Разработка урока по математике 2 класс Тема: Умножение с нулем и единицей. Цели урока:

Разработка урока
по математике 2 класс

Тема: Умножение с нулем и единицей.
Цели урока:
Образовательные:
Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей;
Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения;
Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение;
Формировать начальные умения работы с текстом.
Развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся (через развитие интеллектуальных и коммуникативных умений);
Развивать творческие способности учащихся;
Развивать академическую одаренность учащихся, умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету;
Воспитывать дружественные отношения в коллективе.

Ход урока:
I. Оргмомент.
1. Эмоциональный настрой к уроку.
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево потянулись
И друг другу улыбнулись.
2. Проверка домашнего задания.
С.144 №942 (назовите ответ задачи)
3.Проверка знаний Переместительного закона умножения в игровой форме:
-Расскажи правило «по телефону маме».
-Расскажи правило так, как рассказал бы ты своей собаке или любимой игрушке.
-Поучи правилу попугая.
-Передай правило « по радио» как самую свежую новость.
4.Зафиксировать все повторяемые понятия в виде схем (переместительный закон умножения а · в = в · а; действие умножения – это действие заменяющее сложение одинаковых слагаемых).
5. - В нашу школу пришло письмо для ребят 2-х классов. Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Вам пишет президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба - трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти два испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме. Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!» - Вы готовы принять участие в конкурсе?.
6. Блиц- опрос.
Как называют числа, которые перемножают?
Как называют результат умножения?
Как называют число, которое делят?
Как найти неизвестный множитель ?
7. Минутка каллиграфии.
1) На доске  записаны числа:
32, 34, 36, 38, ................
-Что интересного заметили в записи чисел?
-   Продолжите, соблюдая закономерность на четыре числа вправо.
2) Запишите возможные варианты двухзначных чисел, составленные из 1,2,8. (Подчеркнуть разряд десятков).

II.Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Кто найдет больше изображений знаков «больше», «меньше», «равно» .
С помощью какого знака улыбнулся ёжик?
(На доске занимательные рисунки)
2. Устный счет
7 · 4 7 · 6
3 · 15 15 · 3
8 · 6 6 · 5
Вопросы:
Что общего в этих выражениях? (произведения)
Кто может сравнить выражения каждой строчки, не вычисляя?
Что получилось? (равенство и неравенство)
Доказываем, как получили неравенства (7 · 4 < 7 · 6, так как первые множители одинаковые, а вторые множители неодинаковые, у первого выражения меньше, значит и значение выражения будет меньше).
На каком основании получилось равенство? (переместительный закон умножения). Назовите его (от перестановки множителей произведение не меняется).
III. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Произведение трех чисел, написанных вдоль сторон треугольника, имеют одинаковые значения. Найдите недостающие множители (абаки)
Кто не смог найти значение?
Почему затруднились в этом задании?
Чего не знаем? (умножение на 0)
А кто смог получить ответ?
Кто знает?
Докажите правильность ответа. И так, сколько получится, если мы 6 · 0 (по 6 возьмем нисколько = 0 и т.д.) А еще как можно доказать? (Если дети затрудняются обратить внимание на повторение а · в = в · а )
0 · 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Какой можно сделать вывод? 0 · а = 0, а · 0 = 0
Давайте вместе сформулируем правило 0 · а = а · 0 = 0

2. Что такое умножение! Это умное сложение Ведь умней умножить раз, Чем слагать все целый час.
- О чем идет речь в стихотворении?
- Что вы знаете об умножении? - Для чего нужно уметь умножать?
3. Тема нашего урока «Приемы умножения с нулем и единицей». (В теме урока появляются волшебные цифры).

IV. Ознакомление с новым материалом.
1.Фронтальная работа по заданиям учебника на с. 144.
- Давайте понаблюдаем за выполнением отдельных действий умножения:
Задание 1) с.144 №973.
- Понаблюдайте за значениями произведений.
-Чему равно произведение единицы на любое число, большее1?
Задание 2)
Знакомство с выводом в рамке.
-А знаете ли вы, как умножить нуль на число?
Задание 3)
Знакомство с выводом в рамке.
- Какой вывод можно сделать об умножении единицы на любое число? А при умножении нуля на любое число?
- Чему нам сегодня надо научиться?
2. Где мы можем проверить полученное нами открытие? (учебник).
Чтение правила в учебнике стр. 145 № 974
3. Дети решают примеры с комментированием в тетради и на доске:
17  = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7 14 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4 15 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
-Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые.)
-   Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)

– Сделайте вывод: 1а – ? (1а = а.) Выставляется карточка: 1а = а
– Имеют ли смысл выражения 71, 41, 51? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
– Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 41 = 4; 51 = 5.
– Сделайте вывод: а1 = ? (а1 = а.)
Выставляется карточка:1 = а. Накладывается первая карточка на вторую: а1 = 1а = а. – Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.) – Молодцы! Итак, будем считать: а1 = 1а = а.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0. Вывод:
– при умножении числа на 0 или 0 на число получается нуль: а 0 = 0 а = 0.  – Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на образы:

4. Игра «Зеркальце».
1 – “зеркальце”, 0 – “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 – “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 – “шапка-невидимка”).
5. Физминутка: Потянуться столько раз, сколько будет 1*7, Присесть столько раз, сколько будет 1 * 3, Подпрыгнуть высоко столько раз, сколько будет 0*4 Наклониться столько раз, сколько будет 1*5

