Поурочные планы по истории Казахстана

Сынып____ К_ні_____________

Такырып/ Тема: Тема урока: КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX - НАЧАЛЕ XIII ВЕКОВ
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Максат/Цель: : Сравнивая памятники культуры, объяснить детям об изменениях в схемах планировки и застройки городов, общественных зданий, мастерских, жилых домов.
Окыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:
а) образовательные:
изучение темы по плану;
б) развивающие:
навыки самостоятельной работы
умение анализировать.
в) воспитательные:
формировать нравственные качества;
любовь и интерес к истории.
СабаK турі/ Тип урока: комбинированный.
К_рал-жабдыKтар, к™рнектіKaралдар/ Оборудование, наглядные пособия: схема, тесты, Карта Республики Казахстан, рисунки, альбом «Древний Отрар».
€діс-т‰с‰ілдер/Методы: системный.
СабаK барысы. Ход урока.
1. aйым достыру кезені./Оргмомент.
Настроить учащихся на урок.
2. Актуализация знаний
Жана такырып./ Изучение нового материала.
План урока:
Возникновение и рост числа городов.
Изменения в градостроительстве.
Жилища.
Рассказ учителя с опорой на таблицу и карту.
Начиная урок, показываем средневековые города на карте Республики Казахстан, подчеркивая, что большинство средневековых городов находились в Южном Казахстане и Жетысу: Отрар, недалеко от современного Шым-кента, Туркестан, Сауран, Талхиз (возле Талгара), Ал-мал ы и др.
В середине средних веков на территории Казахстана стала развиваться оседлая культура и возникли новые города.
Обращаем внимание на возросшее число городов.
В чем причина?
Во-первых, возросло значение городов.
Во-вторых, люди, которые ранее вели наполовину кочевой образ жизни, занимались скотоводством, теперь стали оседать в городах как постоянные жители. Приводим примеры.
Дальше города росли не только численно, но и по своим площадям, численности населения.
По площади городов мы их делим на три группы.
К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и др.
Вторая группа включает городища площадью от 15 до 30 гектаров. В их число входят Бурух, Хурчуг и др.
В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие городища наиболее многочисленны.
По второму вопросу разбираем особенности в строительстве городов. Чтобы больше узнать о них, проводятся археологические раскопки.
При объяснении вопроса желательно использовать альбом «Древний Отрар».
Также в летописях упоминаются «Улица кочевников», «Улица гончаров», «Улица ювелиров», улицы мастеров по дереву, железу, «Кузнечная» и т.д. С распространением ислама в городах стали возводить мечети. И еще одна особенность в градостроительстве - это появление восточных бань. Останавливаемся на том, что при археологических раскопках были раскопаны местонахождения бань. Такие бани были в Таразе, Туркестане и др. городах.
В средние века города огораживали дувалом. Останавливаемся на их высоте, толщине и на том, что возле жилищ строили сараи для содержания скота.
Затем переходим к третьему вопросу - строительству жилья.
Необходимо сказать и об особенностях, свойственных жилым домам Жетысу. Здесь комнатные помещения в домах соседствовали с помещениями для скота. Двор был посередине, жилище было полностью огорожено.
4.Jорытынды / закрепление.
Диктант на проверку сформированности знаний.

Запись на доске.
Отрар
Тараз
Куйрыктобе
Туркестан
Талгар
Испиджаб
Фараб
Баладж
Алматы
10. Сарайлы
11. Берукет
12. Торайлы

