 12век.
Впервые ислам был объявлен гос-й религией в гос-ве Караханидов в 10 веке.
Ислам в Казахстане повлиял на развитие культуры:
Строились мечети и мавзолеи( исламский храм и надгробное сооружение); какие вы знаете мавзолеи?
Распространение арабского языка;
Появление арабских научных знаний;
Развитие архитектуры.
Т. о распространение исламской религии оказало положительное влияние на развитие в Каз-не науки и культуры.
3. закрепление. Дерево мудрости (вопросы на листочках).
4. подведение итогов. д\з пар. 19.
3333750-371475 Какие доисламские верования вы знаете?
С чем связано поклонение огню?
Как называли в средние века бога неба?
Почему огузы поклонялись барану?
Когда и почему распространяется ислам?
Какие изменения происходят в Казахстане в связи
с распространением ислама?
Как назывались надгробные сооружения?
Как называется исламский храм?
Какие вы знаете древние мавзолеи?
Какие религии были распространены в средние века в Казахстане?
338137524765-30480024130
-409575103505
3381375147320
Сабақ \урок № 30 дата: 13.01.11.
Пән\предмет: История Казахстана класс:7
Такырып\тема: Экономическое положение Казахстана в 14-15 вв.
Мақсат\Цели – дать представление о развитии хозяйства и городов Казахстана в 14-15 веках; развить навыки работы с текстом учебника; воспитать интерес к культуре и хозяйству Казахстана.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з: тест-самоконтроль на тему: Государственно-административное устройство.
2. Изучение новой темы:
План:
1) развитие скотоводства.
2) Развитие земледелия.
3) Города и сельские поселения.
4) Развитие ремесел.
1) развитие скотоводства
В 13 веке из-за нашествия монгол в Казахстане приходят в упадок все виды хозяйства. И только в 14-15 веках начинается возрождение с\х, городов и ремесел. Основным видом кочевников как и до монгольского нашествия осталось скотоводство, но оно приобретает разный характер в разных регионах страны.
Виды скотоводства в 14-15 вв.
Оседлое Полукочевое Кочевое
Южный Казахстан Жетысу Центральный, Северный, Западный Казахстан
В Южном Казахстане помимо оседлого скотоводства занимались и земледелием. Почему?
2) Развитие земледелия.
В 14 веке особое развитие земледелие получило на юге и юго-востоке Казахстана. Земледелием здесь занимались в основном по берегам рек и притоков. Близ городов Отрар, Сыгнак, Сайрам строились оросительные системы, это говорит о том что землиделие было орошаемым.
3) Города и сельские поселения.
После монгольского нашествия многие города Казахстана были разрушены, и только в 14-15 вв. Начинают востонавливаться. Во многих городах возобновляется городская жизнь – Туркестан, Отрар, Сузак, Сыгнак, Сауран, Сюткент, Аккорган и др. Как развивались города? Найти на стр. 121.
4) Развитие ремесел.
В 14в. Городское население занималсь в основном ремеслами.
Виды ремесел 14-15 вв.:
Гончарное дело;
Кирпичеобжигательное дело
Медницкое дело
Бронзолитейное дело
Ювилирное ремесло
Стеклодувное дело
Косторезное дело
Каменотесное ремесло.
3. закрепление: стр. 123- вопросы и задания.
4. подведение итогов. д\з пар. 29.
Сабақ \урок № 31. Дата: 20.01.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс:7
Такырып\тема: Этнополитические процессы в Казахстане.
Мақсат\Цели – рассказасть о начале сложения казахской народности и предпосылках этого исторического события; развить навыки составления опорного конспекта; воспитать патриотические чувства.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Экономическое положение Казахстана в 14-15 вв.
Устный опрос:
1) развитие скотоводства.
2) Развитие земледелия.
3) Города и сельские поселения.
4) Развитие ремесел.
2. изучение новой темы.
План:
1) Древние родственные признаки.
2) Этнические изменения в средние века.
3) Формирование этнополитической общности в Казахстане.
1) Древние родственные признаки.
Каждый народ в мире прошел процесс формирования. Этот процесс занимает тысячелетия в истории любого народа(этноса). Таокй процесс прошел и казахский народ.
В эпоху бронзы( 2-1 тыс. До н.э.) на территории Казахстана проживали племена андроновцы, котрые были европеоидной внешности.
В эпоху железа(с 1тыс. До. Н.э.) Казахстан заселяли племена саки, уйсуны, канлы, сарматы. Они также были с европеоидными чертами лица.
После вторжения в Казахстан гуннов и в результате смешения племен усилились монголоидные черты лица у племен Каазсхтана. После моногльского нашествия эти черты усилились в 13 в.