V. Закрепление и осмысление знаний.
1. Первичное закрепление.
Работа с учебником стр. 145 № 975
2. Работа в парах
27* 1 79 * 0
56* 0 84 * 1
3. Игра « Придумай свой пример».
Придумай свое выражение с ответом
(На доске рисунок из цифр)
4.Пальчиковая гимнастика.
5. Индивидуальная работа 2 человека за доской решают это задание.
6.- Чему будем учиться на уроке? Умножение 0 на число или числа на 0.
Для чего это нам нужно? (Для решения выражений, в олимпиадах, в контрольных работах)
Фронтальная работа с проговариванием правила.
Показываю схему [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что это? (схема выражения)
Найдите выражение, которое подходит к этой схеме (6).
Решение у доски с проговариванием этапов решения и правила.
На доске:
1.(6 · 4 – 3 · 8) + 3
2.7 · (2 · 7 + 34 - 48)
3.0 + (4 · 4 – 3 · 5)
4. 8 · (30 – 3 · 3 - 21)
5. 3 + (7 · 7 – 20 - 29)
6. (36 – 9 · 4) · (39 + 46)
5. Музыкальная физминутка “Ты да я с тобой”
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (вторичное закрепление)
Проверить и оценить свое умение применять новые знания по эталону.
Каждому варианту предлагаю по 2 схемы. Какое будет задание? (подобрать к схемам выражение и решить его). Решить любое выражение, которое подходить к вашим схемам, а если решите оба выражения, будет просто здорово. Два ученика по жребию берут схемы, выражения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверка “скорая помощь”. Если возникнет такая ситуация, что нужно будет кому-то вызвать “Скорую помощь”, то по какому-то номеру будете звонить? (03). Что вы можете сказать о числе 0, 3? (четное, нечетное, однозначное, натуральное, ненатуральное)
В выражениях под четными номерами ответ 0, под нечетными 3.
8.Взаимопроверка. Обменялись тетрадями по образцу на доске. Проверим порядок действий.
9. - Мы вывели правило умножения единицы и нуля. А сейчас попробуем применить наши знания на деле. - Решаем задачи
На каждой тарелке 1пирожок.Сколько пирожков на 4 тарелках?
- Как будем решать задачу? - Как записать решение этой задачи с помощью математического выражения? - Замените сложение умножением. - Как вы думаете,  какое решение будет верным? Докажите.
После обеда на столе осталось 5 тарелок. Ни на одной из них не было ни одного яблока. Сколько всего яблок на этих тарелках?
- Как будем решать задачу?
3) (На уроках природоведения мы изучали тему: «План и карта»)
От школы до своего дома Маше и Соне надо идти одинаковое расстояние в 1 километр, но в противоположные стороны. На каком расстоянии друг от друга живут Маша и Соня?
10.Физкультминутка
11. Работа с учебником
Решение задачи с.145 №976
12. Работа с геометрическим материалом.
Измерить стороны квадрата и найти его периметр.
(На доске рисунок и з геометрических фигур)

VI. Подведение итогов урока.
-Чему учились на уроке?
-Вернемся к нашему треугольнику (б). Какой должен получиться результат? (0) Особое внимание обращаю на средний ответ слева.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети показывают абаком, ответы получаются разные и все верные. Какой можем сделать вывод? (При умножении нуля на любое натуральное число получится нуль).

2. Открываю выражение
(20 + 4 · 5 : 10 – 19 + 39) · 7 · 2 · 0 =
Кто быстрее всех сосчитает сколько будет?
Почему? (Последнее действие умножение на 0).
Вывод:
При умножении любого натурального числа на нуль получиться нуль.
3.Упражнение «Микрофон»
-На сегодняшнем уроке для меня важным открытием было
-Эта информация позволяет нам сделать вывод
-Сегодняшний урок научил меня..
- Какую цель мы поставили в начале урока?  - Достигли мы своей цели? - Какие правила вы запомнили на этом уроке? - Какое число получается при умножении 0 на любое число? -Что получается при умножении 1 на любое число? - Что было интересным на уроке? - Что было сложным? 4.Д/З стр.145, №978 или №979 (по выбору).
5. Оценивание учащихся.
6.-Ребята, вы блестяще справились с работой. Каждый из вас получил высокий балл. В сумме каждый набрал «проходной» балл и вступил в Клуб серьезных математиков. Я поздравляю вас с победой! Но на этом останавливаться нельзя, в дальнейшем вас ждут более серьезные испытания. Ведь  вы теперь члены Международной организации КЛУБА СЕРЬЕЗНЫХ МАТЕМАТИКОВ.

VII.Рефлексия.
– Хотите узнать что вас ждет в будущем? Вы это узнаете, расшифровав запись
(Решение примеров 3 командами)
Удача! Успех! Отдых! (на перемене)
6*1 1*9 5*1
0*4 6*0 7*0
1*8 7*1 1*6
5*0 0*3 1*2
9*1 8*1 9*1
18*0 16*1 15*1
(Ученики находят значение выражения и переворачивают карточку с данным ответом. В результате открываются 3 слова:»Удача!», «Успех!», «Отдых!»).








13PAGE 15


13PAGE 14615




15