Конспект районного семинара методического объединения классных руководителей 
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
с. Алексеевка муниципального района Алексеевский
Самарской области
структурное подразделение
дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»
Методическая разработка 
«Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей»
	Разработчик:
Сафина В.В., 
старший методист ЦДОД «Развитие»                                    
с. Алексеевка
2014 
Пояснительная записка
Название работы: Методическая разработка: «Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей».
Аннотация: 
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении дополнительного образования. 
Разработка адресована заместителям директора по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, методистам.
Время проведения: 1ч. 10 мин.
Форма проведения: обучающий семинар
Сценарий семинара.
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Я рада приветствовать вас здесь на нашем  заседании районного методического объединения «Школа классного руководителя».
Мы с вами знаем, что в работе КР существует много проблем, поэтому для успешной работы МО классных руководителей необходимо, сначала провести диагностику затруднений в этой области. Необходимо определить, на каком уровне находиться классное руководство в  школах нашего района, и какие затруднения испытывают педагоги в своей работе. Для этого было проведено анкетирование среди КР школ района, анализ этих анкет я представляю вашему вниманию.
Анализ анкет КР 
Анкетирование среди классных руководителей было проведено с целью: 
 выявить затруднения, с которыми они сталкиваются  во время работы, 
какую помощь они хотели бы получить
определиться с тематикой обучающих семинаров.
Было опрошено 51 педагогический работник ОУ Алексеевского района. 
Осуществление классного руководства в школе, по мнению опрошенных, должен выполнять:
- освобождённый кл. рук.(воспитатель) – 61%
- учитель-предметник – 43%
- куратор параллели класса – 4%
На второй вопрос, по поводу обращения за помощью при затруднениях в работе кл. рук., единодушно ответили 67% - к другим учителям, 61% - к Интернету, к мет. лит.  – 57 %, к администрации школы – 45%, к методистам – 2%, не обращаюсь за помощью – 1 человек.
Основными источниками знаний о нововведениях в воспитательной работе среди классных руководителей района являются периодические издания, журналы и газеты. Среди них лидирует журнал «Классный руководитель» - 37 %, затем журнал «Начальная школа» - 16 %, Справочник классного руководителя, Воспитание в школе – по 8 %, Первое сентября – 4 %, Учительская газета – 2%.
В работе классного руководителя часто встречаются ситуации, когда необходима помощь других специалистов. Судя по анкетам, школьный психолог чаще всего востребован  - 80%, на втором месте – социальный педагог – 47%, администрация школы – 22%.
Видов деятельности у классного руководителя предостаточно, приоритетным считается  работа непосредственно с учениками – 86%, организаторская работа – 25%, работа с документами – 22%, работа со взрослыми – 22%.
Среди профессиональных затруднений на первое место поставлена работа с трудными учащимися – 37%, на второе место – новые педагогические технологии - 24%, на третье – диагностика – 20%, дальше по убывающей - работа с родителями и анализ и самоанализ – по 18%, планирование воспитательной работы и самоуправление – по 14%,  внутришкольное взаимодействие – 8%, профориентационная работа – 4%.
 Методическое объединение классных руководителей необходимо в образовательном учреждении, положительно ответили – 47%, 27% считают, что нужно изменить его работу, 10% считают, что пользы оно не приносит.
Вопрос организации МО кл. рук. волновал не всех, многие просто игнорировали его. Из тех, что ответили, считают, что МО должно оказывать конкретную практическую помощь – 14%, МО в форме обмена опытом – 8%, в форме клуба творческих классных руководителей – 4%.
На заседаниях МО хотели бы обсудить следующие темы: в первую очередь – новые педагогические технологии – 22%, работа с трудными учащимися – 16%, диагностика личности, классного коллектива – 10%. Менее приоритетными были выделены следующие темы: планирование воспитательной работы – 6%, работа с родителями – 4%, диагностика уровня воспитанности – 4%, обобщение опыта классного руководителя – 4%.