Вообще монгольское нашествие отодвинуло процесс формирования казахской народности на 150-200 лет.
2) Этнические изменения в средние века.
Стр. 144-145 прочитать пункт и объяснить влияние монгольского нашествия на формирование этноса.
3) Формирование этнополитической общности в Казахстане.
Этнополитическая общность – население одного исторического региона.
На формирование этнополитической общности казахов огромное влияние оказали племена кыпчаки и племена Белой Орды, которые впоследствии вошли в состав Казахского ханства.
Изучать процесс формирования каазхской народности историкам помогают этнография, антропология, археология.
Т.о. в 14-15 завершилось формирование казахского этноса.
3. закрепление: стр. 147 вопросы.
4. подведение итогов. д\з пар. 30.
Сабақ \урок № 32. Дата: 3.02. 11.
Пән\предмет: история Казахстана класс:7
Такырып\тема: Развитие культуры Казахстана в 14-15 вв.
Мақсат\Цели – показать развитие материальной и духовной культуры казахов, развить навыки работы с таблицей и текстом учебника; научить ценить культурные достижения и ценности, воспитать уважение к духовному наследию предков.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Завершение формирования казахской народности.
Устный опрос учащихся:
Образование казахской народности
Происхождение термина «казах».
Термин «алаш» и казахские жузы.
2. изучение новой темы.
План:
1) Материальная культура.
2) Духовная культура.
1) Материальная культура.
Культура делится на два вида: материальная и духовная культура.
Материальная культура связана с хозяйством народа, его домашними и бытовыми предметами обихода.
Духовная культура связана с вида искусства и религиозными представлениями, национальными традициями и обычаями, языком и письменностью.
В 14-15 вв. В Казахском ханстве глвным занятием являлоясь кочевое скотоводство, поэтому вся материальная культура была связана с этим видом хозяйства.
Юрта – переносное жилище кочевников.
Юрта состояла из шанырака – отверстия в потолке, Уыки – жерди соединявшие кереге и шанырак, кереге – решетка вокруг юрты.
Юрта различалась по социальному положению населения. У богатых баев были большие, украшенные узорами и дорогими украшениями юрты. У бедняков маленькие неприметные юрты. Существовали специальные юрты для праздников, например свадебные юрты. Юрты изготавливались мастерами.
В местах с земледельческим видом хозяства основным жилищем были дома из дерева и глины.
Одежда и обувь изготавливались из шерсти, кожи, шкур домашних животных.
Основная пища – мясо, молоко, масло, кумыс – молоко кобылицы, шубат – напиток из верблюжъего молока.
Материальная культура связана и с видами ремесел казахов- стр. 132 – найти.
2) Духовная культура.
Заполнить таблицу – стр. 133-136.
Устное народное творчество Письменная литература Музыкальное искусство Религиозные верования
3. закрепление:
1) см. Наглядный материал
2) вопросы стр. 136
4. подведение итогов. д\з пар. 32.
Сабақ \урок № 34. Дата: 10.02.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс:7
Такырып\тема: Архитектура Казахстана в 14-15 вв.
Мақсат\Цели – дать представление о развитии архитектуры в Казахстане в 14-15 веках, охарактеризовать мавзолеи этого периода и рассказать о прикладном искусстве; развить навыки работы с материалом учебника и наглядным материалом; воспитать духовно-нравственные качества учащихся.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока - комбинированный
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Развитие культуры Казахстана.
Устный опрос:
- Материальная культура.
- Духовная культура.
- письменная и устная литература
- Музыкальное искусство.
- Религиозные верования.
2. Изучение новой темы.
План:
1) Архитектура 14-15вв.
2) Мавзолеи.
3) Прикладное искусство.
1) Архитектура 14-15вв.
Что такое архитектура? Это искусство строения зданий, зодчества.
В Казахстане архитектура достигла своего расцвета 10-12вв. Но в 13 произошло монгольское нашествие и многие памятники и города были разрушены. Только в 14-15 вв начинает возрождаться городская культура и вместе с ней и архитектурное строительство в Казахстане.
В 10-12вв. Появляются архитектурные сорружения связанные с распространением ислама в Казахстане:
Мечети-?
Мавзолеи-?
Балбалы-?
Мавзолеи 10-12вв – Айша-Биби и Бабаджа-Хатун.
В 14-15 вв. Появляется множество новых архитектурных сооружений, особенно мавзолеев, т.к. монголы укрепили позиции ислама в Казахстане.
2) Мавзолеи.
Мавзолеи Казахстана в 14-15вв.
Х. А. Йассауи Арыстан –Баба Кок-Кесене Алаша хана
Зачитать описание мавзрлеев стр. 159-160.
3) Прикладное искусство.
