Технологическая карта урока математики на тему Умножение с нулем и единицей (2 класс)
Паспорт урока
Предмет: математика
Класс: 2
Учитель: Прояева О.А.
Школа: МБОУ СОШ № 58, г.о. Самара
Тема урока: Умножение с нулем и единицей
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Технология
Проблемный диалог
Цель урока
Познакомить учащихся с частными случаями умножения (на 0 и 1)
Закрепить знания переместительного свойства умножения
Задачи
-формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания,
-развивать умение анализировать, обобщать; развивать внимание, память, воображение;
-воспитывать интерес к математике, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Планируемые результаты
Предметные:
-познакомятся с частными случаями умножения с единицей и нулём
-научатся находить значение выражений при выполнении умножения с нулём и единицей
- применять правила умножения с 0 и 1 при решении уравненийЛичностные:
-развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения, -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные:
- познавательные:
-принятие учебной задачи урока, структурирование знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное построение речевого высказывания в устной форме
- регулятивные:
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё неизвестно, развитие способности понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, формулировать новую учебную задачу
- коммуникативные:
-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ,
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Ресурсы основные:
дополнительные:
Учебник Математика.2 класс. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. – М.: Баллас, Издательство Школьный дом, 2012. – (ОС «Школа 2100»)
Интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Технологическая карта изучения темы: «Умножение с нулем и единицей»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма деятельности
Формирование УУД
1.Организационный момент
Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, устанавливает тематические рамки
Создаёт эмоциональный настрой на изучение материала.
-Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать весь целый час.
Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.
Фронтальная
Познавательные:
Развитие познавательных интересов, личных мотивов.Регулятивные:
Волевая саморегуляция
2.Актуализация знаний.
-О чём идёт речь в стихотворении?
-Что такое умножение?
-Для чего нужно уметь умножать?
-Проводит игру по вопросам с сигнальными карточками «Да – зеленый «огонек»; нет - красный»
-Числа при умножении называются множитель, множитель, произведение? (Да)
-Сумму 1+2+3+4+5 можно заменить произведением? (Нет)
-Результат вычитания- разность?(Да)
-Если к числу прибавить 0, получится 0? (Нет)
-Если к числу прибавить 0, получится это число? (Да)
- Периметр – это сумма длин всех сторон фируры? (Да)
Работа с числовыми выражениями.
-Какой пример лишний? Почему?
Т 2+2+2+2=
О 4+4+3+4=
С 7+7+7=
Р 3+3+3+3=
П 8+8=
-Организует работу по заполнению таблицы. Проговаривает алгоритм действий.
21
16
15
12
8
- Получилось слово спорт. Почему много говорим о спорте?
-Кто занимается спортом, посещает спортивные секции?
Организует устную работу с задачами.
-Сборная России на Олимпийских играх завоевала 5 золотых медалей, 6 серебряных и 7 бронзовых. Сколько всего медалей завоевала наша сборная на Олимпиаде в Сочи?
-Можно заменить примером на умножение?
- Пара конькобежцев пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый конькобежец?
- В лыжных гонках выступили 6 второклассников и столько же третьеклассников. Сколько учеников выступили в гонках?
- Можно заменить примером на умножение?
- В эстафете участвовали 4 команды по 5 человек. Сколько человек участвовали в эстафете?
Отвечают на вопросы учителя.
Сигнальными карточками демонстрируют ответы на вопросы учителя, при необходимости объясняют ответ.
Проводят анализ примеров, исключают лишний.
Работают по алгоритму.
Выполняют устные вычисления, заполняют таблицу.
Ответы детей
Решают задачи устно. Проводят взаимоконтроль.
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная.
Познавательные:
Формирование мыслительных операций
.
Познавательные:
Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Выполнять алгоритм при работе с конкретным заданием
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме
Познавательные:
Находить нужную информацию.
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме
Умение формулировать собственное мнение, обосновывать свой ответ
Регулятивные:
Контролировать себя в процессе работы
3. Создание проблемной ситуации. Определение темы и целей урока. Подводящий к теме диалог (проблемная ситуация создаётся на основе затруднения при выполнении практического задания)
Предлагает выполнить практическую работу. Создаёт проблемную ситуацию в ходе выполнения практического задания.
-Замените умножение сложением и найдите значение выражений:
3х4= -присесть столько раз, записать результат на доске.
2х5= -похлопать столько раз, записать результат на доске.
6х3= - попрыгать столько раз, записать пример на доске.
0х4= - присесть столько раз. Почему не смогли выполнить действие и записать выражение?
1х5=- записано в рамочке с примером 0х4.
-Кто сформулирует тему урока?
-Чему будем учиться на уроке?
Записывает тему урока на доске
Выполняют практическую работу:
приседают 3х4 раза, хлопают 2х5 раз, прыгают 6х3 раза, записывают выражения на доске, считают.
Под руководством учителя выявляют место затруднения: присесть по0х4 раза затруднились. Проговаривают причину затруднения: не знают как выполнить действие, не знают, сколько получится.
