Годовой отчёт по дополнительной образовательной деятельности Волшебные краски
Годовой отчёт о работе
кружка»Волшебные краски»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми в возрасте 5-6 лет в течение года, обратила внимание на то, что дети показывают хорошие результаты по критериям:
Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами.
Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
Умение правильно использовать кисти
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Проявление фантазии, художественного творчества;
Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
Умение использовать изобразительные материалы;
Быстрое выполнение задания;
Страх плохого результата рисования;
Уровень развития детей;
Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
Заинтересованность;
Неуверенность при выполнении задания;
Скованность;
Нетерпение;
Внимательность;
Брезгливость и т.п.
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
Неотъемлимым стимулом были организации групповых и общесадовских выставок детских работ. Под большим впечатлением результата на занятиях дети стали использовать нестандартные способы рисования в самостоятельной деятельности в детском саду и дома, где столкнулись с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок захотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявили интерес к чистоте в доме, аккуратности и гигиене ребёнка, а не к его творческому порыву. Поэтому было необходимо, работая с детьми не исключать и работу с родителями. Они – составная часть группы дошколят, наш пример для детей и всесторонняя поддержка. Таким образом, расширилась деятельность кружковой работы. Параллельно с занятиями детей, стала чаще проводиться работа с родителями, через выступления на групповых собраниях, где заострялось внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного развития их ребёнка, через индивидуальные беседы, консультации. Родители стали откликаться на просьбы детей и руководителя кружка. Конечно, ещё не все родители активны, но всё же некоторые проявляют повышенный положительный интерес к занятиям кружка.
В планах на следующий год:
1. На занятиях с детьми:
Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
Ввести ранее не используемый материал для рисования;
Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
Использовать занятие на улице;
Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
2. В работе с родителями:
Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;
Создать альбом “Мы и краски”.
4. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями
Запись детей в кружок достигается следующими мероприятиями:
Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
Желание родителей и детей.
Способности детей к изобразительной деятельности.