Сюжетно-ролевые игры в обучении диалогической речи на уроках немецкого языка


13.12.2013г.Сюжетно-ролевые игры в обучении диалогической речи
Согласно новым образовательным стандартам второго поколения наиболее важным при обучении иностранным языкам является личностно-ориентированное обучение. Одним из методов достижения этого является использование игровых видов работ. Игровые виды работ выполняют не развлекательную функцию, а служат практическим целям. Учебная игра может принимать различные формы. Рассмотрим сюжетно-ролевые игры и их роль в диалогической речи.
Сюжетно-ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения служат развитию критического мышления. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поисков правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Основные правила
- Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
- Учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, а в других взять на себя воображаемую роль;
- Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни;
- Участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.
Выделяют пять категорий ролей:
Врожденные, т. е. определяющие пол и возраст участников игры;
Приписанные, т. е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе;
Приобретенные, т. е. конкретизирующие профессию;
Действенные, т. е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу);
Функциональные, т. е. определяющие функции общения (например, предложение помощи). Здесь следует отрабатывать на подготовительном этапе речевые клише, выражающие радость, огорчение.
Три этапа ролевой игры:
Подготовительный;
Собственно, игра;
Заключительный.
Начинаем со вступительной беседы учителя о ролевой игре, знакомство с лексикой. Затем проводим игру. Заключительный этап предусматривает выполнение определенных заданий: письмо другу, статья в газете, и т. д.
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся сюжетно-ролевые игры проводят в парах, в подгруппах и в целой группе.
Работа в парах – самый простой вид (анкетирование).
В подгруппах по-разному:
Одновременно, а преподаватель контролирует их работу;
Подгруппы играют по очереди: одна играет, а остальные слушают и оценивают, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении;
Более высокий уровень – все участники разыгрывают дискуссии, круглые столы, используем «ролевые карты».
У участников карточки, одна её сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Другая сторона содержит информацию о данном действующем лице, указывая возможную линию поведения. Подготовка к этой игре:
Ввод лексики и речевых клише;
Ситуация, проблема;
Использовать ролевые карты. Здесь преподаватель выступает на второстепенных ролях.
Такой учебный прием позволяет учащимся спонтанно и свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Это улучшает мотивированность высказывания.