Технологическая карта урока биологии грибы-паразиты 5 класс.
Технологическая карта урока биологии
МБОУ г. Иркутска СОШ № 4
Севостьяновой Антонины Ивановны
Предмет
Биология
Класс
5 класс
Тип урока/занятия
Урок освоения новых знаний
Технология построения урока
Проблемно- диалогическая
Тема
Грибы-паразиты
Цель
Создание условий для формирования понятия «грибы-паразиты», изучения их строения, роли в природе и мерах борьбы с ними .
Основные термины, понятия
грибы-паразиты, головня, спорынья, трутовик.
Ожидаемый (планируемый) результат
Предметные:
Учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе.
Личностные УУД:
- Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Определяют общие для всех правила поведения;
- Оценивают усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); -формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы;
Регулятивные УУД: -Определяют и формулируют тему и задачи на уроке с помощью учителя;
- Работают по плану, инструкции;
- Высказывают свое предположение на основе учебного материала;
- Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке;
Познавательные УУД:
- Ориентируются в учебнике, тетради; - Находят ответы на вопросы в тексте учебника, дополнительном материале, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД:
- Умеют работать в группах, слушать и понимать речь других;
- Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Таблица «Грибы-паразиты;
Картинки с изображением различных грибов-паразитов;
учебник «Биология. 5 класс.» В.В.Пасечник, раздаточный материал для работы в группах.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация «Грибы-паразиты»»
Технология изучения
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организацион-
ный
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!
Актуализация знаний
1. Раздает некоторым обучащимся индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)
2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний, давайте вспомним: - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)
3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям:
Грибницы или ..
Автотрофы
Гетеротрофы
Сапротрофы
Паразиты
Симбиоз
Грибокорень или ..
Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл, подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы.
Учащиеся составляют логические схемы.
Сдают работы по карточкам.
Постановка учебной проблемы
Посмотрите изображения грибов и назовите те, которые вы знаете? Есть ли грибы, которые вам не известны? Мы с Васи говорили, что грибы, питаясь готовыми органическими веществами, бывают сапрофитами и паразитами. Грибы сапрофиты мы уже изучили. Следовательно, сегодня мы будем изучать другую группу грибов. Кто сможет назвать тему урока? Тема урока – «Грибы-паразиты» (открываю доску).
Формулируют тему урока «Грибы-паразиты», записывают её в тетрадь.
Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности
Грибов - паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.
Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?).
В ходе беседы учитель демонстрирует презентацию «Грибы-паразиты».
Формулируют цель:
1.Познакомиться с грибами-паразитами;
2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека:
3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.
Открытие нового знания
Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен? Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.
Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3).
Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.
Работают в группах, заполняют таблицы.
Пришло время физкультминутки
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Выполняют упражнения.
Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы-паразиты».
Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу.
Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.
На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых физариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным».
В Китае , Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растения (явление гигантизма). Ржавчинные грибы паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству.
Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху.
Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу.
Вносят дополнения в таблицу
В природе существует гриб-паразит, который заставляет муравьев-древоточцев выполнять его «приказы», превращая их в безвольных зомби. Речь идет о паразите под названием кордицепс однобокий. Обычно споры этого гриба-паразита попадают на тело муравья и прорастают внутрь его организма. Весь этот процесс сопровождается выделением в тело муравья определенных веществ алкалоидной группы, которые и заставляют муравья забыть о своих нуждах и полностью подчиниться паразиту. Пораженные этим грибом муравьи уходят из своего муравейника и начинают скитаться в одиночестве, подыскивая самое благоприятное место для жизни своего хозяина.
Применение нового знания
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Продолжим работу в группах. (Приложение 4).
Проверка выполненных заданий.
Демонстрация презентации.
Выполняют задания в группах.
Отчеты по выполненному заданию в группах.
Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога?
Какие сегодня мы запишем новые понятия?
Дайте определения этим понятиям.
Демонстрация презентации.
Называют и дают определения следующим понятиям:
Грибы-паразиты
Головня
Спорынья
Трутовик
Фитофтора
Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения
На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.
Сегодня на уроке:
Сегодня на уроке узнал
Мне было интересно..
Мне было трудно
Мне понравилось
Мне не понравилось
Я смогу применить знания для
Мое настроение
Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.
Домашнее задание
П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога
( приложение 5).
Записывают домашние задания в дневники
Литература:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.
4.Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В.Пасечника /авт.-состав. Н.И.Галушкова.-Волгоград: учитель.2017.
5. Т.С.Сухова. Контрольные и провеочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод. Пособие.-М.: Дрофа.1997 г.
6. Физкультурные минутки (материалы для проведения физкультурных пауз) / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель: АСТ: Транзитк
·нига, 2006 г.
Приложение 1
Карточка 1
Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и не имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удастся только под микроскопом. Назовите его.
Карточка 2
Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение?
Карточка 3
В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненных и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?
Карточка 4*
Назовите способы размножения грибов.
Карточка 5**
Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами. Можно ли назвать другие, сходными с животными, признаки этих организмов? Есть ли у грибов признаки, свойственные растениям?