Прикладное искусство – вид искусства связанный с архитектурой, украшение орнаментами, узорами.
К пркладному искусству 14-15 вв. Относятся такие новшества:
Арки, своды, купола.
Разноцветные кирпичи
Использование глазурованной краски
Росписи, рельефы, орнамент.
3. закрепление: стр. 162- вопросы и задания.
4. подведение итогов. д\з пар. 33.
Сабақ \урок № 36 дата: 24.02.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Предпосылки образования казахского национального государства.
Мақсат\Цели – рассказать о предпосылках образования Казахского ханства, то есть о политической обстановке накануне образования единиго казахского государства; развить навыки работы с наглядным и раздаточным материалом; воспитать патриотические чувства.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный, групповой
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Архитектура Казахстана в 14-15 вв.
Устный опрос:
1) Архитектура 14-15вв.
2) Мавзолеи.
3) Прикладное искусство.
2. Изучение новой темы.
План:
1) Политическое положение в Казахстане накануне создания единого государства.
2) Керей и Жаныбек.
1) Политическое положение в Казахстане накануне создания единого государства.
Давайте вспомним, какие государства существовали на казахской земле до Казахского ханства? ( Караханидов, огузов, тюрков, Золотая Орда, Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира)
А какие племена в них проживали? (тюркоязычные)
Все тэи племена войдут в состав Казахского ханства, основу составят племена Белой Орды и кыпчакские племена.
Казахские племена проживали в регионах : р. Ишим, Туркестане, на р. Иртыш, в Центральном Каз-не, Жетысу, оз. Зайсан, на р. Или, Чу, Талас, по берегам рек Сырдарья и Амударья, на юге Каз-на.
В 15 веке создаются политические условия для образования национального государства казахского народа. Эти условия и явились предпосылками создания Казахского ханства.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Т. о все предпосылки подготовили почву для создания единого государства.
2) Керей и Жаныбек.
Образование Казахского ханства связано с именами султанов Жанибека и Керея.
В 15 веке Ханство Абулхаира и Могулистан пришли в упадок. Большинство племен Ханства Абулхаира сплотились вокруг султанов и откочевали в Западное Жетысу, где образуют Казахское ханство в 1465-66гг. Перым ханом станет – Керей.
3. закрепление: 1)кроссворд
2) воспроыс на стр. 166.
Ответы на кроссворд: 1 – Могулистан 2- Абулхаир 3- Жанибек 4- Отрар 5- Саки 6- Алаш 7- Сырдарья 8- Тараз 9- Сырыарка 10- Кыпчак 11- Туркестан 12 – Жетысу.
4. подведение итогов. д\з пар. 34.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Предпосылки образования Казахского ханства
Укрепление экономических, культурных, хозяйственных связей населения.
Образование тесных взаимосвязей по языку, материальной и духовной культуре.
Появление солидарности казахских племен.
Кризис в Ханстве Абулхаира и Могулистане.
Кровопролитные войны и междоусобицы в 15 в.
Сабақ \урок № 37 дата: 3.03.11.
Пән\предмет: исторрия Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Образование Казахского ханства.
Мақсат\Цели – рассказать об образовании Казахского ханства, о его территории, социальном и этническом составе; развить навыки работы с текстовым материалом учебника; воспитать патриотические чувства.
Әдіс – тәсілдер\метод – словсеный, наглядный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Предпосылки образования Каз. х-ва.
Устный опрос:
1) Политическое положение в Казахстане накануне создания единого государства.
2) Керей и Жаныбек.
2. Изучение новой темы.
План:
1) Борьба султанов Жанибека и Керея.
2) Создание Казахского ханства.
3) Территория и население Казахского ханства.
1) Борьба султанов Жанибека и Керея.
Одной из предпосылок образования Каз.х-ва являлся упадок ханства Абулхаира. Почему это произошло? В начале 15 в. На ханство Абулхаира напали племена ойраты, из-за этого оно пришло в упадок, а также из-за начавшихъся в ханстве междоусобиц.
Абулхаир потерпел поражение в борьбе с ойратами, что население против него.
Воспользовавшись сложным положением в государстве султаны Жанибек и Керей, объединив племена откочевали из ханства Абулхаира в Могулистан( Жетысу).
Абулхаир преследовал эти племена и с некоторыми успел расправится.
2) Создание Казахского ханства.
В это время правителем Могулистана был Есен-Буга. Он выделил земли казахам в Жетысу. Племена переселившиеся назвали узбек-казахами. Всего – 200 тыс. Человек.
В обмен они помогали в борьбе с ойратами.
Средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Каз.х-ва к 1465-66гг.
В западном Жетысу образовалось Каз.х-во(15 век). Ставка – г. Козыбасы.
