Технологическая карта урока литературы по теме Человек и природа в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Автор: Жалнина Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы
Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина \ под ред. И.Н. Сухих.
Класс: 5
Тема: Человек и природа в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»
1-й урок в изучении раздела «Мой дом – мой мир» (1-й урок в изучении творчества А.С. Пушкина. Пейзажная лирика)
Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. под ред. И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Цель урока:
Понимание идеи и художественного своеобразия стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» через анализ поэтического текста.
Задачи:
Предметные:
восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста, совершенствование навыков владения теоретическим аппаратом (эпитет, сравнение, олицетворение…).
Метапредметные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий
Личностные:
развитие познавательной активности, коммуникативных развитие и обогащение речи учащихся,
развитие умения выделять средства выразительности речи.
формирование духовно-нравственной компетентности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Оборудование:
Документальный фильм «А.С. Пушкин. Михайловское», микс: звуки природы и музыка «Вьюга»
Технологическая карта урока
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент. Создание благоприятного климата на уроке
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку
Формулирование темы урока, целеполагание и актуализация знаний Определение направления дальнейшей работы, прогнозирование результатов Учитель предлагает обратиться к справочному аппарату учебника. Организует работу, связанную с определением направления дальнейшего изучения литературы.
- Найдите в содержании тему предыдущего урока. Что нам подсказывает содержание относительно темы сегодняшнего урока?
- Сравните две темы. К каким выводам вы пришли?
- Слово «мир» является многозначным. Что значит это слово в данном контексте?
- Как изменилась тема? В каком направлении мы теперь будем работать с произведениями?
- Какое произведение мы будем изучать первым?
Учащиеся работают с содержанием. Дают ответы на вопросы. Отмечают, что изучена полностью первая тема «Мир человека и его изображение в фольклоре» начинается изучение новой темы «Мой дом – мой мир».
Приходят к выводу, что в темах общим является слово «мир». Дают определение слову мир в данном контексте (Мир – это отдельная область жизни). Отмечают, что тема сужается от общего представления о мире к частному восприятию мира отдельной личностью, а значит, при изучении произведений мы будем пытаться понять одного человека.
Отмечают, что первым в данном разделе изучается стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» Познавательные: структурирование знаний, рефлексия, прогнозирование направления деятельности.
Регулятивные:
-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с полученными в результате предварительной работы выводами.
Коммуникативные:
Умение слушать собеседника, аргументировать свое мнение.
Личностные:
развитие логического мышления, умения сравнивать и сопоставлять.
Усвоение новых знаний.
Систематизация знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Учитель предлагает план изучения произведения: дети в роли библиографов, исследователей и экспериментаторов.
Учитель организует работу в парах или минигруппах; выдаёт индивидуальные карточки и объясняет принцип работы; организует самопроверку
(Приложение 1)Учащиеся в роли библиографов в парах заполняют листы с биографическими данными Пушкина, опираясь на знания, полученные при выполнении домашнего задания (Прочитать статью учебника 80-83 и/или найти информацию в любом справочнике/ Интернете о жизни А.С. Пушкина).
Познавательные:
Извлечение необходимой информации из прочитанной дома статьи учебника/ изученной справочной литературы.
Регулятивные:
осуществление деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата
Личностные:
развитие памяти, общего кругозора
Коммуникативные:
умение работать в парах/ минигруппах.
Просмотр документального фильма о Михайловском Организует просмотр и обсуждение фильма.
- Как вы считаете, удалось ли режиссеру фильма за 3 минуты передать атмосферу пушкинских мест? За счет чего?
- Что вам запомнилось более всего?
Смотрят фильм и составляют устную краткую рецензию
Отвечают на вопросы. Познавательные:
понимание содержания фильма, ознакомление с пушкинскими местами России.
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи
Личностные:
развитие кругозора, повышение уровня эрудиции
Коммуникативные:
умение рецензировать.
Знакомство с текстом стихотворения «Зимний вечер» Слово учителя:
Давайте обратимся теперь к стихотворению «Зимний вечер» и посмотрим, как атмо
Организует первичное чтение текста стихотворения «Зимний вечер» и задает вопросы на выявление первичного восприятия.
- Чем вам понравилось стихотворение?
- Опишите, какую картину представили.
- Менялось ли настроение стихотворения? В какой момент? Как?
Ставит проблемный вопрос:
- Как (с помощью каких приемов) автору удалось передать, что лирический герой стихотворения сумел преодолеть печаль?Воспринимают текст на слух.