Остальные темы получили равное количество голосов – по 2%, это:
 - классный час в системе личностно-ориентированного воспитания,
 - технология педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе,
 - мотивация в учёбе,
 - подготовка к конкурсу «Самая классная»,
 - проектная деятельность,
 - анализ и самоанализ воспитательной системы,
 - организация деятельности классных коллективов в условиях демократизации школы,
 - организация самоуправления в классе,
 - воспитание школьников,
 - формирование лидерских качеств у детей,
 - профилактика здорового образа жизни,
 - толерантность,
 - профориентационная работа в среднем звене,
 - работа с одарёнными детьми. 
 Согласно проведённому анкетированию можно сделать следующие выводы:
 Классным руководством должен заниматься в школе воспитатель.
При возникновении затруднений чаще всего обращаются за помощью к коллегам, к Интернету, к методической литературе. 
О инновациях в воспитательной работе узнают из источников, наиболее доступных большинству, это периодические издания, Интернет. Нужна помощь специалистов, таких как школьный психолог и социальный педагог. 
 Профессиональные затруднения вызывают такие вопросы, как работа с трудными учащимися, внедрение новых педагогических технологий, различная диагностика и т.д.
Что касается работы МО классных руководителей, то приходим к выводу, что оно необходимо, но нужно изменить его работу. На заседаниях МО опрошенные хотели бы получить конкретную практическую помощь, обмен опытом и немного творчества. Тематика семинаров, предложенных для обсуждения на заседаниях, очень обширна. Но большинство респондентов сошлись во мнении, что внедрение новых педагогических технологий, работа с трудными учащимися, диагностика личности, классного коллектива, это самые важные вопросы, требующие первоочередного рассмотрения.
Обратите внимание, что в некоторых вопросах были пункты:
 не обращаюсь за помощью, 
не интересуюсь этим вопросом, 
мне всё равно, которые остались без внимания. 
Это означает, что затруднения разного характера в работе есть и практически у всех классных руководителей, будь то начинающие или с большим опытом работы.
Игнорирование пунктов обращение за помощью к методистам, в методкабинет, говорит о том, что в школах, в районе нет методического центра, отвечающего за работу классного руководителя.  
 На основе этих анкет мною было составлено примерное планирование работы РМО.
План работы РМО ШКР 
№
Содержание деятельности
Сроки 
Исполнители
1 
Семинар «Учимся сотрудничать» 
Март 2014 г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
2
Семинар «Документация и отчётность классного руководителя»
Подтемы: 
- функции классного руководителя 
- программа воспитательной работы
- воспитательная система классного коллектива
Май 2014 г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
3
Семинар «Новые педагогические технологии»
Подтемы:
- подготовка к конкурсу «Самая классная - классная»
Сентябрь 
2014 г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие» 
4
Семинар « Работа с трудными  учащимися»
Подтемы:
- мотивация в учёбе
- организация самоуправления в классе
Январь 
2015г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
5
Семинар «Диагностика личности, классного коллектива».
Подтемы:
 - формирование лидерских качеств у детей
Март 
2015 г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
6
Семинар «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя».
Подтемы:
- проведение внеклассного мероприятия
Май 2015 г.
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
По положению о работе ШКР 4 раза в год проходят семинары методического объединения. В этом учебном году мы проведём 2 заседания, второе состоится в конце мая.
Игра «Конверт дружеских вопросов». В большой конверт вложите карточки с предполагаемыми темами (числом, равным количеству присутствующих). Конверт передается из рук в руки, и каждый высказывается по вытянутой им теме. 
Анкетирование не всегда дает целостное представление о ситуации,  нужно выслушать и ваши предложения. 
 Игра «Корзина грецких орехов». Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит классных руководителей, с чем они пока не могут справиться. Можно сделать символические корзину и орехи, а можно взять и настоящие. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией.
