«Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Светлячок» Старооскольского городского округа










МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


«Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»










Подготовила воспитатель
МБДОУ детского сада №10 «Светлячок»
г. Старый Оскол
Кубышкина Надежда Дмитриевна





СТАРЫЙ ОСКОЛ 2016

Цель:
распространение опыта работы по формированию мыслительных умений и способностей дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования посредством использования логических блоков Дьенеша как универсального дидактического материала
План проведения мастер-класса:
1.Теоретическая часть
2. Практические игры и упражнения с блоками Дьенеша
3. Заключение.
Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).
Описание мастер-класса
1.Теоретическая часть
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных
форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки?
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся анализировать, догадываться, доказывать.
2. Практические игры и упражнения с блоками Дьенеша
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
Вызвать желающих.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша):
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелный);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами
используются карточки с символами. На карточках условно обозначены признаки блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
1 задание:
Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).
2 задание:
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека.
Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают
чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) – подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
3 задание:
Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г. Старый Оскол в г. Белгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелке (один шаг) (приложение 3).
4 задание:
Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с
продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).
Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».
3. Заключение.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими
блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) настольно-печатных играх (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их
практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).


Приложение 1

Приложение 2.



Приложение 3 Приложение 4




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 415