Т.к. и Жанибек и Керей были чингизидами(Кто это?) оба они могли стать ханами.
Но первым ханом по старшинству стал Керей.
3) Территория и население Казахского ханства.
В начале территория Каз. х-ва простиралась от р. Чу до р. Талас., но впоследствии она раширится до р. Урал.
В 15 в. После смерти есен-Буги население Могулистана и его территория войдет в состав Каз. х-ва.
В конце 15в. В Каз.х-во перекочует население Ногайской Орды и Сибирского ханства.
Это способствовало его укреплению и расширению.
К концу 15в. Ханство относительно укрепилось экономически и стало развивать свое хозяство.
3. закрепление:
1) тесты на стр. 171.
2) вопросы устно на стр. 171.
4. подведение итогов. д\з пар. 35.
Сабақ \урок № 38 дата: 10.03.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Мақсат\Цели – рассказать о внутреннем положении Казахского ханства в 15 веке и о внешней политике; развить навыки работы с текстом, научить составлять хронологическую таблицу; воспитать уважение к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, самоконтроля, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: образование Казахского ханства.
Тест-самоконтроль:
1. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события в двух существующих тогда государствах:
А) Ханство Абулхаира и Мавераннахр
В) Мавераннахр и Могулистан
С) Ханство Абулхаира и Могулистан
Д) Белая Орда и Ногайская
Е) Ногайская и Золотая Орды.
2. Первоначально Казахское ханство было образовано на территории:
А) Южного Казахстана В) Средней Азии С) Центрального Казахстана Д) Жетысу Е) Сарыарки
3. Кто являлся ханом Могулистана на момент создания Казахского ханства?
А) Абылай В) Жанибек С) Есен-Буга Д) Керей Е) Касым
4. Дата образования Казахского ханства:
А) 1465-66гг. В) 1365-66гг. С) 1265-66гг. Д) 1456-66гг. Е) 1455-56гг.
5. Основателями Казахского ханства считаются султаны:
А) Абылай и Абулхаир В) Жанибек и Керей С) Есен-Буга и Жанибек Д) Керей и Абулхаир
Е) Касым и Есим
6. Султаны с племенами откочевали с территории ханства Абулхаира в:
А) Белую Орду В) Мугулистан С) Ногайскую Орду Д) Сибирское ханство Е) Россию
7. Первым ханом Казахского ханства стал:
А) Абылай В) Жанибек С) Есен-Буга Д) Керей Е) Касым
8. Племена, перекочевавшие из ханства Абулхаира назвали:
А) кыпчаки В) узбек-казахи С) узбеки Д) киргизы Е) каракалпаки
9. Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства:
А) Аль-Фараби В) аль-Марвази С) М. Х. Дулати Д) Ибн Бируни Е) Идриси
10. Численность населения Казахского ханства, когда оно образовалось составляло:
А) 100 тыс. Человек В) 200 тыс. С) 300 тыс. Д) 400 тыс. Е) 500 тыс. Человек
2. изучение новой темы.
План:
1) Внутреннее положение.
2) Внешнее положение.
3) Историческое значение образования Казахского ханства.
1) Внутреннее положение.
Первый хан – Керей.
3 задачи:
1- восстановить порядок использования пастбищных угодий
2 – подчинить присырдарьинские города: Сузак, Отрар, Туркестан, Сыгнакстр. 172.
3 – объединить казахские племена.
Почему эти задачи ставил хан?
На территории ханства шел хозяйственный рост, восстанавливались отрасли хоз-ва, города, ремесло и торговля. Появляются новые торговые связи с другими государствами.
Захват присырдарьинских городов стал наиболее важным т.к. они находились на торговых путях.
2) Внешнее положение.
На протяжении 30 лет казахские ханы вели борьбу за присырдарьинские города с внуком Абулхаира Шаибани и его потомками.
В 70-х гг. они присоединили побережье Сырдарьи и районы Каратау.
Хронологическая таблица:
1470г. Воиска хана Керея вторглись в Туркестан, а Жаныбек в Сузак.
80-е гг. 15 в. Шайбани соверщил поход на Казахское ханство и захватил Аркок и Сыгнак.
2-я половина 15в. Заключены непрочные военные союзы с шайбанидами, тимуридами.
1482-85гг. Хан Могулистана завоевал Ташкент и Сайрам. Хан Шайбани пошел на перемирие.
В к. 15 в. Закончилась война с династией Шайбанидов.
3) Историческое значение образования Казахского ханства.
Найти на стр. 174. И записать.
3. закрепление: стр. 175 – тест и вопросы самопроверки.
4. подведение итогов. д\з пар. 36.
Сабақ \урок № 39 дата: 17.03.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс:7
Такырып\тема: Хан Касым ( 1511-1515гг.)
