Урок-игра Счастливый случай для 8 класса с казахским языком обучения


«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Игра для 8 класса с казахским языком обучения.
Мамельянова Гульмира Калымовна
Средняя школа имени Д. Конаева
Поселок Сарыозек Кербулакского района Алматинской области
Цели игры: Обобщение имеющихся знаний по теме «Обстоятельство и его виды»; Развитие устной связной речи на основе ответов на вопросы и слуховой памяти; Воспитание командного духа, чувства ответственности. Оборудование: конвертов с вопросами, бочонок с шариками, вопросы, показ с слайдов с заданиями и с иллюстрациями на проектной доске.
Ход игры: Вступительное слово учителя: Дорогие ученики! Сегодня в игре «Счастливый случай» встречаются представители 8 класса. А пройдет игра под девизом: «Повторение –мать ученье» Игра пройдет из пяти туров: «Разминка», «Заморочки из бочки», «Темная лошадка», «Ты мне- я тебе», «Гонки за лидером» Правила игры: на размышление над вопросом дается одна минута. В случае готовности капитан дает сигнал. Нельзя подавать сигнал, пока не прозвучала команда к началу игры… Ответ произносится четко. Ценится умение работать в команде. Победителем будет считаться команда, набравшая большое количество очков.
Тур 1. Разминка Команды задают вопросы. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. 1Что такое обстоятельство? Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, образ, условие, причину и цель действия. 2 На какие вопросы отвечает обстоятельство? Обстоятельство отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? С какой целью? 3 Какими частями речи выражается? Обстоятельство может выражаться наречием, глаголом, существительными с предлогами. 4 К какому члену предложения относится обстоятельство? В предложении обстоятельство относится к сказуемому. 5 На какие виды делится обстоятельство по значению? Обстоятельства по значению делятся на следующие группы: а) места, б) времени, в) образа действия, г) меры и степени действия, д) цели, е) условия, ж) причины, з) уступки.
Тур 2 Участники команд достают из бочонка шарики с номером вопроса. После обсуждают и капитан дает ответ. 1 На какой вопрос отвечает обстоятельство образа действия? Приведите примеры. Вопросы обстоятельств образа действия и степени: как? Каким образом? В какой степени? Быстро, медленно, бесшумно. 2 На какой вопрос отвечает обстоятельство времени? Вопросы обстоятельства времени, когда? С каких пор? до каких пор? Рано, поздно, утром, однажды. 3 На какой вопрос отвечает обстоятельство места? Вопросы обстоятельства места: где? Куда? Откуда? В лесу, на море, из поезда 4 На какие вопросы отвечает обстоятельство причины? Почему? По какой причине? Из-за снегопада, поневоле. 5 На какие вопросы отвечает обстоятельство цели? С какой целью? Поехать учится, на зло. 6 На какие вопросы отвечает обстоятельство условия? При каком условии? Чуден Днепр при тихой погоде. 7 На какой вопрос отвечает обстоятельство сравнения? Как? Тикал сверчок как ходики. 8 на какой вопрос отвечает обстоятельство уступки? Несмотря на что? Горели лампы, несмотря на раннее
утро.
Тур 3 «Темная лошадка» Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием ведущего. Выписать из текста несколько предложений с обстоятельствами. Скажите к какому члену предложения они относятся, на какой вопрос отвечают, чем выражены, какое значение имеют. Из жизни Ж.
