Программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами и макраме 3 класс
Согласовано директор МКОУ" Утверждаю Утверждаю
зам. директора по УР директор МКОУ «Борятинская СОШ»
_______ Л.А. Цибикова __________________ Л.С. Сергеева
«____» ________ 20__ г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Борятинская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности.
Направление: художественно-эстетическое.
Тема: «Волшебный мир оригами и макраме »
3 класс
Курс рассчитан на 34 часа.
Реализация курса: 2014-2015 учебный год.
Разработала: Цибикова Л.А.
Руководитель: Цибикова Л.А.
Принята на заседании педагогического совета
Протокол от «28 » августа 2014г. № 1
Борятино, 2014г.
Пояснительная записка
1. Статус программы.
Программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами и макраме » построена в соответствии с документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»; Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. Образования: под редакцией А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
4.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2.Общая характеристика курса.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. При разработке программы опиралась на современные педагогические теории, анализировала имеющиеся педагогические ресурсы, знакомилась с современными технологиями воспитательной работы в условиях внеурочной деятельности. Представленная программа является авторской, в ней обобщен опыт педагогов по обучению детей младшего школьного возраста основам декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (макраме и оригамми). Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование эстетических ценностных ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
3.Цель курса
Формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (макраме, оригамми);
содействие жизненному самоопределению учащихся.
4.Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
5.Ожидаемые результаты.
В результате обучения выпускники должны сформировать УУД:
Овладеть знаниями о видах декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий;
Овладеть понятиями и умением пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
Знать название и назначение материалов. Их элементарные свойства, использование, применение и доступные обработки
Правильно организовать свое рабочее место;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.
Основное содержание.
1 часть. Вводное занятие. История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. Правила безопасности труда.
Техника макраме и плетение узоров. Безопасность труда при плетении. Зарисовка и краткая запись основных приемов макраме: 1) двойной плоский узел (ДПУ); 2) винт; 3) сетка из ДПУ; 4) косынка и ромб из ДПУ; 5) цепочка "елочка"; 6) "ягодка" на основе ДПУ; 7) пике в тесьме из ДПУ; 8) тесьма "(поясок) из чередующихся цветных ДПУ; 9) бисерный (репсовый) узел; 10) брида горизонтальная и диагональная; 11) ромб из брид; 12) варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды); 13) цветочек из брид; 14) сетка из брид; 15) фриволите; 16) двойная цепочка фриволите.
Различные способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширения полотна.
Практические занятия. Освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.
Кашпо. Подбор нитей или шнура. "Разбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.
Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для вплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.
Сувенир. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров "пионерка", "совенок", "щенок". Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделие.
Практические занятия. Плетение и отделка изделия.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, организация выставки лучших работ детей.
2 часть. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания . Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Тюльпан, нарцисс, мак. Оформление композиций и поздравительных открыток. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, организация выставки лучших работ детей.
Учебно-тематический план.
№
п/п Темы занятий всего часов в том числе
теория практика
1 Беседа по технике безопасности. 1 1 2 Волшебный мир оригами и макраме. Материалы и приспособления для макраме. Из истории макраме. 1 1 3 Техника макраме. 1 0,5 0,5
4 Техника макраме. Плетение узла по схеме. 1 1
5 Техника макраме. Схемы. 1 1 6 Техника макраме. Плетение плоского узла. 1 1
7 Техника макраме. Плетение плоского квадратного узла. 1 1
8 Техника макраме. Плетение диагонального репсового узла. 1 1
9 Техника макраме. Плетение витой цепочки. 1 1
10 Техника макраме. Плетение узлов и составление схем. Сувенир. 1 1
11 Техника макраме. Составление схемы. Подбор нитей. 1 0,5 0,5
12 Техника макраме. Плетение кашпо, оформление. 1 0,5 0,5
13 Техника макраме. Плетение кашпо, оформление. 1 1
14 Техника макраме. Плетение кашпо, оформление. 1 1
15 Викторина. Выставка изделия. 1 0,5 0,5
16 Волшебный мир оригами и макраме. Материалы и приспособления для оригами. Из истории оригами. 1 1 17 Беседа по технике безопасности. 1 1 18 Простые базовые формы оригами. 1 1 19 Квадрат- основная фигура оригами 1 0,5 0,5
20 Базовая форма «Треугольник» 1 0,5 0,5
21 Модульное оригами 1 0,5 0,5
22 Модульное оригами 1 1
23 Модульное оригами 1 1
24 Оригами на праздничном столе 1 25 Цветы 1 0,5 0,5
26 Цветы к праздникам 1 1
27 Творческие работы 1 0,5 0,5
28 Творческие работы 1 1
29 Творческие работы 1 1
30 Творческие работы 1 1
31 Оформление выставочных работ 1 1
32 «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. 1 1 33 Выставка работ учащихся «Волшебный мир оригами и макраме» 1 1
34 Итоговое занятие 1 1 Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. Ленинград, 2000
3. Терешкова Т.А. Учимся плетению макраме. Хелтон, 2000
4. Кузьмина М. Азбука макраме. Легпромиздат, 1993
5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
6. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
7. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/