Программа внеурочной деятельности по плетению в технике макраме

Данная программа является модифицированной программой разработанной на основе авторской программы Жильцовой И.И. «Волшебные узелки», а также Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и является результатом работы над адаптацией существующих программ к реализации в сельской школе. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения "макраме".
Актуальность программы. Техника плетения макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Макраме – это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок. Макраме («миграмах») в переводе с арабского означает тесьма, шарф с плетеным кружевом на концах. Макраме на современном этапе – доступный и занимательный вид рукоделия. В последнее время эта техника завоевала популярность в России, и стала предметом увлечения различных слоев общества. Большую популярность получила техника микромакраме в плетении аксессуаров: дамских сумочек, поясов, украшений, сувениров и т.п.
Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях макраме в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся приобретают знания, специфические для области различных видов плетения, навыки в технике плетения макраме.
Особенности программы. Программа прививает умения и навыки плетения в технике макраме и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка. В отличие от типовой, настоящая программа предлагает детям освоение различных узлов в процессе плетения поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным творчеством. Также отличительной особенностью программы является использование нестандартных материалов для работы, а также возможное интегрирование с кружками технической направленности для создания механических, электронных игрушек либо для разработки оригинальных интерьерных решений.
В рамках реализации данной программы детям предоставляется возможность освоения основ ведения учебно-исследовательской деятельности. С этой точки зрения программа может быть отнесена к научно-технической направленности с художественным уклоном.
Педагогическая целесообразность. Обучение в кружке основано на принципах личностно ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. Такой подход, направленный на социализацию и активацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Цель программы. Целью программы является создание условий для развития личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение прикладным видом искусства.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда.
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления;
- развитие умения думать, умения исследовать;
- развитие умения доводить дело до конца;
- развитие внимательности и наблюдательности, фантазии.
Образовательные:
- изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
- изучение обучающимися основ композиции;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства;
- знакомство с различными направлениями русского народного творчества.
Возраст детей. Программа адресована подросткам 11 – 14 лет. Учащиеся, поступающие в кружок, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, звеньях или индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Количество детей в группе первого года обучения составляет 10 - 12 человек, в группе второго года обучения 8 - 10 человек, так как особенности организации образовательно - воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством детей не более указанного.
Срок реализации программы. Программа работы кружка рассчитана на два года обучения в первый год 128 часов, во второй год – 256 часов.
Режим работы кружка для первого года - два занятия в неделю по 2 часа, второго года 3 занятия по два часа в неделю. Возможно совмещение обучение детей первого и второго года обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, навыки общеобразовательной школы, требуемые программой данного вида творчества и года обучения в кружке, формируются к 14 годам. Дальнейшее обучение в кружке возможно по индивидуальной программе вместе с группой второго года обучения.
Ожидаемый результат. К концу первого года обучения ребенок:
Будет знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- свойства и особенности текстильных материалов для плетения в технике макраме и техники работы с ними;
- обозначения основных узлов макраме,
- основные приемы плетения в технике микромакраме,
- способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы,
- приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения,
- расширит кругозор в области истории, математики, биологии.
Будет уметь:
- пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;
- плести по схеме,
- составлять схемы плетения по образцу,
- владеть основными приемами шитья.
К концу второго года обучения ребенок:
Будет знать:
- плетение украшающих и отделочных узлов и узоров,
- приемы плетения двухцветного и многоцветного полотна,
- основные понятия в композиции,
- расширит кругозор в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества.
Будет уметь:
- сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
- самостоятельно оценивать свои склонности и способности,
- самостоятельно разрабатывать поделки, составлять схемы,
- изготавливать изделия по творческому замыслу.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов, позволяет педагогу видеть отдачу и корректировать работу в кружке.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты участия детей в выставках фиксируются в творческой книжке каждого обучающегося кружка.
Обучение технологии плетения макраме идет по следующим этапам:
I этап первичного усвоения знаний и приобретения элементарных умений плетения в технике макраме
Виды плетений. Знакомство с макраме;
подготовка к работе: приспособления и материалы для плетения, конструктивные детали, декоративные элементы и т.д.;
приемы плетения узлов и узоров: крепление нити на основе, основные узлы и узоры, вспомогательные узлы и узоры, композиционные узлы, орнаментальные узлы.
II этап закрепления знаний и умений, формирование навыков и расширение знаний по плетению в технике макраме
приемы начала работы: плетеное кольцо, пико;
приемы окончания работы: бахрома; шары, бусы, кисточка, "чистый край";
приемы расширения плетеного полотна;
окраска нитей, расчёт длины нити, отпаривание готового изделия.
III этап - творческий
выполнение эскиза;
подбор материала и конструктивных деталей;
подбор узора;
декоративные элементы;
расчет длины и число нитей;
закрепление на основе;
выполнение работы.
Примерный перечень практических работ:
изготовление образцов с применением различных деталей;
выполнение эскиза изделия;
подбор материала и конструктивных деталей;
подбор узора и декоративных элементов;
расчет количества и длины нитей по образцу;
изготовление кулона, браслета, амулета, подвески, кашпо, настенного панно и др;
изготовление декоративных элементов к костюму;
изготовление кошелька, косметички, салфетки и др;
выполнение эскизов скатерти с бахромой, штор и абажура в технике макраме, создающих единый художественный стиль уютного интерьера;
выполнение эскизов 2-3 платьев и костюмов с отделочными элементами (кокетка, пояс, декоративные прошивки, цветы и т.д.).
Тематический план обучения
Тематический план первого года обучения
№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол. занятий