Приложение 2
Задание для первой группы.
1. Прочитайте текст параграфа 16 и дополнительную информацию, найдите изображение спорыньи в учебнике.
2. Заполните таблицу и ответьте на вопрос:
Почему отравление спорыньёй называли «злые корчи» или «антонов огонь»?
Дополнительная информация
Спорынья
Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая.
Задание для второй группы.
1.Прочитайте текст параграфа 16 и дополнительную информацию, найдите изображение головни в учебнике.
2. Составьте к тексту вопросы. Внимание: один вопрос «тонкий» и один «толстый» вопрос.
Дополнительная информация
Головня
Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают.
Задание для третьей группы.
1. Прочитайте учебник п. 16, изучите дополнительную информацию о грибах-паразитах овощных культур, найдите изображения пораженных растений в учебнике.
2. Почему указанные грибы относятся к паразитам?
Дополнительная информация
Черная ножка поражает молодую рассаду различных овощей. У рассады загнивает стебель. Сильно пораженные растения полегают и отмирают. Главное в борьбе с этой болезнью – правильный уход за рассадой, а именно: избегать излишне густого посева и избыточной влаги. Фитофтороз. Фитофтора поражает стебли и плоды томатов, клубни картофеля (особенно при хранении и во влажную погоду). Листья, плоды и клубни покрываются черными пятнами и загнивают. Фитофтора приносит огромные убытки. В XIX веке вспышки развития фитофторы нередко приводили к потере урожая картофеля и голоду. Так в 1845 году в Ирландии широкое распространение фитофторы привело к полной гибели урожая картофеля, что вызвало голод и панику среди населения страны.
С целью профилактики поражения фитофторой, перед закладкой картофеля на хранение, его необходимо просушить на солнце в течение 2-3 часов. Так же грибок может оставаться на ботве, поэтому ботву собирают и сжигают.Мучнистая роса поражает капусту, редьку, огурцы, цветочные культуры. На листьях молодых растений рассеяны желтые пятна. На нижней стороне листьев имеется беловатый налет гриба. На взрослых растениях эти пятна имеют красноватый оттенок. Эта болезнь передается с семенами. Поэтому следует перед посевом обеззараживать семена раствором марганцовки, плодовые кустарники опрыскивать фунгицидами во время цветения.
Задание для четвертой группы.
1. Прочитайте учебник п. 16, изучите дополнительную информацию, найдите изображения пораженных растений.
2. Сравните симбионтов и паразитов.
Дополнительная информация
Плодовая гниль поражает яблони и груши. Гриб проникает в плод через кожицу, поврежденную насекомыми. На месте заражения появляется бурое пятно, и плод загнивает. Его поверхность покрывается все увеличивающимися кругами серых бородавок, а мякоть становится рыхлой и неприятной на вкус. Загнившие плоды опадают или засыхают на дереве. И в том и другом случае они являются очагами заразы.
Серая гниль поражает вишни и сливы, клубнику. Плоды покрываются серым пушистым налетом. Источниками заражения являются прошлогодние больные плоды. Парша. Болезнь проявляется в виде темных дерновинок на листьях, побегах и плодах, которые могут покрываться бархатистым налетом. Плоды в зоне поражения искривляются, прекращают рост, быстро опадают. Чтобы избежать заражения, растения опрыскивают фунгицидами во время цветения.
Задание для пятой группы.
1. Прочитайте учебник п. 16, изучите дополнительную информацию, найдите изображения пораженных растений.
2. Можно ли строить дома из деревьев, на которых были плодовые тела трутовика?
Дополнительная информация
Трутовик
Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.
Приложение 3
Грибы паразиты
Названия грибов-паразитов
Поражаемые организмы
Признаки болезни
Меры борьбы
Головня
Спорынья
Трутовик
Черная ножка
Фитофтора
Мучнистая роса
Плодовая гниль
Серая гниль
Парша
Тема: Грибы-паразиты
1.Найдите ответы в картинках на следующие загадки и вопросы:
1.Нету у нас ножки
Только фиолетовые рожки.
Если нами закусить
Часа можешь не прожить. 2.На березе я расту
Не щажу её красу
Чахнет деревце, скрипит
Вот такой я паразит. 3. Конское копыто
К дереву прибито.
4.Это что за дело:
Просо обгорело.И в метелках сажа, И на листьях даже. 5.Больную собаку погладил мальчишка.
Теперь обеспечу ему я стрижку.
6.Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату”. Как можно объяснить её образование?
Возможные ответы:
2. Определите, где паразитируют эти грибы:
Р-растения, Ж- животные, Ч - человек.
Приложение 5
Словарь юного миколога
1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.
2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл, плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.
3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.
4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.
6. Дрожжи – микроскопические грибы, размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.
7. Микология – наука, изучающая грибы.
8. Микориза – иначе грибокорень.
9. Мицелий – иначе грибница.
10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.
12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.
13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.
14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.
15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.
17. Спора – специализированная клетка, используется грибами для размножения.
20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.
21.
22.
23.
24
15