Формулируют тему урока.
Определяют цели урока.
Записывают тему в тетрадь
Фронтальная
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме
Познавательные:
Формулирование проблемы
Регулятивные:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё неизвестно.
4.Открытие нового знания
Руководит построением проекта выхода из затруднения и реализацией построенного проекта.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует работу учащихся по выведению формул
-Сколько стаканов на столе? (5)
-По сколько ручек в каждом стакане? (По1)
-Можем сложением узнать сколько ручек во всех стаканах? 1+1+1+1+1=5
-Заменим примером на умножение. 1х5=5
Вы, как настоящие исследователи, уже знаете, можно ли сделать вывод на основании одного примера?
- Может это единичный случай? Что надо сделать, чтобы убедиться в правильности?
-Сделаем вывод: Если 1 умножить на любое число, получится это число.
Чем можем заменить слово «любое число»? (Переменной)
1 х а=а
А можно ли сказать, что
а х 1=а?
На основании чего? (переместительного свойства умножения)
-сделаем вывод: если число умножить на 1,то получится число.
Организует работу по учебнику (стр.56).
-Что можно сказать о нашем выводе и выводе в учебнике? (Совпадают)
Записывает формулу в общем виде
1 х а = а х 1 = а
Ставим на стол 4 стакана. Ни в одном из них нет ручек. Давайте найдём количество ручек сложением 0+0+0+0=0
-Заменяем произведением 0х4=0
Организует работу с учебником стр. 56 №3
Сделаем вывод: Если нуль умножить на любое число, получится нуль.
0 х а=0
Примените переместительное свойство умножения и запишите другое равенство
а х 0 = 0
- А теперь сформулируйте и запишите в общем виде всё выше сказанное.
0 а = а 0 = 0
Работа по учебнику (стр.56).
-Что можно сказать о нашем выводе и выводе в учебнике? ( Совпадают)
Определяют шаги выхода из затруднения и реализуют построенный проект. Анализируют, сравнивают выражения
Выполняют арифметические действия.
Проверить выполнение с другими числами
Выполняют №1, стр. 56
Делают вывод, сравнивают его с выводом в параграфе учебника.
Используют знаково-символические средства
Записывают формулу в тетрадь
Ответы детей
Записывают формулу в тетрадь
Фронтальная
Познавательные:
Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Подведение под понятие, выведение следствий
Личностные:
Формирование учебных мотивов достижения
Познавательные:
Находить нужную информацию, сравнивать с собственным выводом.
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме
5. Физминутка
Организует динамическую паузу
Выполняют движение под руководством заранее подготовленного ученика
Личностные:
Преодоление импульсивности и непроизвольности.
6. Первичное закрепление.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием алгоритма вслух.
Работа на доске и в тетрадях:
1х3= 0х15=
0х5= 1х26=
1х4= 1х47=
0х6= 0х28=
Решение уравнений.
Решите уравнения, используя полученные формулы
7 х х = 7
у х 32 = 0
1 х z = 37
Выполняют типовые задания на новый способ действий: с проговариванием алгоритма вслух.
Записывают решение в тетради и на доске
Фронтальная,
Познавательные:
Дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом.
Использование знаково-символических средств при решении задач.
Регулятивные:
Планировать свою работу
Коммуникативные:
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (дифференцированная)
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на усвоение нового знания.
Задания на листе зелёного цвета (для хорошо усвоивших тему):
Пользуясь формулами найди значение выражений:
(65-64)х15= 1х20=
(81-81)х36= 32х1=
1х(30-23)= 0х6=
0х(29-5)= 98х0=
Сравни:
1х38 *1+38
7х4*7+7+7
Задания на листе красного цвета (для не уверенных, что хорошо усвоили тему):
Замени сложением и реши:
3х4=
1х6=
0х7=
Сравни:
1х8*1+8
6х3*6+6+6
Организует самопроверку заданий по эталону.
( Лист на парте)
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания нового типа.
Выполняют работу.
Осуществляют само-проверку, сравнивая свой ответ с эталоном.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Проводят самооценку по алгоритму.
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
Оценивают свою работу на полях смайликами.
Индивидуальная.
Регулятивные:
Прогнозирование уровня своих знаний.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме
8.Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности. (Самооценка деятельности на уроке)
Организует рефлексию.
Организует проведение самооценки «Дерево успеха»
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают по схеме что узнали, запомнили, смогли.
Проводят самооценку «Дерево успеха»
Фронтальная
Личностные:
Понимать значение знаний для человека.
Регулятивные:
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:
Осознанное построение
речевого высказывания в устной форме.
9. Предполагаемое дифференцируемое домашнее задание (по выбору учащихся).
Организует запись дифференцируемого домашнего задания с. 57 № 6,7 или с. 57 № 8, 9
Записывают домашнее задание.
Фронтальная
Регулятивные:
Контролируют себя в процессе записи домашнего задания.
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система
«Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –
М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно_диалогического обучения //
Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное обра_
зование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.
15