Практ.
Теорет.
Всего


1
Вводное занятие
-
2
2
1

2
Основные узлы и приемы узелкового плетения (плетение панно)
22
2
24
12

3
Плетение в кольце и по кругу
28
4
32
16

3.1
Работа в кольце. Настенные игрушки
18
2
20
10

3.2
Плетение корзинки
10
2
12
6

4
Оформление изделий фестонами, кистями, бахромой (ветки, панно, кашпо)
36
4
40
20

5
Приемы изменения числа нитей в процессе работы
20
4
24
12

5.1
Приемы изменения числа нитей при плетении вкруговую (салфетка)
10
2
12
6

5.2
Техника изменения количества нитей в работе (игрушки)
10
2
12
6

6
Плетение цветного полотна (приемы Кавандоли и замены рабочей нити)
12
2
14
7

7
Посещение экскурсии, оформление выставки по итогам года
2
2
4
2


ИТОГО
12
·0
20
140
70


Содержание программы
Вводное занятие.
Теория. История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности труда.
Основные узлы и приемы узелкового плетения (плетение панно)
Теория. Техника макраме и плетение узоров. Безопасность труда при плетении. Различные способы навешивания нитей. Зарисовка схем, краткая запись основных приемов макраме:
1) двойной плоский узел (ДПУ);
2) витая цепочка;
3) сетка из ДПУ;
4) ромб из ДПУ;
5) цепочка "елочка";
6) "ягодка" на основе ДПУ;
7) пико в тесьме из ДПУ;
8) тесьма «поясок» из чередующихся цветных ДПУ;
9) репсовый узел;
10) бриды горизонтальная и диагональная;
11) ромб из брид;
12) варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды);
13) цветочек из брид;
14) сетка из брид;
15) фриволите;
16) двойная цепочка фриволите.
Панно. Применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выявление красоты материала, свойств фактуры, изящества формы. Разбор вариантов плоского и объемного решения панно. Зарисовка схем панно.
Практические занятия. Освоение приемов плетения. Подготовка шнура или веревок, их расчет и плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно. плетение панно из изученных узлов.
Плетение в кольце и по кругу
Работа в кольце. Настенные игрушки
Теория. Сувенир. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров "кошка", "совенок", "щенок". Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделие.
Практические занятия. Плетение и отделка изделия.
Плетение корзинки (вазы)
Теория. Плетение по кругу с помощью перекрещивающихся ДПУ и брид по спирали. Краткая запись и зарисовка схемы.
Практические занятия. Подготовка шнура и плетение корзинки (вазы). Заделка концов, окончательное оформление изделия.
Оформление изделий фестонами, кистями, бахромой
Теория. Кашпо. Подбор нитей или шнура. Выбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.
Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для плетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.
Приемы изменения числа нитей в процессе работы
Приемы изменения числа нитей при плетении вкруговую (салфетка)
Теория. Способы расширения полотна плетением вкруговую. Краткая запись и зарисовка схем.
Практическое занятие: Плетение салфетки (подставки под горячее)



Техника изменения количества нитей в работе (игрушки)
Теория. Игрушка в интерьере. Техника изменения количества нитей: прибавление с краев полотна, прибавление в середине полотна, прибавление в плетении по кругу.
Практическая работа: Плетение игрушки панно с карманом.
Плетение цветного полотна (приемы Кавандоли и замены рабочей нити)
Теория. История возникновения плетения цветного полотна. Орнамент в плетении макраме и его применение в изделиях. Схемы орнамента. Плетение по схеме.
Практическая работа. Плетение закладки.
Посещение экскурсии, оформление выставки по итогам года
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, организация выставки лучших работ кружковцев.
Тематический план второго года обучения
№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол. занятий