Мақсат\Цели – рассказать об особенностях правления в Казахском ханстве хана Касыма, его внутренней и внешней политике; развить навыки работы с учебником, тестами; воспитать уважение к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, проблемный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Устный опрос учащихся:
1) Внутреннее положение.
2) Внешнее положение.
3) Историческое значение образования Казахского ханства.
2. изучение новой темы.
План:
1) Возвышение Казахского государства.
2) Внутренняя политика хана Касыма.
3) Внешняя политика хана Касыма.
1) Возвышение Казахского государства.
В начале 16 в. Султаном Казахского ханства был назначен сын Жанибека – Касым.
Султан – руководитель улуса( района).
А ханский титул достался сыну Керея – Бурундуку( 1480-1511гг.)
Но фактически власть в государстве оставалась за султаном Касымом. В результате соперничества Бурундук был изгнан из страны. Ханом стал в 1511 г. Касым.
Во время его правления:
укрепилось политическое и экономическое положение государства;
укрепилась власть хана;
ослабилась власть феодалов;
расширилась территория ханства;
укрепился международный авторитет;
Воиска хана Касыма составили 300 тыс. Человек.
Население увеличилось до 1 млн. Человек.
Был создан свод законов хана Касыма – «Касым ханнын каска жолы» ( Проторенный путь Касыма).
2) Внутренняя политика хана Касыма.
Политико-административным центром Казахского ханства стал г. Сыгнак. Но после завоевания Туркестана он стал столицей Каз.х-ва.
Были установлены связи с государствами: найти на стр. 177( Россия, Поволжье, Сибирское х-во).
На юге были завоеваны территории присырдарьинского региона, поймы рек Или, Чу, Талас.
3) Внешняя политика хана Касыма.
В начале 15 ослабло государство Могулистан в Жетысу, и фактически власть здесь установил хан Касым.
Главная задача во внешней политике хана Касыма – борьба за присырдарьинские города с правителем Мавераннахра ханом Шайбани. Он препятствовал усилению Каз.х-ва.
Война с ханом Шайбани
Дата Событие
1501,1505, 1506гг. 1509г. 1510г. Зима 1510г. 3. закрепление: 1) проверка таблицы.
2) вопросы и тесты на стр. 179.
4. подведение итогов. д\з пар. 37
Сабақ \урок № 40 дата: 7.04.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Хан Хакназар (1538-1580гг.)
Мақсат\Цели – рассказать о развитии Казахского ханства в период правления хана Хакназара, об отношениях ханства с соседними государствами; развить навыки работы с текстом учебника; воспитать уважение и интерес к истории своей Родины, патриотизм.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Хан Касым (1511-1515гг.)
Устный опрос учащихся:
1) Возвышение Казахского государства.
2) Внутренняя политика хана Касыма.
3) Внешняя политика хана Касыма.
2. изучение новой темы.
План:
1) Усиление Казахского ханства при хане Хакназаре.
2) Вхождение Ногайской Орды в состав ханства.
3) Отношения Казахского ханства с Россией, Могулистаном и с узбеками.
1) Усиление Казахского ханства при хане Хакназаре.
После смерти хана Касыми в 1515г. в Казахском ханстве начался политический кризис, который длился 15 лет. В результате ханство заничительно ослабло.
Укреплять и восстанавливать ханство выпало сыну хана Касыма Хакназару.
Хан Хакназар правил в 1538-1580гг., он прилагал много усилий для укрепления международного положения ханства, уделял много внимания развитию торгово-экономических связей с соседними государствами.
При хане Хакназаре укрепилось ханство и расширилась территория.
2) Вхождение Ногайской Орды в состав ханства.
В это время в Ногайской Орде ( между Волгой и Уралом) велись непрерывные междоусобицы. Население доведено до обнищания. В результате племена начали откочевку из Ногайской Орды в Казахское ханство. Хан Хакназар стараясь расширить территорию вытеснил ногаев к Дону, сделав Казахское ханство еще могущественнее.
Распад Ногайской Орды прижвинул границы Русского государства к Казахскому ханству. Это положило начало русско-казахским отношениям.
3) Отношения Казахского ханства с Россией, Могулистаном и с узбеками.
Самостоятельно заполняют со стр. 181-182.
С Русским государством С Могулистаном С узбеками
Посланы послы, развитие торговых отношений, военный союз против хана Кучума. Велись военные действия за территорию. Прекратились военные действия с узбеками, воцарился мир.развитие хозяйственных связей.
В 1579г. правительТашкента Баба-султан подослал убийц в Казахское ханство, которые убили сыновей хана, а позднее и его самого.
3. закрепление: стр. 183 – вопросы и задания.
