1. На каких принципах основана российская система образования. 2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение». 3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления
ДОКЛАД
методическое объединение учителей физической культуры
МОУ лицей «МОК» №2
Подготовил: учитель физической культуры Кошлань Л.Л.
На каких принципах основана российская система образования.
2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение».
3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления. Пульсометрия. Методики их использования на уроках физкультуры.
1. На каких принципах основана российская система образования.
Система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.
Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего, развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования. Во-вторых, уровнем развития культуры, в широком е смысле и науки в частности.
В-третьих, особенностями форм общественного сознания, идеологией, моралью, религией. Например, в станах с мусульманским вероисповеданием, принципы образования существенно отличаются от христианских.
В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.
Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т.п.)
Факторы, определяющие систему образования, динамичны, потому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворят запросы как общества, так и личности.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 году (существенные поправки в него внесены в 1996 году) Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека , свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образования . Автономность образовательных учреждений.
2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение».
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис.1).
Рис. 1 Средства физического воспитания
Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная гигиена и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Понятие «физическое упражнение».
Физические упражнения это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления. Пульсометрия. Методики их использования на уроках физкультуры.
Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой. Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
Внешние признаки утомления детей на занятиях.
Наблюдаемые
признаки
и состояние ребенка
Степень выраженности утомления
небольшая
средняя
Окраска кожи лица, шеи
Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное
Значительное покраснение лица, выражение его напряженное
Потливость
Незначительная
Выраженная потливость лица
Дыхание
Несколько учащенное, ровное
Резко учащенное
Движения
Бодрые, задания выполняются четко
Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других заторможенность
Самочувствие
Хорошее, жалоб нет
Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий
ПУЛЬСОМЕТРИЯ (от лат. pulsus удар, толчок и греч. metreo измеряю) измерение частоты пульса.
Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».
По возможности, вести наблюдение рекомендуется за несколькими разнотипными представителями класса: девочки, мальчики; высокого, среднего, низкого уровня физической подготовленности.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, объяснить цель, порядок ведения пульсометрии.
Подсчитывается пульс сразу после окончания выполнения упражнения или серии упражнений в течение всего урока. Все измерения желательно проводить в одной и той же свободной стойке ученика.
Длительность подсчета – 10 секунд. Затем показатель переводится в минутный, по которому и определяется графическое изображение динамики пульса в течение урока – физиологическая кривая урока, которая отражает последовательность изменения нагрузок.
Данные каждого измерения занести в протокол и подробно записать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый.
При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
По высоте кривой можно судить об интенсивности нагрузки:
ЧСС 180-200 уд/мин. рассматривается как сильная реакция организма при нагрузках большой интенсивности, (если подобная реакция возникает на малую нагрузку, то это свидетельствует о низкой подготовленности занимающихся или об утомлении;
ЧСС 140-170 уд/мин. - средняя реакция организма;
ЧСС 100-130 уд/мин. - слабая реакция организма (средняя и малая интенсивность).
Методика проведения и обработки пульсометрии. Необходимо заранее подготовить форму протокола. Иметь при себе секундомер или часы с секундной стрелкой. Для наблюдения выбрать среднего, по уровню физической подготовленности, ученика основной медицинской группы. Измерять пульс необходимо до и после выполнения упражнений, различных по нагрузке, с интервалом между измерениями 3-5 минут. При этом надо находиться вблизи ученика, не мешать учителю и классу, не отрывать ученика от выполнения упражнений, стараться не допускать длительных более 5 минут перерывов между замерами, измерять пульс, задерживая ученика не более 10-15 сек.
Данные каждого измерения занести в протокол и подробно записать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый (табл. 2). В таблице 2 представлено примерное распределение нагрузки по пульсу в подготовительной части урока. В процессе урока в основном заполняются графы 1,2, 3,4 и 6.
После окончания урока по результатам протокола заполнить 6-ю графу и вычертить график кривой нагрузки по пульсу (см. рис. 1). Дать письменный, профессионально грамотный анализ полученных данных.
15