Отвечают на вопросы, приходят к заключению, что настроение лирического героя меняется. Познавательные:
понимание содержания текста
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи
Личностные:
развитие чуткости
Коммуникативные:
умение воспринимать текст на слух
Исследовательская работа (анализ текста).
Организует самостоятельную работу учащихся с индивидуальными карточками объясняет принцип работы; организует взаимопроверку.
(Приложение 2)Учащиеся в роли исследователей.
Выразительно читают текст, самостоятельно выполняют предложенные на индивидуальных листах задания, отбирают нужный материал, озвучивают ответы.
Приходят к выводу о роли художественных средств в выявлении авторского замысла. Познавательные:
Умение работать с текстом (выявлять языковые и композиционные особенности)
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи
Личностные:
развитие интереса к художественному слову как средству создания образа, закрепление умений анализа и систематизации полученной информации.
Коммуникативные:
умение формулировать и озвучивать результаты наблюдения
Физкультминутка Эмоциональная разрядка, снятие физического напряжения. Показывает ряд упражнений для снятия напряжения Выполняют физкультминутку для снятия утомления Здоровьесберегающая методика для снятия утомления
Творческая работа Развитие творческого потенциала учащихся Учитель предлагает заменить все найденные в стихотворении тропы своими словами/ словосочетаниями Учащиеся в роли творцов.
Самостоятельно заменяют средства художественной выразительности своими словами. Наблюдают, что изменилось. Приходят к выводу, что тропы и композиция имеют первостепенное значение в художественном тексте и помогают автору выразить основную мысль. Познавательные:
Анализ полученных результатов
Коммуникативные:
Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать
Личностные:
формирование умений систематизации информации, полученной разными способами
Рефлексия Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Предлагает учащимся вспомнить все, что делали на уроке и продолжить предложенные фразы. Продолжают предложение:
Сегодня я узнал …
Для меня стало неожиданным открытием …
Мне сегодня особенно удалось …
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения
Личностные:
рефлексия
Самооценка Самооценка Учитель выдает карточки, на которых учащимся предлагается оценить себя по теме.
(Приложение 3)Оценивают себя. Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Личностные:
контроль и самооценка результатов деятельности
Домашнее задание Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Выучить стихотворение наизусть.
Вариативная часть: подобрать стихотворение, созвучное по настроению изученному; подобрать иллюстративный материал. Записывают задание, задают вопросы, выясняя непонятные моменты Личностные:
формирование навыков самоорганизации
Приложение 1
Биография А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился в ______ году в _______________. С самого раннего детства воспитанием ребенка занимались ___________________________________________________ и ________________________________________. Будущий поэт очень любил слушать ___________________________________________________________, которые рассказывала ему няня. Именно ей он обязан любовью к народному творчеству.
_________________ - день открытия Царскосельского Лицея, в котором Александр Пушкин провел несколько лет. Именно здесь он познакомился со своим ближайшим другом - ___________________.
Пушкин был свободолюбивым человеком. За вольные стихи поэт дважды находился в ссылке. Одно из мест – родовое имение Пушкиных - деревня ___________________. Здесь и было написано стихотворение «Зимний вечер».
Приложение 2
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Составьте партитуру чтения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
Какой теме оно посвящено? (теме любви, теме природы, теме родины, теме дружбы, философской теме) Подчеркни нужное.
Это стихотворение можно разделить на 4 части. Озаглавь их?
1 ________________________________________________________
2 ________________________________________________________
3 ________________________________________________________
________________________________________________________
Что противопоставляет автор буре?
Обрати внимание на 4 строфу. Какую особенность ты заметил?
Создать образ зимней природы Пушкину помогают средства выразительности.
Выпиши из первой строфы сравнения_______________________________________
_______________________________________________________________________
Выпиши из второй и третьей строфы эпитеты (в составе словосочетания) _______________________________________________________________________
К кому обращается автор во второй и третьей строфах? _______________________
Выпиши обращения. _____________________________________________________
Как в них передается авторское отношение к собеседнице?
Нарисуй схему последнего предложения третьей строфы. Какую особенность ты заметил? С какой целью ее использует автор? ________________________________
Как (с помощью каких приемов) автору удалось передать, что лирический герой стихотворения сумел преодолеть печаль? ____________________________________
Приложение 3
Лист самооценки
Знаю основные факты биографии А. С. Пушкина Умею видеть роль художественных средств в произведении Понимаю авторский замысел Всего баллов
Самооценка хорошо 2б
частично 1б полностью 2б
частично 1б полностью 2б
частично 1б Оценка учителя Для перевода баллов в оценку используется следующая шкала:
6 баллов – «отлично», 5 баллов– «хорошо», 4-3 балла – «удовлетворительно»