Конспект урока математики Ознакомление с новой единицей измерения массы – граммом


Дата: 14/03/2017
Класс: 3 – А
Учитель: Царук В.Е.
Урок: математика. УМК «Школа России».
Раздел: Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Тема. Ознакомление с новой единицей измерения массы – граммом, соотношением между граммом и килограммом.
Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом; учить устанавливать соотношение между килограммом и граммом; закреплять вычислительные навыки, решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты. Предметные: получат возможность познакомиться с новой единицей массы – граммом; научатся устанавливать соотношение между килограммом и граммом; закрепят вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Метапредметные. Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение при работе в парах; познавательные: научатся строить несложные модели математических понятий и отношений.
Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Технология деятельностного метода обучения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация, телевизор, ноутбук, фишки для игры «Светофор», «Лесенки успеха»,
весы бытовые электронные и механические.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
-Каким видите урок математики? Как мы должны работать на уроке, чтобы всё задуманное сбылось?
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Улыбнитесь друг другу. Желаю всем удачи.
Девиз урока: «Математика – это гимнастика ума». (Слайд 1).
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Математики. В путь, друзья!
2. Актуализация знаний.
Устный счёт.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без устного счёта.
Не сдвинете с места любая работа.
-Начинаем наше путешествие по математическим дорожкам
«Математические дорожки». (Слайд 2).320:10 : 8* 100 + 20 + 6 - 400 *2*10 : 1 – 20 = (500)
328 – 28 : 100*12 : 6 * 10 + 200 + 5 - 65 : 10 – 20 = (0)
-Математические дорожки привели нас к первой станции – «Чистописание».
Зарядка для пальчиков «Капуста».
1 станция «Чистописание». ( Слайд 3).
- Запишите дату урока.
-Пропишите строку числа 561. Дайте характеристику этому числу: какое оно? Назовите соседей этого числа. Разложите на разрядные слагаемые. Используя цифры 5,6,1, не повторяя их, запишите все возможные трехзначные числа.
165, 156, 651, 615, 516
- Назовите наименьшее число (156), наибольшее число (651).
- Впереди нас ожидает следующая станция – «Математический диктант».
2 станция «Математический диктант». (Слайд 4)
-Решите задачи, запишите решения.
1)Туристы прошли пешком 30 км, а на лодках проплыли в 10 раз больше. Какое расстояние туристы проплыли на лодках? ( 30●10=300 км)
2) От ленты длиной 70 см отрезали одну десятую часть. Сколько см ленты отрезали?
(70 : 10 =7 см)
3) Ширина окна 15 дм, а высота - на 5 дм больше. Какова высота окна? (15 +5=20 дм)
4) Масса бурого медведя 400 кг, а медвежонка – в 100 раз меньше . Какова масса медвежонка?
( 400: 100= 4 кг)
-Выполните самооценку ожидаемых результатов с помощью «Лесенки успеха». (Слайд 5).
Взаимооценивание.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения задания вашим соседом, используя лист контроля. (Слайд 6).
- Кто решил задачи без ошибок?
- Выполните повторную самооценку на «Лесенке успеха».
Физкультминутка «Потягушки».
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Назовите единицы измерения, которые встретились в задачах.
- Какая из них лишняя, почему?
- Какую величину измеряют килограммами? (Массу).
Станция «Наблюдений».
-Проведём наблюдение.
- У меня пакет гречки. Какова его масса? Как это проверить? Каким прибором?
- Можно ли килограммами измерить массу пакетика ванилина? Почему?
- Как измерить массу этого пакетика?
-Чтобы измерить массу пакетика ванилина нам понадобиться более мелкая единица массы. Расшифруйте, как она называется: из записи вычеркните все буквы Ю.
ГЮРЮАЮМЮМЮ (Грамм).
-Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим перед собой? (Слайд 7).
-Как вы думаете, понадобятся ли знания, которые мы сегодня откроем, для жизни?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Беседа.
- Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? (Чтобы знать массу предмета)
– Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? (При покупке продуктов)
– А как нам можно узнать массу предмета? (Взвесить)
– С помощью чего мы производим взвешивание? (Весов)
Станция «Новых знаний».
- Весы бывают механические, электромеханические и электронные. (Багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные, детские).
Просмотр презентации «Виды весов». (Слайды 8, 9, 10, 11).
Физкультминутка.
Работа с учебником (с. 54).
- Как происходит взвешивание? (На одну чашу весов поставили предмет, а на другую гирю 1кг)
- Рассмотрите рисунок. Что тяжелее: кочан капусты или гиря? ( Кочан капусты тяжелее, чаша весов опущена ниже).
-Массу тяжелых предметов обычно измеряют в килограммах. Слово «килограмм» записывают кг.
- Масса капусты больше или меньше, чем 2 кг?
- Чтобы узнать точнее массу предметов, используют не только килограмм, но такую единицу измерения массы как грамм. Слово «грамм» сокращено записывают так: г.
- Запомните: 1кг = 1000 г (записывают в тетради) (Слайд 12).
1 кг = 1000 г
5. Первичная проверка понимания.
- С какой величиной сегодня работаем? (С массой)
- Какую новую единицу измерения массы открыли? (Грамм).
- Какое соотношение установили между кг и г ?
- Где нам могут понадобиться новые знания?
6. Первичное закрепление.
- Отправляемся на станцию «Закрепления».
- Рассмотрите, какие бывают гири. (Слайды 13, 14)
Работа в парах.
-Узнайте, какие гири потребуются? (Слайд 15).
Образец: 235г= 200г +20г+ 10г+ 5г
- Оцените работу пары с помощью «Светофора».
Зелёный – мы справились, задание выполнено хорошо;
жёлтый – задание выполнено с недочётами;
красный - задание выполнить не удалось.
- Решим задачу с новой единицей измерения – граммом.
Работа над задачей № 2 (с. 54, учебник) (Слайд 16).
200*2 + 50 * 2= 500 (г)
Ответ: масса покупки 500г.
Самостоятельная работа.
- Рассмотрите рисунок ( слайд 17). Узнайте, сколько граммов сладостей съел мальчик?
Проверка. Самооценка.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Дома выполните №3 ( с. 54) - решить уравнения и один из номеров (№4 или задачу под чертой – по выбору).
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (Слайд 17).
- Какая мера массы больше кг или г ?- Сколько граммов в 1 кг?
- В каких случаях мы используем измерения в граммах ?- Какая была цель урока?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Оцените свою работу на уроке. Упражнение «Незаконченные предложения».
-Молодцы! Урок закончен.(Слайд 18).