Разработка классного часа на тему Семья в моей жизни (4 класс)
Классный час "Семья в моей жизни"
Эпиграф: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. (Л.Н.Толстой)
Цель: показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье.
Задачи:
Развития
умение находить ключевые слова и понятия в данной информации;
Культуру дискуссии, спора, умение правильно строить доказательство своей мысли
Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
Воспитания
Формировать чувства гуманизма, уважения к старшим, благородства, великодушия, сочувствия, чуткости, человечностиФормирование практических навыков построения взаимоотношений
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Формировать умение общения с друзьями, младшими и старшими, с родителями
Составление своей родословной
Обучения
объяснение значения семьи в обществе,
ввести понятие благополучная семья и неблагополучная семья,
познакомить со статьей №27 Конституции о значении семьи
Оборудование: Наглядный материал: презентация, видиоматериал «Всемирный день семей», карточки с ситуациями и пословицами, рисунок «Родословная», маркеры, карточки с буквами С, Е, Мь, Я.
«Из россыпи народной мудрости»:
Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)
Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г.Белинский)
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
Родителей слушать – горя не знать!
Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
При солнце тепло, при родителях хорошо!
Береги отца с матерью: других не найдешь
В хорошей семье хорошие дети растут
Ход урока
1.Эмоциональный настрой. Звучит песня «Родительский дом»
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.2. Мотивационный блок. А) Работа с темой. Определить тему классного часа и цель мероприятия, прослушав стихотворение: (слайд 1)стихотворение о семье
8 сентября 2013 года впервые в Казахстане отметили День семьи. «Впервые в нашей стране учрежден День семьи, который будет отмечаться в Казахстане каждое второе воскресенье сентября. Как отметил глава государства, в нашем обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций.
«День семьи будет способствовать укреплению нравственности, духовности, безусловному признанию в нашем обществе важности ответственного супружества. Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным шаныраком - это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа»
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Эпиграфом нашего классного часа будут слова Л.Н.Толстого “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.(слайд 2)
(Слайд 3) Семья для человека – его поддержка, защита от внешних отрицательных энергий. Семьи бывают разные. Но та семья считается благополучной, где в основе лежит любовь и уважение. Все члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу.
(слайд 4) В Конституции РК (ст. 27 ) написано «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях».
Сколько стоит человек? Можно ли оценить человеческий разум? Сколько стоит каждая из ста триллионов наших клеток? Кто, по вашему, создает все чудеса на свете: храмы, пирамиды, космические корабли? Так вот, человек – главное чудо света, и он бесценен. Каждый из вас – это чудо, ваша семья – чудо. Для мам и пап очень важно сохранить вас и ваше здоровье. Но вы сами тоже должны заботиться о родителях, не огорчать их. Великий педагог В.Сухомлинский выразился о семье «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» (слайд 5)
Упражнение “Ассоциации”. (слайд 6)
Обучающиеся делятся на две группы (вытягивают листочки двух цветов, после этого используют листочки для написания ассоциаций)
- Что такое семья?
- С чем у вас ассоциируется слово “семья”? (Это 7 пальчиков: мама, папа, две бабушки, 2 дедушки и Я.)
- Какая семья называется счастливой?
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Педагог зачитывает стихотворение:
Я над семьей Дышу благоговейноСкажу Вам правду,Не кривя душой,Что для меняСлова: очаг семейный –Несут понятие – святой.Н.Белоусов.
3. Основной блок. (слайд 7)
В словаре С.И.Ожегова дается толкование слову СЕМЬЯ.
«Семья – группа живущих вместе близких родственников»
- Кого мы считаем близкими родственниками?
Послушайте стихотворение
КТО КОМУ КТО?
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Марата дочь, моего сыночка!
- Мой папа большой, а совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей Майры?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни-ка сначала!
Что, совсем запутались? Попробуем вместе.
Кем ты доводишься папе и маме?
Кто ты для бабушки и дедушки?
Кто у тебя родные – сестра, братья?
Назови двоюродных братьев и сестер.
Кем являются для тебя родители двоюродных братьев и сестер? А ты для них?
А) Упражнение “Родословная” (слайд 8)
Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.
«В единстве — сила». Сказка В. А. Сухомлинского «Лепесток и цветок». Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! — Я самый красивый. Без меня Цветокне цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне? Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустики розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.— Ты кто? — спрашивает Муравей.— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок.А лепесток без цветка — ничего.
Содержание сказки обсуждается.
Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом и только все вместе сильны. В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!
(Слайд 9)
Звучит песня «Родительский дом». Дети заполняют листочки «Моя родословная»
Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Обучающиеся представляют свои родословные с места. Основные понятия выставить на доску.(мама, папа, брат, сестра, деда, баба, прабабушка, прадедушка, тетя, дядя, двоюродные брат, сестра)
– Знаете ли вы откуда вы родом?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?
– В честь кого вас назвали?
Б) Упражнение “Семейное счастье”. (слайд 9)
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Методика «Мозговой штурм»
Варианты ответов
Положительные качества – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье) Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.- Какие могут быть в семье еще отношения?
Отрицательные. Например: злоба, недоверие, жестокость, насилие, грубость, ненависть, обман) Из положительных качеств семьи складывается благополучная семья. А из отрицательных качеств – неблагополучная.
В) Упражнение “Обязанности в семье”.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?
Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?
мама папа дети Обязанности родителей и детей по Конституции РК
(звучит песня «Моя семья»)
После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Из россыпи народной мудрости подберите подходящую по смыслу пословицу.
“Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.
Г) Упражнение “Конфликты”. (слайд 10)
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Инсценирование
В комнате собралась почти вся семья. Бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын.
Сын : Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть)
Мама : С грязными руками за стол! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правахребенка знакомились!
Бабушка: Амир, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка! (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся!
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. (садится , смотрит телевизор)
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа!
Учитель:
- Какие ошибки в поведении членов семьи вы увидели?
Между прочим, благополучие и каким вырастет ребенок во многом зависит от родителей.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?
Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях. Выбор пословицы из банка мудрых мыслей.
Легенда о прочности семьи
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (Терпение)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными. «Родителей слушать - горя на знать»
Д) Упражнение “Какая будет ваша семья?” (слайд 11)
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья?
Каждая команда получает букву. Придумать слова , характеризующую семью. Напишите.
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,
Сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая
Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная
Я – яркая, ясная
4.Рефлексия.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.Сидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,Родители - во всем мудрей,Любимый папа - друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть ее дороже.На этой сказочной земле!
5. Подведение итога. Обобщение. (слайд 12 - 13)
Что на свете всего дороже?
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
ень семьи впервые отмечают в Казахстане 8 сентября. Указом главы государства этот день отмечается во второе воскресенье сентября.
В заключение звучит песня «Семья – радость моя»