М. Кудерина. Жумахан Маусымбаевич Кудерин – первый казахстанский биолог, автор учебника «Ботаника» родился в селе Мамырсу Аягузского района Восточно-Казахстанской области. Он занимался научной работой в Казахском институте животноводства. Он подружился с писателем Домбровским Ю.О. Так как судьбы и творческие планы их были похожи.Ю. Домбровский работал тогда над «Державиным», Ж Кудерин над энциклопедическим трехъязычным словарем и энциклопедиями: Животноводство Казахстана» и «Энциклопедией по техническим культурам Казахстана» Ж.М. Кудерин был дважды репрессирован в 1930 и 1937 годах как «буржуазный националист». После ареста в 1930 году отсидев два года в тюрме, был сослан в ссылку в Россию. Он как «враг народа», находился в административной ссылке в г. Воронеже. В 1957 и 1958 годах Ж. Кудерин был дважды реабилитирован за аресты за «отсутствием состава преступления», но имя его до сих пор не востановленно, книги не переизданы, дела забыты. Его жена писала книгу 21 год вплоть до смерти, не рассчитывая на ее публикацию. Ответы: Жумахан Маусумбаевич Кудерин (1891-1938г) был дважды репрессирован в тысяча девятьсот тридцатом и тысяча девятьсот тридцать седьмом годах. (Когда? Обстоятельство времени, относится к сказуемому, выражено числительным). Как “буржуазный националист, один из руководителей буржуазно-националистической партии ‘’алаш орда’’, выступавший против Советской власти”. Жкмахан Маусумбаевич Кудерин – первый казахстанский биолог, автор учебника “Ботаника” родился в селе Мамырсу Аягозского района ВКО.(Где? Обстоятельство места, относится к сказуемому, выражено существительным с предлогом и словосочетаниями). Он занимался научной работой в казахском институте животноводство. (Где? Обстоятельство места, относится к сказуемому, выражено существительным с предлогом). После ареста в тысяча девятьсот тридцатом году (Когда? Обстоятельство времени, относится к сказуемому, выраженный существительным с предлогом и числительными), отсидев два года в тюрьме (Где? Обстоятельство места входит в состав деепричастного оборота, выражено существительным с предлогом). Был сослан в ссылку в Россию (Куда? Обстоятельство места относится к сказуемому, выражено существительным с предлогами). Он как “враг народа”, находился в административной ссылке в г.Воронеже. (Где? Обстоятельство места относится к сказуемому, выраженный существительным с предлогами). В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом и в тысяча девятьсот пятьдесят восьмых годах (Когда? Обстоятельство времени, относится к сказуемому, выражено числительным) Жумахан Кудерин был дважды реабилитирован за аресты (за отсутствием состава преступления) но имя его до сих пор не восстановлено книги не переизданы, дела забыты.
Тур 4. “Ты - мне, я - тебе” Команды задают по два задания друг другу. Напишите наречия, отвечающие на вопросы: Когда? Давно, Рано, Сегодня, Весной. Как? Громко, Весело, Шепотом. Куда? Справа, Слева, Внизу, Наверху. На сколько? Немного, Совсем, Вдвое. Почему? Сгоряча, Поневоле, Сослепу. С какой целью? Нарочно, Назло. Тур 5. “Гонка за лидера” Задание №1 Составьте предложения, употребляя обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Слова для справок: Где? В Мамырсу, на Алаколе, в Усть – Каменогорске, на Битантау. Где ты родился? Я родился в селе Мамырсу. Я появилась на свет в Усть – Каменогорске. Где ты любишь отдыхать? Я люблю отдыхать на Алаколе. Я хочу побывать на Битантау. Задание №2 Спишите. В предложениях выделите грамматическую основу предложении и обстоятельства. Укажите способ выражения обстоятельств. У меня появилось желание написать о людях, встретившихся на моем жизненном пути. Они жили на определенном этапе истории. (Когда? Обстоятельство времени, имя существительное) и составляют какую-то крупицу этой истории. Одна из заслуг литературных произведений – показ жизни людей. (как? Обстоятельство образа действия, существительное с предлогом) всех эпох и всех поколений. Задание №3 Восстановите в предложении из произведений Жумахана Кудерина. Для этого подберите нужные по смыслу обстоятельства. Психологию голодающих людей (как?)… и (как?)… описал писатель Александр Неверов. Умирали люди (как?)… и (как?)… . Поезда по нашей железной дороге ходили (как?)…, (как?)… . люди сидели (где?)… неопределенное время – сутки, двое, трое. (из-за чего?)… соли все мучились. Слова для справок: медленно, трудно, глубоко, сильно, нерегулярно, на станции, без расписания, из-за отсутствия.
Завершении игры: Награждение победителей.