4. подведение итогов. д\з пар. 38
Сабақ \урок № 42 дата: 21. 04. 11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Хан Есим (1598-1628 гг.)
Мақсат\Цели – объяснить особенности правления хана Есима, рассказать о политических и экономических изменениях в государстве; развить навыки работы с тестами; воспитать уважение и интерес к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Хан Тауекель ( 1582-1598гг.)
Устный опрос учащихся:
внутренняя политика Тауекеля.
Внешняя политика Тауекеля.
2. изучение новой темы.
План:
1) Внутренняя и внешняя политика хана Есима.
2) Политика по отношению к Восточному Туркестану.
3) Мятеж хана Турсуна.
1) Внутренняя и внешняя политика хана Есима.
После смерти хана Тауекеля его титул перешел младшему брату – Есиму, который правил ханством в 1598-1628гг. он был опытным военачальником и одаренным политиком. Заключил сразу после принятия титула с ханом Бухары перемирие, стремился установить мирные экономические связи с городами Средней Азии.
Главной цель – было преобразование Казахского ханства в единое централихованное государство.
Особое внимание уделял укреплению военной мощи государства.
Наделил широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей занти.
В нач. 17 политическое положение ханства стабилизировалось, но внутри страны усились междоусобицы. На юге хан Турсун объявил себя правителем –ханом.
Столица – г. Туркестан.
Хан Есим издал уложение степных заокнов, получивших название «Исконный путь Есима» или «Есим ханнын ескі жолы», где содержались правила пользования пастбищь, взаимоотношений между людьми.
Однако мир с Бухарой продлился недолго. В 1603 г. хан бухары напал на казахские земли.
Казахско-бухарская война – более 20 лет, 1603-1624гг.
В 1613г. хан Есим захватил г. Самарканд, разбив бухарские воиска.
Все время нападали бухарцы, но получали отпор.
2) Политика по отношению к Восточному Туркестану.
В 16 в. Распался Могулистан, хан Есим вел политику захвата Восточного Туркестана.
Но власть здесь захватил хан Турсун, поддерживаемый родом катаган.
3) Мятеж хана Турсуна.
В 1621г. состоялось сражение казахских воинов ханов Есима и Турсуна. Победу одержал Есим. Род катаган был подвергнут уничтожению. Мятеж хана Турсуна назван «Катаганское побоище».
3. закрепление: стр. 186, 190 – решение тестов.
4. подведение итогов. д\з пар. 43
Сабақ \урок № 43 дата: 28.04.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс:7
Такырып\тема: Казахское ханство в период правления хана Тауке (1680-1715гг.)
Мақсат\Цели – дать представление о правлении хана Тауке, особенностях его внутренней и внешней политики, рассказать о джунгарском нашествии; развить навыки работы с материалом учебника; воспитать уважение и интерес к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, проблемный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Хан Хакназар (1538-1580гг.)
Устный опрос учащихся.
План:
1) Политическое положение ханства до провозглашения хана Тауке.
2) Влияние внешнего положения на ослабление ханства.
3) Укрепление верховной власти при Тауке.
4) «Жеты Жаргы».
5) Внешнее положение ханства.
1) Политическое положение ханства до провозглашения хана Тауке.
В 17 в. Внутреннее и внешнее положение ханства было сложным. Внутри государтсав не утизали раздоры и распри, соперничество занти за власть. Это привело к образованию в каждом жузе отдельного ханства и хана. Эти условия припятствовали объединению ханства и создавали угрозу вторжения извне.
Ханство практически разделилось на отдельные владения, власть хана не распространялась на всех.
2) Влияние внешнего положения на ослабление ханства.
В этот сложный период ханом стал сын Есима – Жангир ( 1629-1652гг.) за героические подвиги в борьбе с джунгарами его прозвали Салкам(внушительный).
Во время его правления образовалось в 1635г. Джунгарское ханство(ойраты), которое начинает нашествия на Казахское ханство.
Целью джунгарских захватчиков было – было расширить территорию и захватить присырдарьинские города.
В 1643г. состоялось крупное сражение джунгаро-казахских воиск – Орбулакское, в котором 600 воинов казахов противостояло 50 тыс. Джунгар.( стр. 193 зачитать)
В 1665г. джунгары завоевали Восточный Туркестан.Вторгшись в Жетысу и Южный Казахстан они разгромили казахские аулы и города.
3) Укрепление верховной власти при Тауке.
Боровшийся с джунгарами хан Жангир так и погиб в бою. После него ханом стал его сын
Тауке (1680-1715гг). во время своего правления он пытался покончить с феодальными распрями и создать сильное централизованное государство.
Столицей стал город Туркестан.
