Отчет о самообразовании учителя английского языка НСОШ №1 Карановой Г. М. «Ролевые игры в обучении английскому языку».
Отчет о самообразовании учителя английского языка НСОШ №1
Карановой Г. М.
Тема моего самообразования, по которой я работала 3 года называлась «Ролевые игры в обучении английскому языку».
Причина, побудившая меня выбрать эту тему, была следующая: когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.
Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А для этого нужны интересные формы работы на уроках иностранного языка. Одним из наиболее популярных методических приемов является прием ролевого общения, который становится характерным признаком современного урока.
Цель работы по этой теме – полнее изучить методику проведения ролевых игр на уроках английского языка, чтобы затем применять метод ролевого общения на своих уроках и осуществлять следующие задачи:
- повышать эффективность уроков;
- поддерживать интерес учащихся к предмету «Иностранный язык»;
- вовлекать детей в проблемное обсуждение, которое считается сегодня обязательным компонентом процесса обучения иностранным языком;
- знакомить детей с различными путями решения проблемы;
- учить детей делать выводы;
В процессе работы по этой теме:
- изучила методику ролевых игр, их разновидность по пособию «Методика обучения иностранным языком в средней школе». Авторы пособия: Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова;
- ознакомилась с информацией о наиболее важных тенденциях и технологиях современного российского образования.
Более подробно изучила технологию ситуативного обучения, технологию учебных игр. Коммуникативно-диалоговые технологии:
- проблемная дискуссия;
- дискуссия-диалог;
- межгрупповой диалог;
- дискуссия с игровым моделированием;
- направленный диалог;
- дискуссия на основе обмена мнениями.
- При этом использовала практическое пособие «Что должен знать педагог в современных образовательных технологиях»: Издательство «Аркти». Москва, 2010.
- Прошла дистанционные курсы повышения квалификации на тему «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы в 2010-2011 учебном году.
- Ознакомилась с опытом работы учителя иностранного языка Уваровой Е. из г. Москвы, которая широко использует ролевые игры на неделе иностранных языков.
В настоящий момент на своих уроках использую метод ролевого общения в 6-10 классах, но не так часто, как хотелось бы. Ведь успешное проведение ролевой игры предполагает большую подготовку и организацию, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Для этого требуется немало времени, которого нам часто на уроке не хватает.
Применяла метод ролевого общения в 6 классе при работе по темам «Обсуждаем планы на выходные», Узнаем больше друг о друге», «Узнаем больше о Лондоне».
В 7 классе при работе по темам «Добро пожаловать на Международный конкурс подростков», «Проблемы подростков», «Спорт – это забавно».
Государственная итоговая аттестация по английскому языку в 9 классе состоит из устной и письменной частей.
В устной части задание Сз проверяет умение вести диалог-расспрос в предлагаемой коммуникативной ситуации (по-другому, на экзамене проводится небольшая ролевая игра). Игра разыгрывается с экзаменатором, который выполняет роль партнера по общению. Учащийся должен не только задать вопросы, чтобы получить необходимую информацию и принять соответствующее решение, но и продемонстрировать хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером.
Поэтому наши дети должны уметь вести ролевую игру и быть знакомы с критериями оценивания выполнения задания Сз.
В 2010-2011 учебном году 2 учащихся 9 класса сдавали экзамен по английскому языку.
В выполнении задания Сз дети показали хорошие результаты по 3 показателям: содержание, организация и языковое оформление речи.
Вывод: Использование ролевых игр на уроках иностранного языка – один из главных приемов повышения эффективности урока. В ролевых играх дети вовлекаются в проблемное обсуждение, знакомятся с различными путями решения проблемы, учатся делать выводы.
Апрель 2013
15