Презентация на совещание Особенности психофизического развития детей с ЗПР


«Особенности психического развития детей с ЗПР»(школьный возраст)Подготовила педагог-психолог МКОУ «Голубинская СОШ»Исмаилова А.Д. Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности; Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданийАктивизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации Формы задержки психического развития Задержка психического развития конституционального происхождения;Задержка психического развития соматогенного происхождения;Задержка психического развития психогенного происхождения;Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Особенности ощущений и восприятия нарушение предметности и структурности восприятия;нарушение целостности восприятия;замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий;отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;нарушение ориентировки в пространстве; Особенности внимания неустойчивость внимания;сниженная концентрация внимания;снижение объема внимания;сниженная избирательность внимания;сниженное распределение внимания;трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;повышенная отвлекаемость; Особенности памяти наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;сниженный объем запоминания;нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения; отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций. Особенности мышления Коррекция … путем выполнения …Развитие … через выполнение…Коррекция и развитие … при работе с …Развитие … на основе упражнений … Примеры постановкикоррекционных задач: развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение;развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного шрифта;коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур;развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;развитие кратковременной памяти путем выполнения письма по памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом;развитие связной письменной речи при написании сочинения;развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану;коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах; развитие координации движений при выполнении ………. упражнений;развитие умения объективно оценивать поведение одноклассника при выставлении и коллективном обсуждении его оценки; Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития развитие мелкой моторики кисти и пальцев рукразвитие навыков каллиграфииразвитие артикуляционной моторикиразвитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектовразвитие умения организации и контроля простейших двигательных программ Коррекция отдельных сторон психической деятельности развитие зрительного восприятия и узнаванияразвитие зрительной памяти и вниманияформирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)развитие пространственных представлений и ориентацииразвитие представлений о времениразвитие слухового внимания и памятиразвитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа Коррекционные приемы узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметовпарные изображения (найди отличия)незаконченные изображения (дорисуй)нахождения сходства и различия двух изображенийвычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурациинахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементомнахождение заданного элемента в ряду буквперерисовывание фигур по точкам Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате; Коррекционные приемыпо развитию пространственно-временной ориентировки Определи руку по схеме способом наложения;Определи ногу по отпечатку следов на песке;Работа с числовыми рядами;Графические диктанты;Ориентировка в схеме собственного тела;Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;Определение пространственного расположения элементов букв;Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др. Коррекционные приемыпо развитию памяти Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;Найди предмет среди других;Использование опорных схем;Конструирование с закрытыми глазами;Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами);Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок); Коррекционные приемыпо развитию мыслительных операций Назови одним словом;Исключи лишнее;Обобщи по видовому понятию;Раскрой объем видового понятия;Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …);Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам;Составление плана текста, экскурсии, похода;Описание предмета по картинному плану; С П А С И БО З А В Н И М А Н И Е!