Конспект игры — занятия Что мы знаем о гласных звуках


Конспект игры-занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе для детей с ОНР
Тема: Что мы знаем о гласных звуках.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
Закрепить навыки фонематического синтеза;
Упражнять в делении слов на слоги;
Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, бинокулярное зрение;
Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками
Оборудование:
Игровое поле, эмблемы и символы-указатели команд,  мелкие предметы, названия которых начинаются на гласный звук, карточки-символы заданий, модели гласных звуков, аудиозапись с заданием (письмо почтальона Печкина), пиктограммы эмоций, дидактическая игра «Собери словечко по первым звукам», магнитофон.
Ход занятия:
До начала занятия детей делят на 2 группы: команда кота Матроскина и команда Шарика.
Педагог (П.): Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-соревнование.
А сейчас мы отправимся в деревню Простоквашино.
«1, 2, 3 на месте повернись, в деревне Простоквашино окажись!»
Затем педагог предлагает командам занять свои места.
П.: Ребята, подумайте и ответьте на загадку, тогда вы узнаете, о чем будет сегодня наше занятие-соревнование:
Что за красные ребята?
Парами гуляют, танцуют и поют,
Согласных примиряют и слоги создают?
(Гласные звуки)
Раздается стук в дверь.
П.: Кто это? Кто-то пришел к нам в гости?
Входит дядя Федор.
П.: О, дядя Федор к нам пожаловал.
Д.Ф.: Привет, ребята! Я ищу улицу Гласных звуков. Вы не знаете, где она находится?
П.: Ты вовремя пришел. Мы уже на этой улице. И сейчас начинаем игру-соревнование. А тебя попросим быть в нашем жюри.
Д.Ф.: С удовольствием поиграю с вами и проверю, что вы знаете о гласных звуках.
П.: За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. За нарушение правил поведения очко снимается.
Педагог вращает стрелку на игровом поле.
З а д а н и я:
№ 1
Расскажи, что ты знаешь о гласных звуках.
Педагог задает детям вопросы:
Какие звуки мы называем гласными?
Почему?
В каком замке живут гласные звуки?
Сколько их всего?
Назовите гласные звуки.
№ 2
«Рюкзачок».
Д.Ф.: В рюкзачке чудесном, что за чудеса,
В рюкзачке чудесном я принес их вам!
Детям предлагается вынимать по одному предмету из рюкзачка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Затем подобрать символ-артикуляцию данного звука и пропеть гласный звук с тем настроением, которое изображено на предложенной  картинке.
№ 3
Динамическая пауза.
Сопровождается музыкальной аудизаписью.
Д.Ф.: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного потанцевать! Вы любите танцевать? Вставайте парами, лицом друг к другу. Повторяйте за мной. Д.Ф. показывает движения, а дети повторяют.
Тук-тук-туки-ток,         Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки,
Бьет кулак как молоток!           попеременно ставим кулачок на кулачок.
Тук-тук-тук-туки,        Дети протягивают друг другу руки: один – правую, другой левую,
Застучали 2 руки!                    затем один хлопает ладонью о ладонь другого ребенка.
Тук-тук-туки-ток,                    Притопывают правой, затем левой ногой, руки – на поясе.
Застучал мой каблучок!
Тук-тук-тук-туки,                    Вытягивают вперед ногу, один – правую, другой – левую,
Застучали каблучки!               притопывают слегка.
Тук-тук-тук-туки,                 Дети  хлопают ладонью о ладонь друг друга, вытягивая
Две ноги и две руки!           руку вперед, притопывают ногой таким образом, что бы
одновременно совершали движения левая рука и правая нога и наоборот.
№ 4
Звуковое письмо от почтальона Печкина.
Д.Ф.: Я принес вам звуковое письмо от почтальона Печкина. В нем задание, когда вы будете его выполнять, то очень важно работать дружно, внимательно, быстро и правильно!
Вам необходимо будет выделить первый звук в слове, поднять флажок с символом этого звука.
№ 5
«Собери словечко».
П.: Ребята, а теперь вам предстоит необычное задание. На картинках «зашифрованы» слова. Вам необходимо будет определить первый звук в названии картинок, затем из данных звуков составить слово.
П.: Молодцы, «расшифровали» слова! А теперь разделите слово на  слоги и сосчитайте их. (Каждый из детей называет количество слогов, объясняет, почему их столько, припоминая правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
Д.Ф.: Молодцы ребята, сложные вам предлагались задание, но вы справились! Понравилось вам участвовать в игре – соревновании? А еще я порадовался тому, что, если кто-то затруднялся ответить, то ему помогала вся команда!
Теперь подсчитаем очки, определим победителя. (Подводится итог). Каждый из участников соревнований постарался, а потому – получает заслуженную награду (Д.Ф. дарит детям сувениры-эмблемы).
А мне пора идти, я очень спешу встретиться с другими ребятами. До свидания!
П.: А нам пора возвращаться в нашу группу:
«1, 2, 3, повернись, в группе “Птичка” окажись!»