Последовательность диктовки.
Города, расположенные у северных предгорий Каратау.
В каких городах были найдены остатки средневековых бань?
При раскопках какого города были найдены остатки построенных в ряд трехкомнатных домов?
В каких городах средневекового Казахстана имелись монетные дворы?
Близ какого города находятся мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Биби?
Средневековые города, расположенные на берегах реки Кенгир.
Где расположены остатки самой ранней мечети на территории Казахстана?
При раскопках, каких городов были найдена стеклянная посуда, относящаяся к X веку?
Где были обнаружены остатки кузнечных мастерских?
10. В каких городах, в ходе археологических раскопок, были найдены остатки гончарных мастерских?
11. Где были найдены костяные булавки и шахматные фигуры?
12. Из какого города, по свидетельству аль-Макдиси, вывозили на продажу белые ткани?
Ключ: 1 – 2,4,8,10
2 – 2, 5, 8, 10
3 – 3, 7, 10
4 – 2, 8
5 – 9, 10,11
6 – 4, 12
7 – 4
8 – 1
9 – 9
10 – 6
11 – 1
12 - 6

5.СабаKты Kорытындылау/Итоги урока
6. `йге тапсырма беру./ Домашнее задание. Внимательно прочитать §16. Ответить на вопросы в конце темы.




Сынып____ К_ні_____________
Такырып/ Тема: КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
IX - НАЧАЛЕ XIII ВЕКОВ
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Максат/Цель: Рассказать о распространении различных религиозных верований, влиянии мусульманской религии на развитие культуры. Показать развитие науки, охарактеризовать научную деятельность великих ученых Х-ХП веков, их вклад в развитие научной мысли, раскрыть важность их открытий. Рассказать учащимся о развитии научных знаний о языке, письменной литературы, о видных представителях этих отраслей науки, их произведениях.
Научить учащихся ценить труд ученых, поэтов, уметь читать их труды, развить навыки поиска, исследования.
Окыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:
а) образовательные:
изучение темы по плану;
б) развивающие:
навыки самостоятельной работы
умение анализировать.
в) воспитательные:
формировать нравственные качества;
любовь и интерес к истории.
СабаK турі/ Тип урока: комбинированный.
К_рал-жабдыKтар, к™рнектіKaралдар/ Оборудование, наглядные пособия: Карта Республика Казахстан, карта Великого Шелкового пути, рисунок «Мавзолей Айша-Биби». Карта Республики Казахстан, портреты: аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, Ходжа Ахмеда Йасауи.
€діс-т‰с‰ілдер/Методы: системный.
СабаK барысы. Ход урока.
1. aйым достыру кезені./Оргмомент.
Настроить учащихся на урок.
2. ^й жaмысы тексеру проверка § 16-17
Диктант на проверку сформированности
знания исторических терминов.
Запись на доске.
Терракота 7. Мечеть
Ташнау 8. Рабад
Шахристан 9. Мавзолей
Дастан 10. Суф
Ганч 11. Риторика
Тандыр 12. Сандал

Последовательность диктовки.
Среднеазиатская разновидность гипса.
Центральная часть города.
Очаг посреди помещения.
Мусульманский храм.
Обожженная цветная глина.
Поэма.
Глиняный помост для отдыха.
Санитарно-очистительное сооружение.
Очаг (печь).
10. Крытое монументальное надгробное сооружение.
11. Наука о красноречии.
12. Торгово-ремесленная часть города. Ключ: 1 -5
2 – 8
3 – 2
4 – 6
5 – 1
6 – 9
7 – 4
8 – 12
9 – 10
10 – 7
11 – 11
12 – 3

Жана такырып./ Изучение нового материала.

Перед тем как начать объяснять новый урок, знакомлю учащихся с целью и планом урока.
При объяснении темы использую схему:
Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.)
Путь образования, познания
Отрасли наук
Отрар, Бухара, Самарканд, Исфаган, Багдад, Шам
Философия, математика,
музыка, литература, медицина, космология, логика, анатомия, юриспруденция
Изучил труды Платона, Аристотеля, Птолемея, Порфирия
«Энциклопедия наук»,
Изучил труды Архимеда
«Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Предположения по звездам», «Трактат о вакууме» и др.
«Второй учитель» на Востоке после Аристотеля
Видным представителем письменной литературы во времена государства Караханидов был Ахмед Иугнеки.
Можно на уроке прочитать отрывок из его поэмы «Дар истины». Она состоит из 14 глав. Книга в 1985 году была переведена на казахский язык.

