Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса Волшебные краски 
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  “Краснополянская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева” Черемисиновского района Курской области
                 Принята на заседании  ПС                      Утверждаю                                                                                                                                                                               
                 Протокол № __ от ____ 2015г.                                                         
                                                                                   Директор школы ______ Пикалов В.И.                                                    
                                                           Приказ №___ от ______2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные  краски»
в рамках общекультурного направления
для  3 а класса
                                                                                                   
        
                                                                                        
                                                                                  Дремова Наталья Николаевна
                                                                                  Учитель начальных классов
                                                                                  I квалификационной категории
                                                                 2015 год  
Пояснительная записка
Программа «Волшебные  краски» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с рекомендациями Примерной программы художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству Б.Н. Неменского.  
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Программа актуальна, поскольку является предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир, проявить и реализовать свои творческие способности.
  Практическая значимость. Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Внеурочная деятельность  курса «Волшебные краски» играет важную роль в выполнении основной образовательной программы НОО.
Цель программы «Волшебные краски» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научить правильно использовать термины , формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса 
Приоритетная цель курса «Волшебные краски»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
        Планируемые результаты
  В результате работы по программе « Волшебные краски» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа «Волшебные краски» рассчитана на учащихся  9 лет ( 3 класс)
Общий объём времени, отводимого на изучение предмета в 3 классе, составляет 34 часа,  1 час в неделю.
Набор свободный, по желанию родителей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. 
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Прогнозируемые результаты
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет. 
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса  ребёнком  и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Основным инструментарием отслеживания результатов является карта наблюдений, лист самооценки.
Уровни результатов работы по программе:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
 Второй  уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
           В  3 классе возможно достижение результатов   второго уровня и частично третьего уровня.   
Содержание  курса
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. 
 Рисование
Выполнение рисунка по памяти и представлению. Рисование элементов дымковской игрушки. Рисование грузовой и легковой машин. Составление композиций «Городской и общественный транспорт». Рисование на тему «Речная рыба», «Морские хищные рыбы», «Аквариумная рыбка». Выполнение эскиза птиц и животных. Составление и выполнение декоративного узора на полосе, в круге. Выполнение гжельского узора на предмете «Зимние бабочки», «Гжельская роспись на кувшине», «Гжельский узор в полосе», «Гжельский узор в квадрате». Выполнение декоративной композиции на основе художественных особенностей хохломской росписи: «Элементы хохломской росписи», «Веточка хохломской росписи», «Хохломская роспись в круге», «Золотые узоры», «Рисование на разделочной доске», «Хохломской узор на деревянной ложке». Выполнение декоративного узора жостовской росписи.
 Оборудование: гуашь, акварель, карандаш,  кисточка, салфетка.
Формы проведения занятий: беседа, рассказ, занятие-путешествие, художественная мастерская, лекция, практическая работа, занятие-сказка, работа по технологическим картам.Методическое обеспечение: план-конспект, тематические иллюстрации, тематические загадки, схемы, таблицы «Элементы дымковской игрушки», «Элементы гжельской росписи», «Элементы Городецкой росписи», «Элементы жостовской росписи».Формы подведения итогов: опрос, игры, конкурс, выставка, рефлексия.
.Лепка  
История развития дымковской игрушки. История художественной керамики. Сюжетная лепка: «Моя любимая игрушка», «Уточка с утятами», «Лепка глиняной игрушки», «Дымковский козлик».
Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, подставка, стека, гуашь,  салфетка.  
Формы проведения занятий: занятие-игра, рассказ, лекция, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, схема «Этапы выполнения лепки».
Формы подведения итогов: выставка-ярмарка.
 .Аппликация 
Эскиз аппликации «Подарок маме». Выполнение аппликации из бумаги.
Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, салфетка.
Формы проведения занятий: рассказ, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, образец педагога.
Формы подведения итогов: выставка, рефлексия.
 .Край,  в котором ты живешь.
Рисование на тему: «Красота родной природы». Рисование с натуры или по памяти деревьев: березы, тополя, ели, сосны. 
Каждое занятие приблизительно поделено на 2 части (теория, практика).
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема  занятия Кол-во часов Дата
план факт
1. Рисование  «Как я провел лето» 1 2 Рисование  «Осеннее убранство природы»   1 3 Рисование  «Осенние листочки в букете»   1 4 Зарисовка с натуры листьев деревьев 1 5-6 Рисование  березы, ели 2 7 Рисование  «Элементы дымковской игрушки» 1 8-9 Лепка и рисование  «Дымковского козлика»   2 10 Рисование  «Голубая сказка гжели»    1 11 Рисование «Элементы гжельской росписи в круге»   1 12 Рисование «Элементы гжельской росписи в полосе»  1 13 Рисование 
 «Зимний лес»    1 14 Аппликация «Зимние забавы» 1 15 Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза» 1 16 Рисование  «Транспорта»     1 17 Лепка «Мой любимый транспорт» 1 18 Аппликация «Машина будущего» 1 19 Рисование  «Лесных зверей»   1 20 Рисование  «Домашних зверей»   1 21 Рисование  «Весенний букет»    1 22 Рисование  «Экзотической птички»  1 23 Рисование  «Элементов хохломской росписи»     1 24-25 Рисование  «Хохломского узора на деревянной ложке» 2 26-27 Лепка и рисование  «Жостовская роспись»  2 29-30 Рисование «Красота родной природы»  2 32-33 «Мы рисуем отгадки к народным загадкам»      2 33-34 Рисование «Памятники природы и культуры родного края»  2 Литература:
Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры\ авт. Сост. М.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2010.
Изобразительное искусство в начальной школе: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений \ Кузин В.С., Кубышкин Э.И. М.:Дрофа,2012
Карандаш – волшебник\ Пал Корчмарош- отпечатано в АП «Сибтиппроект»
Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. нач. шк.\Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.