Презентация на тем : «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности
ЯКШИГУЛОВОЙ ГУЛЬСАСАК АРСЛАНОВНЫ,
учителя башкирского языка и литературы муниципального общеобразовательного автономного учреждения
«Башкирская гимназия» городского округа город
Нефтекамск Республики Башкортостан
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Несомненно, компьютерные технологии – это большое подспорье в работе учителя. Компьютер является также средством повышения интеллектуального развития каждого из нас. Однако есть и отрицательные стороны компьютеризации школьного и учебного процесса, которые проявляются в том, что учащиеся лишены живого общения.
В условиях ФГОС актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. В выступлении мы хотели показать формирование коммуникативных учебных действий при изучении башкирского языка и литературы с использованием различных видов творческой деятельности школьников.
Владение навыками монологической и диалогической речи – основная составляющая часть речевой компетентности учащихся, и следовательно, их коммуникативного развития. (Видеоматериалы на монологическую и диалогическую речь: обучающаяся 10 а класса Нуриева Камилла рассказывает о встрече с председателем Управляющего совета гимназии Ф.Я. Низамовым, обучающаяся 7 б класса Мирзаханова Элина - о своем выступлении в городском конкурсе «Литературное наследие»).
Кроме традиционных приемов как пересказ текста (от первого, третьего лица и т.д.), ответы на вопросы учителя используются игровые технологии, которые требуют от детей творческого поиска. Например, игра «Дуэль»: класс делится на две команды. Ученики первой команды (продолжающая группа) задают вопросы второй команде (начинающая подгруппа) по содержанию текста. Такая форма работы уместна при изучении биографии и творчества авторов. Если такую форму работы ввести в систему, то обучающиеся начинающей подгруппы постепенно запоминают, как строится предложение в башкирском языке, грамматические нормы языка. Т.е. одновременно идет работа по нескольким направлениям: это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи и т.д.). (Игра «Дуэль» по жизни и творчеству Салавата Юлаева с учителями).
Для работы со словарем и перевода небольших текстов для учащихся начинающей подгруппы подбираются тексты, содержащие познавательную и личностно-ориентированную направленность. Для девочек уместны тексты с рецептами кухни разных народов, с рекомендациями по уходу за волосами, телом и т.д. Дети охотно делятся своим опытом, объясняют непонятное, доказывают, отвечают на вопросы. В процессе таких упражнений, требующих от учащихся творческой активности, отрабатываются нормы речевого этикета. (Творческое задание залу: перевести на башкирский и русский языки пословицы, поговорки, афоризмы).
На башкирский На русский
Коса – девичья краса. Теле барҙың, иле бар.
Хлеб всему голова.
Күкрәгемдән ҡоштар осорам…(М.Кәрим).
Книга-источник знаний.
Заман башҡа- заң башҡа.
Я не случайный гость земли родной… (М.Карим)
Талант – үҙеңә, үҙ көсөңә ышаныу ул (М.Горький).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Аң-тойғоно яҡшырта (Р.Роллан).
Воспитывать самостоятельность и творческое начало у учащихся, формировать умение передавать свои мысли и знания, помогают задания, где необходимо продолжить начатый текст, перестроить перепутанный сюжет, подобрать рифмующиеся слова и др. (последнее слово должны сказать учителя)
Аҡлыҡ менән, шатлыҡ менән
Йырлай һауа – йәнгә дауа.
Ойоҡһотоп, болоҡһотоп,
Нағышланып ҡарҙар ????? (яуа).
Тирмә, тирмә, тирмәкәй,
Был тирмәлә кем ????? (йәшәй).
Һин, уҡытыусым, шундай наҙлап,
Ҡараның күҙҙәремә.
Һүнмәҫлек ҙур дәрттәр һалдың
Бәләкәс ????? (йөрәгемә).
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность ученика. Учитывая способности каждого учащегося, в практике используются различные виды сочинений. Например, ученик, способный к живописи предпочитает писать сочинение по картине, ученик с музыкальными данными пишет сочинение по произведениям композиторов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» Загира Исмагилова помогает воочию представить скачущих по степи коней, возгласы командиров, военные столкновения и скорьб по погибшим. Дети не только пишут свои видения, ощущения, но и с интересом делятся своими представлениями о событиях, переданных на языке музыки.
Для проведения традиционных небольших творческих работ по описанию времен года помогают циклы музыкальных пьесс известных композиторов республики Роберта Газизова («Зимняя дорога», «Весенняя капель» и т.д.), Рима Хасанова ( «Утренний туман» и т.д.). (Прослушивание мелодий и отгадывание тематик учителями).
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения башкирскому языку и литературе – один из путей решения языковой проблемы. А язык – носитель культуры и народа.