что они знают оХоджа Ахмеде Йасауи, о его мавзолее в Туркестане и тем самым дополняем урок новыми знаниями. Затем показываем учащимся снимки мавзолея и рассказываем о крупнейшем памятнике средневековья, о самом ученом и поэте.
4.Jорытынды / закрепление.
Диктант на проверку знания персоналий.

Запись на доске.
1. Абу Насыр аль-Фараби 7. Ахмед Иугнеки
2. Сатук Богра-хан 8. Мусса Богра-хан
3. Махмуд Кашгари 9. Насыр ибн Сейяр
4. Кутейба ибн Муслим 10. Ходжа Ахмед Ясауи
5. Юсуф Баласагуни 11. Сулейман Бакыргани
6. Мухаммед Текеш 12. Акын Али

Последовательность диктовки.
Автор знаменитого труда «Диуани луга тат-тюрки»
Арабский полководец, завоевал в 737 – 748 гг. ряд регионов Средней Азии и Казахстана.
Автор поэмы «Жусуп - Злиха».
При жизни он был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов».
Его называли «вторым учителем» после Аристотеля.
Арабский полководец, захватил в 709 г Бухару, а в 714 г. – Шаш, совершил поход на Испиджаб.
Ученик Ходжа Ахмеда Ясауи, известный в народе как Хаким-ата.
Он прославился своим трудом «Кутадгу билик».
Он первым из Караханидов принял ислам.
10. Хорезмшах чеканил монету в Отраре в 1210 и 1217 – 1218
годах.
11. В народе он стал известен как автор сборника стихов «Диуан-
и-хикмет».
12. Он объявил ислам государственной религией Караханидов.
Ключ: 1 – 5 7 - 4
2 – 9 8 - 12
3 – 1 9 - 2
4 – 6 10 - 11
5 – 8 11 - 7
6 - 10 12 - 3
5.СабаKты Kорытындылау/Итоги урока
6. `йге тапсырма беру./ Домашнее задание. Внимательно прочитать §19-20. Ответить на тесты.
Развитие науки и образования.
1. «Вторым учителем» после Аристотеля называют:
а) Искак аль-Фараби; в) Абу Насыр аль-Фараби;
б) Жаухари аль-Фараби; г) Ахмад аль-Фараби.
2. «В сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей» являлся:
а) Аль-Фараби; в) Юсуф Баласагуни;
б) Махмуд Кашгари; г) Ахмед Ясауи.
3. Труд Юсуфа Баласагуни:
а) «Кутадгу билик» в) «Диуани лугат ат-тюрк»;
б) «Дар истины»; г) «Диуани-и-хикмет».
4. Назовите имя видного поэта эпохи Караханидов:
а) Ходжа Ахмед Ясауи; в) Сулейман Бакыргани;
б) Юсуф Баласагуни; г) Ахмед Иугнеки.
5. Ахмед Ясауи родился:
а) Туркестан; в) Ясы;
б) Сайрам; г) Сауран.
6. Известный сборник стихов Ходжа Ахмеда Ясауи назывался:
а) «Диуани-и-хикмет»; в) «Диуани лугат ат-тюрк»;
б) «Жусуп - Злиха»; г) «Дар истины»;
7. Ученик Ходжа Ахмеда Ясауи:
а) Сулейман Арслан; в) Сулейман Бакыргани;
б) Ахмед Иугнеки; г) Акын Али.
8. Автор поэмы «Жусуп - Злиха»:
а) Ходжа Ахмед Ясауи; в) Ахмед аль-Фараби;
б) Акын Али; г) Сулейман Бакыргани.
9. Такие пословицы, как «Краса слов - пословица», «В старости украшает богатство, в молодости - труд» содержаться в труде:
а) «Диуани лугат ат-тюрк»; в) «Дар истины»;
б) «Кутадгу билик»; г) «Жусуп - Злиха».
10. Большую роль в развитии письменной литературы сыграла (-о):
а) исламская религия; в) развитие городов;
б) сложение единой народности; г) открытие медресе.