Практ.
Теорет.
Всего


1
Вводное занятие
-
2
2
1

2
Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров)
28
4
32
16

2.1
Очешники, косметички, кошельки
14
2
16
8

2.2
Броши, кулоны, браслеты
14
2
16
8

3
Микромакраме
38
6
44
22

3.1
Плетение цветов
24
4
28
14

3.2
Плетение отделки
14
2
16
8

4
Экология в макраме. Плетение из капроновых колготок
6
2
8
4

5
Объемное макраме
22
8
30
15

5.1
Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных
10
4
14
7

5.2
Плетение объемных игрушек
12
4
16
8

6
Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла
12
4
16
8

7
Посещение экскурсии, оформление выставки по итогам года
4
2
6
2


ИТОГО
181
29
210
105




Содержание программы
Вводное занятие.
Теория. История развития макраме на современном этапе. Нити и другие материалы, используемые для плетения, которые потребуются для обучения в этом году. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности труда.
Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров)
Очешники, косметички, кошельки
Теория. Кошелек, очечник. Зарисовка схем изделий.
Практические занятия. Подготовка нитей или шнура и их расчет. Плетение по выбранной схеме. Отделка изделия.
Броши, кулоны, браслеты
Теория. Брошь, кулон, браслет как дополнение к современному костюму, средство выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем аксессуаров.
Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.
Микромакраме
Плетение цветов
Теория. Основные теоретические аспекты в композиции: симметрия, ритм, равновесие. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Взаимодополнительные цвета. Теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета. Закономерности цветовых гармоний. Зарисовка схем орнамента.
Практические занятия. Освоение приемов выполнения цветов и составление композиций из них. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.
Плетение отделки
Теория. Изделие из ткани с отделкой макраме. Зарисовка и краткая запись схем для отделки салфетки, полотенца, скатерти, шали.
Практические занятия. Расчет и подготовка нитей. Плетение отделки к изделию из ткани. Окончательное оформление изделия.
Экология в макраме. Плетение из капроновых колготок
Теория. Экология как наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экологические проблемы в текстильной промышленности. Вопросы экологичного отношения при плетении в технике макраме. Использование в плетении капроновых колготок, особенности плетения.
Практические занятия. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.
Объемное макраме
Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных
Теория. Виды объемных изделий в технике макраме. Особенности использования материалов в объемном макраме. Переложение схем плоских настенных игрушек для объемных изделий.
Практическая работа. Подготовка и расчет нитей для созданной схемы. Плетение по схеме. Отделка готового изделия.
Плетение объемных игрушек
Теория. Особенности техники плетения объемного макраме. Приемы, используемые для передачи объема, каркас изделия.
Практическая работа. Плетение объемного изделия на каркасе.
Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла
Теория. Творческий этап. Проект как решение творческого замысла. Цели и задачи творческого проекта. Конструкторско - технологический этап. Оценочно – рефлексивный этап. Презентативный этап.
Практические занятия. Разработка и выполнение творческого проекта.
Посещение экскурсии, оформление выставки по итогам года
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, организация выставки лучших работ кружковцев.

Методическое обеспечение программы.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-перцептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новому виду декоративно-прикладного творчества и проявить творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянном создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализации интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Дидактическое обеспечение кружка. Образцы готовых изделий, журналы «Школа и производство», энциклопедии и книги, альбом с образцами узоров, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описание их изготовления.
Список литературы.
Для учащихся:
Краузе А. Макраме. Ташкент: Ташкент, 1987
Кузьмина М. Азбука макраме. М.: Легпромиздат, 1993
Пивовар В. Макраме и фриволите. Спб.: ООО «Золотой век», ТООО «Диамант», 1998
Колокольцева С. Макраме для всех. Смоленск : Русич, 1997
Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. М.: ЭКСМО, 1997
Рябинина Г.В. Объемное макраме. М.:издатель И.В.Балабанов, 1997
Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. Ленинград: Лениздат, 1985
Соколовская М. Макраме. Минск: Полымя,1983
Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. Минск: "Хэлтон", 2000
Для педагога:
/Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,2001
Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1998
Воспитание школьников, № 2,1998
Дети, техника, творчество, №1, 2000
Закон РФ «Об образовании»
Инструкции по ОБЖ
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.; Педагогика, 1990
Конвенция о правах ребенка








13PAGE \* MERGEFORMAT14815




15