Хан Тауке опирался на ханский совет и совет биев. При их поддержке он вел борьбу с аристократией и феодалами. Все спорные вопросы решались на совете биев. Три влиятельных бия помогали ему править в ханстве – Толе би, Айтеке би, Казыбек би.
На стр. 195 см. Портреты и биографии.
При их помощи тауке сумел объединить три жуза и установить свою власть над ними.
4) «Жеты Жаргы».
Заняв ханский престол, тауке разработал свод законов при помощи трех биев. Этот свод законов получил название «Жеты Жаргы» - Семь установлений. Эти законы регулировали общественные отношения в 17-18вв.
Эти законы способствовали усилению ханства и объединению народа.
По закону Хан – верховнй правитель, единственный властитель всех родов.
Права хана: найти на стр. 197.
По законам был наложен запрет на междоусобицы.
Был установлен ежегодный курултай, на который должны были все являтся с оружием.
К правовой ответственности привлекали с 13 лет.
5) Внешнее положение ханства.
Внешнее положение ханства оставалось сложным из-за набегов джунгар. В 1680г. они напали на Южный Казахстан.
В 17-18 вв. Джунгарские феодалы непрерывно совершали набеги на земли казахов.
В 1710г. возле Каракумов собрался курултай, на котором решено собрать ополчение против джунгар. Во главе воиска встал Богенбай батыр.
3. закрепление: стр. 199 вопросы для самопроверки.
4 подведение итогов. д\з пар. 41
Сабақ \урок № 44 дата: 29.04.11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Система правления в Казахском ханстве.
Мақсат\Цели – дать основные понятия и титулы в системе правления Казахского ханства, рассмотреть социальный состав государства; развить навыки познавательно-поисковой работы с текстом учебника; воспитать интерес и уважение к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, познавательно-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Каз. ханство в период правления Тауке.( 1680-1715гг.)
Устный опрос:
1) Политическое положение ханства до провозглашения хана Тауке.
2) Влияние внешнего положения на ослабление ханства.
3) Укрепление верховной власти при Тауке.
4) «Жеты Жаргы».
5) Внешнее положение ханства.
Карточки: заполните схему:
«Жеты Жаргы»
2. изучение нвой темы.
План:
1) Национальная система управления.
2) казахский хан.
3) Социальный состав Казахского ханства.
1) Национальная система управления.
Казахское общество делилось на: ак суйек( белая кость) – знать, феодалы, чингизиды и кара суйек (черная кость) – скотоводы, земледельцы, рабы.
Общественный строй состоял из 7 ступеней:
Аул – первая родовая ячейка общества, состоял из нескольких семей. Глава аула – аулбасы.
Ата аймак – состоял из нескольких аулов. Глава – аксакал.
Род состоял из 10-15 аймаков. Глава – рубасы.
Арыс – состоял из нескольких родов, которым управлял бий.
Улус – из нескольких арысов. Глава – султан.
Жуз – из нескольких улусов. Три жуза- младший, средний, старший. Правитель – хан.
Ханство из трех жухов. Во главе – хан.
Важнейшие вопросы решались на курултае.
2) казахский хан.
См. Схему на стр. 202, найти обязанности хана и выписать.
3) Социальный состав Казахского ханства.
Крестьяне – шаруа.
Феодалы – потомки Чингисхана – чингизиды, руководители племен, родов, баи(богачи), бии, батыры( воины).
Религиозные служители также относились к белой кости – имамы, хаджи.
3. закрепление:
Стр. 203 вопросы и задания.
4. подведение итогов. д\з пар. 42.
Сабақ \урок № 45 дата: 5. 05. 11.
Пән\предмет: история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Экономическое положение Казахского ханства в 16-17 вв.
Мақсат\Цели – дать представление об основных занятиях и видах хозяйства в Казахском ханстве, рассказать о развитии городской культуры; развить навыки работы в группах и умение пользоваться материалом учебника; воспитать уважение к культуре своих предков.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, групповой.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. проверка д\з на тему: Система правления в Казахском ханстве.
Устный опрос:
1) Национальная система управления.
2) казахский хан.
3) Социальный состав Казахского ханства.
2. изучение новой темы.
План:
1) Кочевое животноводство.
2) Кочевья казахов.
3) Земледелие.
4) Состояние городов.
1) Кочевое животноводство.
В 16-17 вв. Главной отраслью хозяйства оставалось – кочевое и полукочевое скотоводство.
У каждого рода были свои маршруты кочевий.
Кочевья казахов носили свои названия:
Зимнее – кыстау.
Весеннее – коктеу.
Летнее – жайляу.
Осеннее – кузеу.
Кочевое скотоводство преобладало на основной территории, полукочевое на юго-востоке и юго-западе, земледелие и осодлое скотоводство на юге Казахского ханства.