Теперь нам нужно подвести итоги планирования нашего МО.
Я предлагаю вам проголосовать за предложенные мной темы, как мне кажется, наиболее важные для рассмотрения на наших дальнейших заседаниях.
Утверждение плана.
А сейчас мы с вами проведём небольшое соревнование между командами.  Команда №1, №2, №3.
Первое задание «Решение педагогических ситуаций»
- Ученики ни в чем не хотят принимать участие. - Ученики массово сбегают с классных часов. - На родительские собрания ходят единицы родителей, да и то только те, чьи дети хорошо учатся, но проблема в том, что и те, кто приходят, молча отсиживают положенное время, задают несколько дежурных вопросов и уходят. - В классе есть лидер наоборот, хотя у него все в порядке, учеников он подталкивает к агрессии, безделью, презрительному отношению к школе и учению. - Никто из ребят не хочет заниматься общественной работой. - Фактически, кроме походов, вечеринок в классе и дискотек ребята больше ничего не хотят. 
Второе задание «Ролевые позиции – работа с трудными учениками»
Задание группе №1 (ролевая позиция - родители). Трудный ученик - вина или беда родителей и есть ли из этой ситуации выход. Задание группе №2  (ролевая позиция - трудные ученики). Почему мы такие?
Задание группе №3 (ролевая позиция - классный руководитель). Работа с трудными учениками. Ошибки, допускаемые в работе классных руководителей.
Третье задание «Дружественная ладошка»
Каждая команда рисует ладошку и в ней, в каждом пальце пишет пожелание для другой команды. Пожелания будут оцениваться по 5 бальной системе.
Подведём итоги нашего шуточного соревнования.
На этом наше заседание подошло к концу. Хочу поблагодарить вас за активную работу. Пожелать вам здоровья, счастья и благополучия во всём.
А напоследок хочу предложить вам провести
Мини-игру «Дерево успеха». 
раздайте учителям по три жетона-яблока (красный, желтый, зеленый) и попросите их при выходе прикрепить на дерево то яблоко, в зависимости от оценки, которую они дают этому семинару. 
Красное яблоко – полезно, было приятно участвовать в его работе. 
Желтое – некоторые идеи возьму на заметку, но можно было сделать лучше. 
Зеленое – не понравилось, зря потратил (а) время. 
Приложение №1
«Конверт дружеских вопросов»
Документация и отчётность классного руководителя
Функции классного руководителя 
Программа воспитательной работы
Воспитательная система классного коллектива
Новые педагогические технологии
Подготовка к конкурсу «Самая классная - классная»
Работа с трудными  учащимися
Мотивация в учёбе
Организация самоуправления в классе
Диагностика личности, классного коллектива
Формирование лидерских качеств у детей
Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя
Проведение внеклассного мероприятия
Работа классного руководителя с родителями
Критерии оценивания эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе
Приложение№2
«Педагогические ситуации»
- Ученики ни в чем не хотят принимать участие. 
- Ученики массово сбегают с классных часов. 
- На родительские собрания ходят единицы родителей, да и то только те, чьи дети хорошо учатся, но проблема в том, что и те, кто приходят, молча отсиживают положенное время, задают несколько дежурных вопросов и уходят. 
- В классе есть лидер наоборот, хотя у него все в порядке, учеников он подталкивает к агрессии, безделью, презрительному отношению к школе и учению. 
- Никто из ребят не хочет заниматься общественной работой. 
- Фактически, кроме походов, вечеринок в классе и дискотек ребята больше ничего не хотят. 
Приложение№3
Задание группе №1 (ролевая позиция - родители). 
Трудный ученик - вина или беда родителей и есть ли из этой ситуации выход. 
Задание группе №2  (ролевая позиция - трудные ученики). Почему мы такие?
Задание группе №3 (ролевая позиция - классный руководитель). 
Работа с трудными учениками. Ошибки, допускаемые в работе классных руководителей.
15