Роль предметной области Искусство в становлении развитии эстетических и нравственных качеств у школьников
Роль искусства в формировании и развитии эстетических и нравственных качеств школьника.
Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. И наиболее эффективным, несомненно, является художественное и эстетическое и нравственное воспитание, как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у ребят формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.
Предмет Искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. В процессе деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся анализировать и наблюдать предметы и явления окружающего мира, слушают музыку, принимают участие в театральных зарисовках.
Таким образом, учебный предмет Искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Как известно, в становлении и воспитании эстетических и нравственных суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства, литературы, музыки, кино, театра является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики, музыки, литературы явлений и событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность.
Благодаря своей наглядной образности предмет Искусство, способствует воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий. Процесс развития личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического и нравственного воспитания школьников средствами искусства.
Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. Это объясняется тем, что специфика предмета Искусство, требует творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности.
Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.