2) Кочевья казахов.
Класс делится на 4 группы:
Зимнее – кыстау.- 1 группа
Весеннее – коктеу.- 2 группа
Летнее – жайляу.- 3 группа
Осеннее – кузеу.- 4 группа.
Задание:
1) Основные занятия казахов на кочевье.
2) Отличие кочевья.
3) Составить 2-3 вопроса классу.
3) Земледелие.
Регионами земледельческой культуры в Казахстане были Жетысу и южный Каз.
Поймы рек – Чу, Или, Талас, Сырдарья, Арысь.
Бедняки, занимавшиеся земледелием назывались Жатаки.
Земледелием занимались по берегам рек и озер.
Выращивали: рис, фрукты, пшеницу, ячмень, просо, овес.
4) Состояние городов.
Во времена монголо-татарского нашествия в 13 в. Города были сильно разрушены. И только в 15-16 вв. Они начнут востанавливаться.
Читают о городах на стр. 208-209.
3. закрепление: стр. 210 – вопросы и задания.
4. подведение итогов. д\з пар. 43
Сабақ \урок № 46-47 дата: 5-12. 05.11.
Пән\предмет : история Казахстана класс: 7
Такырып\тема: Культура казахского народа.
Мақсат\Цели – дать представление о развитии культуры в Казахском ханстве в 16-17 веках, дать общую характеристику основым направлениям материальной и духовной культуры; развить навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитать уважение к культурным традициям и достижениям прошлого.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный, проблемный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
1. Проверка д\з на тему: Экономическое положение Казахского ханства.
Устный опрос учащихся:
1) Кочевое животноводство.
2) Кочевья казахов.
3) Земледелие.
4) Состояние городов.
2. изучение новой темы.
План:
1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.
2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.
1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.
Более интенсивно развитие культуры происходило в городских и ремесленных центрах. Культура развивалась в двух направлениях: духовная и материальная.
На развитие культуры бедственное последствие оказали казахско-джунграские войны в 16-17вв.
Одним из самых распространенных видов духовной культуры у казахов стало УНТ и устная литература( фольклор).
Жанры УНТ:
Сказки
Легенды
Пословицы и поговорки
Песни и сказания
Эпосы
В песенном искусстве творителями стали акыны, жырау, салы и серы.
Акыны и жырау – поэты-импровизаторы.
Салы и серы – поэты-песенники.
Знаменитые акыны и жырау: Жиимбет, Бухар, Маргаска, Актамберды, Умбетей.
Зачитать с учебника стр. 212.
В 14в. Распространенным языком был кыпчакский.
В 15 в. Сформировался как самостоятельный язык – каз.яз., и с этого времени появляются письменные произведения на каз.яз.
В 16-17вв. Ислам официально стал гос. религией казахов.однако вместе с ним присутствовало тенгрианство. а также поклонение огню.
Особое распространение ислам получил на юге Казахстана.
В похоронных обрядах наблюдались традиции тенгрианства.( стр. 214 – читают)
2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.
Юрта – основное жилище тюркских кочевых народов. Казахи относились к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием.
Юрта – передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, отделанное украшениями из серебра, была очень очень удобна для кочующих казахов.
Структура Юрты
Шанырак Кереге Уыки Сыкырлауык( вход)
Просмотр презентации. Задание – найти понятие основных структурных элементов юрты.
Юрту ставили так, чтобы смотрела на Восток, связано с поклонением солнцу.
Почетное место в юрте – торе.
Зимовки – зимние жилища кочевников.
На юге Казахстана практиковался оседлый образ жизни и развивалась городская культура, поэтому юрта была бы непрактичным для этого населения жилищем
Здесь применялись жилища – землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы, из камней и сырцового кирпича.
Одним из ярчайших элементов казахской материальной культуры является национальная кухня и посуда
Народные умельцы изготавливали посуду из природного материала: из древисины дуба и березы, чугуна, золота, серебра, шкур животныхСуществует множество пословиц и поговорок связанных с едой.
Традиционный напиток казахов из верблюжьего молока- Шубат
Из кобыльего молока казахи готовили- Кумыс
Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей жаренных на масле - Куырдак
Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса- Жент
При изготовлении ювелирных украшений казахи отдавали предпочтение: серебру и золоту
В изготовлении одежды казахи использовали: мех и войлок, х\б ткань, шелк, парчу и бархат.
Выписать элементы одежды со стр. 215.:
- тон,
-чекпен,
- тымак,
-саукеле,
-кимешек,
-кундик.
3. закрепление: стр. 216- вопросы и тесты для самопроверки.
4. подведение итогов. д\з пар. 44-45